Просмотр содержимого документа
«Обстоятельство и его виды»
Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, а он будет не совсем обычный! Мы с вами на эти 30 минут станем настоящими охотниками за сокровищами! Наша задача – найти клад, который зарыли пираты на острове «КОКОС»! Что же это за таинственный остров? Давайте попросим помощи Алисы.
Вот такой безумно красивый наш остров! Но чтобы найти в нем клад, мы должны найти письмо от старого пирата Джека, который знает о месте нахождения сокровищ. Говорят, письмо спрятано в магической шляпе! Вы готовы, ребята?
-Да!
Актуализация знаний
1 задание – Вы должны по очереди доставать из шляпы свёртки и отвечать правильно на вопросы до тех пор, пока кто-то из вас не вытащит письмо от Джека!
Синтаксическая разминка.
1. Какой второстепенный член может быть прямым и косвенным? (дополнение)
2. Какими бывают определения? (согл. и несогл.)
3.Особый вид определения, выраженный существительным(приложение)
4.Главный член предложения, отвечающий на вопрос “что? кто?”(подлежащее)
5.Член предложения, отвечающий на вопрос “чей?”(определение)
6.Член предложения, отвечающий на вопрос «каков предмет? Что о нем говорится?»(сказуемое)
Дети по желанию выходят и вытягивают бумажки, на которых записаны вопросы. Я незаметно под конец положу туда сверток с письмом.
Первичное усвоение новых знаний
Посмотрите, ученик N нашел наконец письмо от старика Джека. Надо срочно его прочитать! Но посмотрите, магическая шляпа спутала слова в тексте. Необходимо восстановить его. Потерявшиеся слова оказались внизу письма. Давайте его прочитаем и исправим все!
Приветствую вас, дорогие друзья! Вы нашли моё письмо, а это значит, что вы смело можете отправлять на остров «Кокос»для нахождения клада.Это очень красивый, но в то же время опасный остров! Находиться там можно только 10 минут!Если вы не успеете найти клад, то вечером на вас нападут аборигены! Они очень злые и терпеть не могут людей из-захорошего настроения и смеха!Эти суровые местные жители будут бежать за вами быстро и стараться поймать. Вопреки уговорам они все равно приведут вас к своему вождю, а там уже будет самое страшное! Аж мурашки по коже! Поэтому не задерживайтесь, быстро найдите клад и возвращайтесь! При желании вы справитесь с заданием отлично!
Слова:
10 минут
быстро
вечером
Вопреки уговорам
для нахождения клада
из-занастроения и смеха
на остров «Кокос»
При желании
- Какие же слова спутались в письме Джека? Давайте вернем их на место.
- С чем дружат эти слова? Давайте запишем эти словосочетания и зададим вопросы. Для этого откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и в столбик запишем словосочетания.
Можете отправляться (куда?) на остров «Кокос»
Можете отправляться (зачем? для какой цели?) для нахождения клада
Можно находиться (сколько?) 8 часов
Нападут (когда?) вечером
Не могут терпеть (почему?) из-за настроения и смеха
Будут бежать (как?) быстро
Приведут (вопреки чему?) вопреки уговорам
Справитесь (при каком условии?) при желании
- Молодцы! Вопросы какого члена предложения мы задавали? (обстоятельство)
- Верно! Давайте попробуем сформулировать тему урока: ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
- Давайте подумаем, на какой вопрос мы должны ответить с вами в течение урока? (ЧТО ТАКОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО?)
- А каковы же цели сегодняшнего задания?
Научиться находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте
Различать виды обстоятельств по вопросам и значениям
Знать способы выражения обстоятельства
- Все верно! Запишите тему урока «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО»
Первичное закрепление урока
Итак, вопросы мы задали, наша следующее задание – определить виды обстоятельства по вопросам.
ВЫВОД: КЛАСТЕР в виде штурвала
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
- места
- времени
- причины
- цели
- образа действия
- меры и степени
- условия
- уступки
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Чунга-чанга
3 задание
Вот мы с вами и приплыли на наш таинственный остров! Действительно, здесь очень красиво! Посмотрите, а что это за записи на песке! Давайте прочитаем!
Может тогда мы сможем узнать расположение клада.
Посмотрите направо. Там растет большое кокосовое дерево. Направляясь к нему, будьте осторожны и смотрите под ноги: на песке могут быть ядовитые насекомые. Если вы пришли найти клад, то придется трудиться не покладая рук: необходимо выкопать яму возле этой пальмы. Стараясь, усердно работая лопатой, вы сможете обнаружить то, что искали!
Спасибо за прекрасную подсказку! Но для начала давайте определим, где же здесь обстоятельства и чем они выражены. (нар, ДО, сущ с предл, инф, фразеол, деепр).
ВЫВОД: обст могут быть выражены……
4 задание (по группам)
Вот мы и стоим возле нашего клада. Прежде чем мы его откроем, давайте пофантазируем.
1 группа:составить проект. Нарисовать предполагаемый клад. Отвечать на вопросы товарищей.
2 группа: Задают вопросы обстоятельств, пытаясь угадать
Зачем……………………?
Сколько…………………..?
Когда…………………………..?
Где……………………………?
Почему…………………………..?
Как………………………………….?
С какой целью…………………………..?
Несмотря на что………………………….?
3 группа: составляют рассказ «Что я сделаю с кладом?», используя много обстоятельств.
4 группа: Пока мы с вами делили задания, наша 4 группа отстала и заблудилась! Как же быть? неужели они останутся на этом необитаемом острове? Нет! они должны выбраться! В помощь им дается карта, стрелочки с указанием населенных пунктов. ИМ нужно как можно быстрее добраться до Ишимбая! Вам следует составить маршрут, используя как можно больше обстоятельств.
- Спасибо за командную работу! Вот он наш клад: сундук с конфетами. Мы справились! Наше приключение было не только интересным, но и полезным! Почему?
- Мы изучили обстоятельство. Его виды. Способы выражения.
Рефлексия
Итак, ребята, ответим на наш проблемный вопрос: что же такое обстоятельство?