Учитель: Досжан Айг?л Н.
Класс: 8 кл.
Предмет: русский язык.
Тема: «Обстоятельство. Основные виды обстоятельств».
Цель: дать понятие об обстоятельстве и его основных видах.
Задачи:
1) обучающие:
углубить знания учащихся об обстоятельстве как второстепенном члене предложения; научить различать виды обстоятельств по значению и определять способы их выражения;
2) развивающие: активизировать познавательную деятельность учеников, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции;
3) воспитывающие: способствовать становлению интеллектуально развитой личности; воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к языку.
Средства обеспечения: флипчарты, тестирующее устройство, фонограмма, костюмы, реквизиты.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент, сообщение темы, цели урока.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение новой темы.
IY. Закрепление.
Y. Подведение итогов.
YI. Выставление оценок.
I. Орг.момент, сообщение темы, цели урока. Слайд №1.
II. Актуализация знаний.
Сегодня очень важный урок. Соберитесь, работаем быстро, четко, слаженно.
Скажите, какую часть речи я сейчас употребила, чтобы сказать – как будем работать? (Наречия). Знания о наречиях сегодня пригодятся нам на уроке.
Слайд №2.
1) В предложении найдите определение, возьмите у него приставку.
Фильм был с бесконечными погонями и стрельбой. (бесконечными).
Слайд №3
2) У сказуемого возьмите корень.
Нам не страшны трудности. (страшны)
Слайд №4
3) Добавьте суффикс определения.
Полный месяц начинал показываться из-за горизонта домов. (полный).
Слайд №5
4) Добавьте суффикс обстоятельства.
Спешу засветло вернуться домой. (засветло)
Какое слово получилось? Составьте предложение с полученным наречием. Каким членом предложения оно является?
А теперь попробуем вместе составить «Корзину идей» по обстоятельству. Слайд №6
Учащиеся предлагают свои идеи, составляют правило по теме «Обстоятельство». Все идеи принимаются учителем, даже самые нелепые, повторяющиеся. Здесь важно, чтобы каждый ученик высказался, был соучастником учебного процесса.
Ребята, откройте учебники и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды обстоятельств»
Учитель: Досжан Айгүл Н.
Класс: 8 кл.
Предмет: русский язык.
Тема: «Обстоятельство. Основные виды обстоятельств».
Цель: дать понятие об обстоятельстве и его основных видах.
Задачи:
обучающие:
углубить знания учащихся об обстоятельстве как второстепенном члене предложения; научить различать виды обстоятельств по значению и определять способы их выражения;
2) развивающие: активизировать познавательную деятельность учеников, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции;
3) воспитывающие: способствовать становлению интеллектуально развитой личности; воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к языку.
Средства обеспечения: флипчарты, тестирующее устройство, фонограмма, костюмы, реквизиты.
ХОД УРОКА
Орг.момент, сообщение темы, цели урока.
Актуализация знаний.
Изучение новой темы.
IY. Закрепление.
Y. Подведение итогов.
YI. Выставление оценок.
I. Орг.момент, сообщение темы, цели урока. Слайд №1.
II. Актуализация знаний.
Сегодня очень важный урок. Соберитесь, работаем быстро, четко, слаженно.
Скажите, какую часть речи я сейчас употребила, чтобы сказать – как будем работать? (Наречия). Знания о наречиях сегодня пригодятся нам на уроке.
Слайд №2.
1) В предложении найдите определение, возьмите у него приставку.
Фильм был с бесконечными погонями и стрельбой. (бесконечными).
Слайд №3
2) У сказуемого возьмите корень.
Нам не страшны трудности. (страшны)
Слайд №4
3) Добавьте суффикс определения.
Полный месяц начинал показываться из-за горизонта домов. (полный).
Слайд №5
4) Добавьте суффикс обстоятельства.
Спешу засветло вернуться домой. (засветло)
Какое слово получилось? Составьте предложение с полученным наречием. Каким членом предложения оно является?
А теперь попробуем вместе составить «Корзину идей» по обстоятельству. Слайд №6
Учащиеся предлагают свои идеи, составляют правило по теме «Обстоятельство». Все идеи принимаются учителем, даже самые нелепые, повторяющиеся. Здесь важно, чтобы каждый ученик высказался, был соучастником учебного процесса.
Ребята, откройте учебники и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание.
Изучение новой темы.
По значению выделяются несколько видов обстоятельств.
Слайд №7
ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Виды обстоятельств
Вопросы
Примеры
Места
Где? Куда? Откуда?
С горы бежит поток проворный.
Времени
Когда? Как долго?
С каких пор? До каких пор?
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Причины
Почему? Отчего?
По какой причине?
Сенокос запоздал из-за дождей.
Образа действия
Как? Каким образом?
Они работали увлеченно.
Степени
В какой степени?
Мне немного грустно.
Сравнения
Как?
За печкой тикал, как ходики, сверчок.
Цели
Зачем? Для чего?
С какой целью?
Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.
Условия
При каком условии?
При желании можно добиться многого.
Уступки
Несмотря на что?
В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.
Слайд №8
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Виды обстоятельств
Способ выражения
Примеры
Места
Наречие, существительное в косвенных падежах
Мы остановились (где?) перед воротами.
(Где?) В лесу раздавался топор дровосека.
Времени
Наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот
Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком.
(Когда?) К вечеру луг опять зазеленел.
Причины
Наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот
Онсделал ошибку (почему?) сгоряча. (Отчего?) От радости девочка запрыгала на месте.
Образа действия
Наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастие,
деепричастный оборот, фразеологизм
Люди работали (как?) спокойно, споро, молчаливо.
Давыдов (как?) с любопытством оглядывал дом.
Она работает не покладая рук.
Цели
Наречие, существительное в косвенных падежах, неопределенная форма глагола
Здесь будет город заложен (зачем?) назло надменному соседу.
На этой станции остановился я (с какой целью?) для перемены лошадей.
Условия
Существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот
(При каком условии?) При сильной засухе урожай может погибнуть.
Прочитав и проанализировав предложения, сделайте, пожалуйста, вывод о том, чем может быть выражено обстоятельство.
Вывод: обстоятельство может быть выражено наречием, существительным в косвенных падежах, деепричастием, деепричастным оборотом, неопределенной формой глагола, фразеологизмом.
IY. Закрепление.
1). Выполнение упражнения 152 учебника (стр. 74)
Заполнить таблицу. Слайд №9.
Вид
обстоят.
образ действия
место
время
причина
уступка
№ предл.
1, 2, 7, 10, 11, 13
1, 2, 4, 6,7, 10, 11, 12, 14
5,6
3, 8, 9, 13, 14
5
Синтаксический разбор. Слайд №10.
На доске записаны предложения. Разобрать их по членам.
Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. Особенно удачны были в его исполнении женские роли.
Добавьте в данные предложения обстоятельства. Слайд №11.
1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места). 2. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели). 3. Мы (обстоятельство степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой.
Задания по культуре речи. (Устно). Слайд №12.
Продолжите предложение. Найти обстоятельства, определить их вид.
Выбрав пьесу,
а) оказалось, что там слишком много ролей.
б) началось распределение ролей.
в) была назначена первая репетиция.
г) мы немедленно начали репетировать.
Слайд №13.
Читая стихи,
а) все слушали с интересом.
б) мне вспомнилось прошедшее лето.
в) обращайте внимание на ритм.
г) создаётся впечатление, что всё было на самом деле.
Слайд №14.
Работая над рецензией,
а) не подменяйте оценку текста простым пересказом содержания.
1. Мальчик бежал во все лопатки.(быстро) 2. Он сказал не в бровь, а в глаз.(точно) 3. Она пришла ни свет ни заря. (рано) 5. Работу он знал как свои пять пальцев.(хорошо) 6. До деревни рукой подать.(близко)
Слайд №16
Ребята, вы являетесь участниками 14 смены, которая называется «Театральная феерия «Театр! Театр! Театр!» Слово «феерия» означает «волшебство». Сегодня на уроке тоже будет волшебство. У нас в гостях Парнаса жительницы. Девы несравненны! Встречаем их! Слайд №17 «ПАРНАСА ЖИТЕЛЬНИЦЫ, ДЕВЫ НЕСРАВНЕННЫ»
(под музыку входят Музы)
Клио: Я Клио – муза истории, записываю все великие и героические поступки, а также имена тех, кто совершил их, и потому изображаюсь с лавровым венком на голове и с книгой и пером в руке, что говорит о моей готовности зафиксировать все важное, что происходило в жизни смертных людей или бессмертных богов.
Эвтерпа: Я Эвтерпа – муза пения, изображаюсь с флейтой и с гирляндами благоухающих цветов в руках.
Талия: Я Талия – муза пасторальной поэзии, у меня в руках посох пастуха и маска.
Мельпомена: Я Мельпомена – муза трагедии, я ношу на голове золотую корону, а в руках держу скипетр.
Терпсихора: А я Терпсихора – муза танца, у меня в руках флейта. Звуки этой флейты слышат только талантливые танцоры.
Эрато: А я всем другим видам поэзии предпочитаю лирическую. Я – Эрато, муза лирической поэзии.
Полигимния: Я – Полигимния, муза риторики. Я знаю, что перед властью красноречия не может устоять никто.
Каллиопа: А я – Каллиопа, муза героической поэзии.
Урания: А я – Урания, муза астрономии, у меня в руках математические инструменты — свидетельство моей любви к точным наукам.
(под музыку Музы уходят)
7) Работа с текстом. Слайд № 18. Выразительно прочитать текст. Найти обстоятельства.
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ СОРОКИ
Однажды с музами решили посоревноваться девять дочерей македонского царя. Ведь числом их было столько же, сколько муз, и считали они себя очень талантливыми. В третейские судьи избрали нимф. Расселись нимфы кружком, а дочери царя стали петь песни, в которых насмехались над богами. Муз очень обидели эти песни. Встала Каллиопа и пропела гимн богам. Нимфы единогласно признали ее победительницей. Но дочери царя посчитали это решение неправильным и бросились на муз, чтобы побить их и прогнать. Кара была быстрой. Дочери царя превратились в сорок. С тех пор сороки оглашают рощи и поля своей болтовней. Так что лавры победителей всегда достаются истинным служителям муз. Правда, и сороки не сдаются. Они по-прежнему считают себя обиженными музами и ищут по всему свету поклонников своих песен. Кое-кому крики сорок нравятся больше, чем пение муз...