Тема: Образование и употребление причастий.
Повторение и закрепление полученных знаний.
Цель:
обучающая;
на основе дидактического материала повторить и закрепить полученные сведения о причастиях, отработка умения выделять причастные обороты на письме, правильного употребления суффиксов при образовании причастий разбор предложения.
развивающая:
развитие речи, повышение интеллектуального уровня.
воспитывающая:
на основе дидактического материала воспитывать у учащихся чувство любви к родному городу, чувство гордости за богатое историческое прошлое нашего края, любви и уважения к личности А.С. Пушкина.
Наглядность: портрет А.С. Пушкина,
эпиграф к уроку, иллюстрации, карточки-задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образование и употребление причастий. 7 класс»
Областная казахская специализированная школа-интернат №11 комплекс для одаренных детей имени С. Сейфуллина
Урок русского языка в 7 «а» классе
Тема: Образование и употребление причастий.
Учительница высшей категории
Тлепова С.А.
г. Уральск
Тема: Образование и употребление причастий.
Повторение и закрепление полученных знаний.
Цель:
обучающая;
на основе дидактического материала повторить и закрепить полученные сведения о причастиях, отработка умения выделять причастные обороты на письме, правильного употребления суффиксов при образовании причастий разбор предложения.
развивающая:
развитие речи, повышение интеллектуального уровня.
воспитывающая:
на основе дидактического материала воспитывать у учащихся чувство любви к родному городу, чувство гордости за богатое историческое прошлое нашего края, любви и уважения к личности А.С. Пушкина.
Наглядность: портрет А.С. Пушкина,
эпиграф к уроку, иллюстрации, карточки-задания.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Сообщаю тему, цель урока. Представляю команды «Юные эрудиты»,
«Юные полиглоты».
II. Вступительное слово учителя:
Причастие: Что это за слово?
То ли часть речи, а может быть, нет.
Служит глаголу, и служит
другому слову знакомому.
В чем же секрет?
Действительно, причастия - очень необычные слова. Если заглянуть в историю образования причастий, то их формы можно встретить уже в Древнерусской литературе, а М. Ломоносов, великий ученый, первый реформатор русского языка, живший в 18 веке, так писал о причастии: «Причастия служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глаголу силу». Причастия употребляются преимущественно в книжной речи. Это отмечал А.С. Пушкин.
Отдавая предпочтение употреблению причастий вместо оборота со словом «который», А. Пушкин очень часто употреблял причастия для придания речи высокого, торжественного стиля.
«Цветок, засохший, безуханный,
забытый в книге вижу я....»
Посмотрите на оригинальный портрет великого русского поэта. А вот замечательные строки пушкинского стихотворения.
Эпиграф к уроку:
«Когда б не смутное влеченье
Чего-то пишущей души
Я здесь остался б»
Где хотел остаться Пушкин?
Да, эти строчки поэт писал по дороге из Оренбурга в Уральск, или, уезжая из Уральска к себе домой, но, несомненно, пребывание Пушкина на нашей земле было для него незабываемым событием. А вот с какой целью великий русский поэт приезжал в Уральск, мы узнаем, разыграв первый тур нашей викторины:
Выходят капитаны команды.
1. Что называется причастием?
2. Какие признаки глагола у причастия?
3. Какие признаки прилагательного у причастия?
4. Какие причастия называются действительными? страдательными?
5. Синтаксическая роль причастия в предложении?
Практические задания для первого тура
Выписать из текста причастие с определяемым словом и указать, какое это причастие действительное или страдательное?
Пушкин, путешествовавший по Оренбургскому краю, собирал материал для своей книги «История Пугачева».
20 сентября Пушкин, распрощавшийся с Оренбургскими знакомыми, выезжает в Уральск.
Великого русского поэта, задумавшего дать в своей книге правдивый образ Пугачева, не устраивала печатная литература той поры, где давался искаженный образ народного вождя как злодея и изверга.
Казаки, встретившие Пушкина, славно дали ему известия, в которых он нуждался, и накормили великого писателя свежей икрой, при нем изготовленной.
Проверка заданий
II тур.
Мы знаем, что причастия могут иметь при себе зависимые слова
1. Как называется причастие с зависимым словом?
2. В каком случае причастный оборот на письме выделяется запятой?
Практические задания.
2 капитана и по 2 участника от каждой команды, снимая с доски листочки, получают задания.
1. Уральские казачьи офицеры организовали Пушкину встречи с людьми, помнившими пугачевщину.
2. Рассказы казаков, встречавшихся с Пушкиным, оживили страницы «Истории Пугачева».
3. В архиве Пушкина сохранилось несколько песен, сделанных в Уральске, не включенных в его произведения.
4. Пушкин был первым русским поэтом, записавшим казахское народное предание о Козы-Корпеш и Баян Сулу.
Проверяю выполнение.
Итак, ребята
Уже в обратную дорогу
Пускаться Пушкину пора
А впечатленья - так их много!
Висят на кончике пера
В его ушах стоял прощальный
Перевалочной рощи шум,
Немного грустный и печальный
Волнующий мятежный ум.
Слово учителя.
IІІ тур.
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя
Прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые села.
Какими замечательными словами описывает Пушкин любимое для него время года? Осень!
Именно в это время года поэт и посещает наш городок в 1833 году.
Давайте, ребята, представим себе опадаюшую листву, шуршащую под ногами, текущую и серебрящуюся на солнце реку Урал, красоту наших лесов, синеющее небо, но как нам в нашей речи обойтись без этих плавных, удивительно ярких слов, которые называются причастиями
А как образовались эти слова, которые обозначают признак по действию?
Сейчас напомнит вам лингвистическая сказка.
(лингвистическая сценка)
Уж очень, необычно это причастие!
Спасибо! Мы вспомнили все.
А так как у нас это конкурс-урок,
и чтобы вам не было скучно, друзья,
сейчас предлагаю сыграть в «Осень» я.
Сюда приглашаю я двух человек от каждой команды, будьте внимательны!
Листва опадает - поднимем листочек, задание в нем, отгадай меня, в какое слово этот суффикс превращает меня.
От данных глаголов образовать действительное причастие настоящего времени.
1 листочек.
несут -
идут-
видел -
щебечут-
моросят -
шел -
3 листочек
гонят-
любят-
молчат-
2 листочек
приехать-
тянуть-
шуршат-
опадать-
течет-
серебрит-
синеть-
4 листочек
опустить -
протянуть-
изобразить-
Пока ребята готовят задания, мы с вами проведем конкурс: чья команда быстрее вставит нужный суффикс и определит какое это причастие:
шелестящая листва –
записывающий в блокнот -
построенный учуг –
подошедший казак -
вытаскиваемая рыбаками -
слушавшие поэта -
увлеченные беседой -
Итак, переходим к последнему туру.
Перед вами зарисовки, рассказывающие о пребывании А.С. Пушкина в Уральске. 21 сентября наш город отмечал 183-летие со дня посещения великого поэта нашего провинциального городка.
Задание.
Составить связный рассказ по картине, тема «Пушкин в Уральске», используя причастия, которые вы записывали в течение урока
1к.
Вот перед вами Пушкин, приехавший в Уральск для собирания материалов о восстании казаков под предводительством Е. Пугачева.
2 к.
Радушный прием чувствовался во всем. Пушкин среди местного населения, возле Пугачевского дома, именно здесь произошла встреча великого поэта с казахским народом, которую впоследствии он упомянул в стихотворении «Памятник».
Заключение. На этом уроке вы закрепили свои знания по теме «Образование и употребление причастий и причастных оборотов в речи», а также узнали историю нашего края, и что Пушкин, великий поэт, прописана нашем городе навечно, где он прожил насколько мгновений, о дружбе, в которую верил Пушкин, вдохновенно написал Жубан Молдагалиев.