Просмотр содержимого документа
«Образование сложных слов 6 класс »
Пригородная средняя школа
Утебаева Жания Конисбаевна
учительница русского языка и литературы
Тема: Образование сложных слов
Цели урока:
Дать понятие о способах образования сложных слов; объяснить правописание соединительных гласных в сложных словах.
Развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы, расширять их лексический кругозор.
Воспитывать любознательность, коллективизм, интерес к русскому языку
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Форма урока: нестандартная, урок-путешествие
Оборудование: компьютер, слайды, учебник для 6 класса (Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева,
Р.К.Шаймакова Русская речь. – Алматы «Атамура», 2006)
Ход урока
l. Организационный момент. Психологическая установка: (ученики читают наизусть)
К вершинам знаний отправляйся,
Не позволяй себе лениться,
Трудись, борись и улыбайся!
II. Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Страну знаний на различных видах транспорта, вы научитесь образовывать сложные слова, получите интересную, познавательную информацию.
III . Ученики читают стихотворение С.Михалкова «От кареты до ракеты» Показ слайдов с изображением кареты, машин, электровоза, парохода, самолета, ракеты.
Первый вид транспорта, на котором мы отправимся, Карета.
Станция «Сложные слова»
На интерактивной доске написаны слова: пешеход, электровоз, пароход, самолет, кругосветная – это сложные слова.
Сложные слова
образуются 1. целых слов: чудо-машина
2.основ слов с соединительной гласной: вездеход
сложением 3.части основы слова с целым словом: стенгазета
4. сокращенных основ: Пригородная средняя школа -
ПСШ
IV. Закрепление темы. Объясните, как образованы данные слова. На интерактивной доске
написаны слова: паровоз, пешеход, электровоз, самолет, газопровод, ракетоноситель,
детсад,спортплощадка. Упражнение 3 страница 76 ученики выполняют у доски,
комментируя образование каждого слова.
V. На следующую станцию мы отправимся на машине. Она называется «Гласные О и Е»
Запомните правило, после каких букв пишутся гласные:
О после твердых согласных
Е после мягких согласных, шипящих и Ц
Работа с учебником. Упражнение 5 страница 76
- Ребята, гласные ОиЕ предлагают вам посоревноваться. Вы все - таки едете на машине, гласные хотят проверить скорость вашей машины, как вы управляете ею.
Задание: класс делится в два ряда и образует по шесть сложных слов
VI. Теперь рас повезет электровоз.
Ребята, вы замечаете, что с каждым видом транспорта скорость вашего движенияувеличивается, потому что мы приближаемся к концу урока и нам нужно прибавлять скорость. Следующая остановка «Дефис». В ней вы узнаете правило: при сложении целых слов между ними ставится дефис. Школа – интернат, завод– автомат, диван – кровать, кафе – мороженое, телефон -автомат
А теперь послушаем информацию о телефоне – автомате и чудесных очках. Ученики вашего класса получили индивидуальное задание, посмотрим как они справились с ним
- Ребята, вы плавали на корабле? Вам предоставляется возможность отправиться в путешествие по морю. Вас ожидает остров «Сложносокращенные слова»
Он увлечет вас интересными заданиями, согласитесь, быть мореплавателем никогда не было легко. Прочитайте, написано на берегу острова.
Слова, образованные путем сложения сокращенных основ, называются сложносокращенными. При их образовании берется:
1. несколько звуков юн(ый) кор(респондент) - юнкор
2. начальная буква высшее учебное заведение – вуз
3. начальный звук Таразский государственный университет – ТарГУ
Упражнение 3 страница 78 Работа у доси Приглашаются отважные ученики, которые хотели бы стать капитанами корабля. Ученики записывают на доске сложносокращенные слова.
Самый быстроходный транспорт – ракета
На ней мы побываем на планете «Светофор». Ученица читает наизусть
стихотворение Г.Георгиева «Светофор». Беседа по вопросам (страница 79 учебника)
Ученики дополняют запись на интерактивной доске:
Светофор сообщает красным глазом: «..., ..., ...!»
Зеленым глазом: «..., ..., ...!»
XI. - А теперь, чтобы подвести итог урока, вы пересядете на воздушный шар и не
торопясь, подумаете,
что интересного узнали на уроке.
Рефлексия
Вспомните правила, с которыми вы познакомились на уроке. Попробуйте оценить свою работу на уроке и оценить работу одноклассников.