Цели: 1. Познакомить учащихся со словами, которые имеют два корня (сложных словах), умение правильно писать в словах соединительные гласные о и е, умение образовывать сложные слова. 2. Способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха: умению самостоятельно распознавать орфограмму и действовать в соответствии с правилом, творческого потенциала. 3. Воспитывать аккуратность, прививать интерес к русскому языку Ход урока 1. Организационный момент (по заданию определение темы, цели) ученик
2.Объяснение новой темы Подобрать к схемам слова: погрузка дедушка мамочка поездка моряки птицелов свинопас пчеловод дорога грибы сосна береза рыболов наклейка заварка Какие слова остались «лишними»? И почему? рыболов свинопас пчеловод птицелов Тема нашего урока: Образование сложных слов (Показ слайдов) В сложных словах соединительная О пишется после твердых согласных, а соединительная Е пишется после мягких согласных, шипящих и Ц. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е». Например: нефтепровод, самолет, птицелов Слова, образованные путём сложения сокращённых основ, называются сложносокращёнными: При их образовании берётся:1)несколько звуков юн(ый) кор(респондент)-юнкор; 2) начальная буква машиннно-тракторная станция – МТС 3)начальный звук Таразский госуниверситет -ТарГУ 3.Проверка понимании (показ слайда) Упражнение2.Скажите,как образованы данные слова. Паровоз,пешеход, элетростанция, самолёт, газопровод,ракетоноситель,стенгазета, спортплощадка, завод-автомат, теплоход, сенокос. Упражнение 3 .Образуйте сложные слова от данных слов.Назовите способ их образования. Детский дом; водапроводить, туристический поход;пар ходить; завод-автомат; сам лететь; физическая культура; нефть проводить. Физминутка . Лист. Листик Листопад
4.Закрепление Упражнение1,стр.86 Прочитайте текст. Выпишите сложные слова. Паровоз,водолаз, Упражнение 2,стр.87. Запишите сложносокращённые слова,образованные от данных слов. Научитесь их правильно произносить. Юннат, РК, КазНУ, ТЮЗ, колхоз, универмаг, автоинспекция, завхоз, селькор 5.Итог урок 1. Какие слова называются сложными? 2. Какие соединительные гласные бывают в сложных словах? 3. В каком случае пишется соединительная е, а в каком – о? 4. Какая соединительная гласная пишется после букв ж и ш?) фронтальный опрос Давайте обобщим всё, что мы узнали. -Итак, что же такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них)
6.Домашнее задание Упражнение 3,стр. 87
слайд о е ое (изгибы волны) Чем запомнились эти гласные с прошлого урока? Море шумит в строках Скалы в пене Серебристой, Как горячие, шипят. Брызги, брызги, Словно искры, Из-под молота летят. 3. Словарная работа (Морская загадка) слайд Исключи лишнее Бензовоз, лесовоз, восток, молоковоз Трубопроводный, высокий, дельфин Крутить, болтать, месяц, спотыкаться разгадывание ребусов: завтрак, животное 4. Повторение изученного (Штормовое предупреждение) работа в парах на карточках слайд ответы на вопросы: 1. Какие слова называются сложными? 2. Какие соединительные гласные бывают в сложных словах? 3. В каком случае пишется соединительная е, а в каком – о? 4. Какая соединительная гласная пишется после букв ж и ш?) фронтальный опрос - Как правильно написать соединительную гласную? (алгоритм) ученики слайд 1. Прочитать слово. 2. Доказать, что оно сложное: найти корни. 3. Если первый корень окачивается на твёрдый – надо писать о, если на мягкий или шипящий – е. 4. Записать слово. 5. Проверить написание: выделить корни и подчеркнуть орфограмму – соединительную гласную. слайд Берег загадок: загадки детей (запись сложных слов) объяснение написание соединительной гласной, как не ошибиться в написании согласной на конце слова? Летит птица небылица а внутри народ сидит меж собою говорит (Самолет) Его работа в глубине на самом дне Его работа в темноте и в тишине Но кто же он? Ответь-ка на вопрос Не космонавт а ходит среди звезд (Водолаз) Паровоз без колес! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел!( Пароход) Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет Наш российский ... (вертолет) Докажите что эти слова сложные: выделите корни, подчеркните соединительную гласную 5. Изучение нового материала слайд образование сложных слов (кроссворд) 1) несъедобный гриб с красной шляпкой (мухомор) 2) шуруп, который сам нарезает резьбу (саморез) 3) русская народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской (хоровод) 4) старинный русский чайник (самовар) 6. физминутка для глаз (сон пирата) слайд 7. Закрепление изученного материала (остров фантазии) слайд образование слов (водопад, звездопад, листопад, снегопад), запись составление словосочетаний: любоваться (чем?) звездопадом, листопад (какой?) красивый, снегопад (какой?) сильный, предложения (запись) работа с текстом: прочитайте, назовите тему текста (о чем), докажите, что перед нами текст, проверка понимания текста: Почему нет плохой профессии? Почему необходимы лесорубы? Назначение пчеловодов? Нет на свете плохих профессий! Все они необходимы. Лесорубы помогают нам согреться в холода. Пчеловоды радуют полезным мёдом. (водолаз, скалолаз, животновод) слайд Долгожданный клад: образование сложных слов из частей (самостоятельная работа) Садовод, рыболов, вездеход, ледокол, маслозавод Дырокол, пчеловод, звездопад, лесоруб, кашевар Докажите, что они сложные, подчеркните орфограмму 8. Итог урока (оценки за работу) слайд Цель урока? Кто с лёгкостью справился с последним заданием цели урока достиг – научился образовывать сложные слова. Ваши знания – главный клад, который вы сегодня нашли. 9. Домашнее задание творческое – придумать сказку (на карточках) |