Цели урока:
1. Конкретизация представлений учащихся о строении слова, его значимых частях.
2.Формирование умений образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов. Уточнение представлений учащихся о суффиксе как части основы слова, который может придавать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением.
3. Воспитывать чувство товарищества, уважения, взаимопомощи. Приобщение к ЗОЖ.
4. Развивать память, речь, мышление, орфографическую зоркость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«образование однокоренных слов »
Урок русского языка 3 класс «в». Якимец Т.Н.
Цели урока: 1. Конкретизация представлений учащихся о строении слова, его значимых частях.
2.Формирование умений образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов. Уточнение представлений учащихся о суффиксе как части основы слова, который может придавать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением. 3. Воспитывать чувство товарищества, уважения, взаимопомощи. Приобщение к ЗОЖ. 4. Развивать память, речь, мышление, орфографическую зоркость.
1.Наведение на тему.Отгадывание загадок.
Разгрызёшь стальные трубы, Если часто чистишь ... ЗУБы
Придет беда – потечет вода. (Глаза)
На прогулке бегуны Одинаковой длины Через луг бегут к березке, Тянут две полоски. (Лыжи)
Мчусь как пуля я вперед, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки. Кто несет меня? ... Ответ: Коньки
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
Сок, таблеток всех полезней, Он спасёт от всех ... БОЛЕЗНЕЙ!
Наша еда состоит из белков , углеводов и …(жиров)
-Запишите отгадки.
-Какое задание вы можете предложить к данной группе слов?(На какие группы можно разделить данные слова .Объясните орфограммы. )
2.Актуализация знаний.
Запишите :- как называют маленький зуб(зубок)
- огромные глаза (глазища)
- в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый)
-Какое задание мы сейчас выполняли? ( образовывали однокоренные слова). Как образованы новые однокоренные слова? ( с помощью суффиксов)
3.Опрделение темы урока и постановка целей урока.
-Давайте определим тему нашего урока – «Образование однокоренных слов с помощью суффиксов»
Какие цели поставим перед собой на данном уроке?
1.Вспомнить ,что такое суффикс и однокоренные слова.
2.Формировать умение образовывать однокоренные слова с помощью данных суффиксов.
3.Уточнить представления о суффиксе как части слова, который может придавать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением
Всё на свете из чего-либо состоит:
- облако из капель воды
- лес из деревьев
Наша речь состоит из …( предложений), а предложения состоят из … ( слов).А слова имеют свой строительный материал. Вспомните , что такое суффикс?
«После корня он стоит Перед окончанием. Его я если заменю Другое слово получу. Обозначаю уголком Называю … (суффиксом)»
Словообразование
Суффикс – значимая часть слова
Какие слова называются однокоренными?
Однокоренные слова
- имеют общую часть
- близки по смыслу
-Как вы думаете, какое следующее задание нам нужно выполнить, чтоб научиться образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов?
4.Работа над новым материалом
А)-На доске вы видите чудо-дерево. На него мы будем записывать все суффиксы, которые нам сегодня встретятся на уроке. Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова. Итак, послушаем грамматические рассказы детей о суффиксах. Работа в группах. 1 группа. Рассказывает сказку о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик. Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом. Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт. - Тортик! – закричал –Ик. - Тортишко, - промолвил – Ишк. - Тортище – сказал - Ищ. - Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно. 2 группа. Рассказывает историю о суффиксе –Чик. Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам. У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям. 3 группа. Рассказывает историю о суффиксе – Ёр. Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр.
4 ГРУППА. Ик,ок,очк,еньк .В стране Лингвистика жила-была дружная семья морфем. Она состояла из отца – Корня, мамы – Основы, старшей дочки – Приставки, младшего сына – Окончания и среднего сына – Суффикса. Жили они дружно. Поссорились они всего один раз.
Однажды Корень нашел в домашней библиотеке старую книгу. Это оказалась книга сказок А.С.Пушкина. Перед сном мама Основа села ячитать детям эту книгу. Дети, лежа в кроватках, стали ее слушать:
-Жил-был поп, Толоконный лоб…
-Лобик! – закричал с постели Суффикс.
Мать продолжила, как ни в чем ни бывало:
-Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.Навстречу ему Балда идет, сам не зная куда.»Что, батя…
-Батька! – опять поправил маму Суффикс.
-Замолчи! – воскликнула сестра Приставка…
Суффикс лег и забормотал:
-Ик,ок,очк,еньк …Дом– домик, лес-лесок, кость-косточка, дочь-доченька, ива- ивушка.. Как у меня ловко получается уменьшить и приласкать!!!
-Да прекрати же ты!- возмутилась Приставка.
-Давайте не ссориться. Мы же одна семья.У Суффикса такая привычка, а у тебя привычка все время говорить слова с приставками. А ну-ка помиритесь! – прервала спор Основа. Ребята последовали совету матери и с тех пор никогда не ссорились. Можете спросить у них .Встретить их можно очень часто.
5 ГРУППА. Суффикс ист.Однажды один человек выбирал себе профессию.Он долго думал, как же себя назвать. Думал-думал и придумал: а что, если ему себя назвать тем, что он любит. Больше же всего он любил сладкое и гитару. И решил себя назвать Гитара, но все вокруг стали смеяться и говорить, что так по-русски не говорят. Тогда человек сказал:»Все, я пойду в страну русского языка. Пусть мне помогут найти имя по профессии. Тогда части слова- Приставка,Корень,Суффикс и Окончание -предложили ему подобрать суффикс к слову Гитара и повели его в класс суффиксов. Там человек узнал, что есть разные классы суффиксов: суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные, пренебрежительно-снисходительные, увеличительные и другие.Все ученики этих классов помогли ему найти свой класс. Это оказался класс профессий. Он стал подбирать себе суффиксы:Гитарчик –нет, не подходит.Гитарник – тоже нет. Гитарщик – нет! Гитарач – конечно, нет! А вот Гитарист – подходит! Это то, что надо! Вот и сказке конец!
суффиксы профессий , принадлежность к чему-либо- ист, щик,чик
Суффикс
- служит для образования слов с новым значением
-придаёт слову различные оттенки
Суффиксы имеют оттенки значения:
- уменьшительно – ласкательный
-увеличительный
-пренебрежительный
5.Закрепление нового материала.
А)Образование однокоренных слов с помощью суффиксов . Работа в парах.
сила-
курение-
велосипед-
биатлон-
сердце-
огурец-
массаж-
б)Работа над умением придавать словам оттенки значений с помощью суффиксов
. Мы за столы сели, Фартуки надели, Будем есть мы фрукты – Вкусные продукты.
Ай да груша! Что за диво! И румяна, и красива. Очень просит груша: "Съешь меня, Ваня".
Яблоко родное, Наше, наливное. Вырастет у нас в саду, Осенью за ним пойду.
А малина так мала: Только в рот ее взяла, Тут же все растаяли Маленькие шары.
Спелый, сочный апельсин - В фруктах первый витамин. До чего же он хорош И на солнце похож.
В Африке растут бананы, Их едят там обезьяны. А мы когда едим бананы, То тоже похожи... на обезьян!
Виноград, виноград, Много ягод подряд Выросло на ветке - Объеденье, дети!
Прочитайте стихотворение. Если автор обращается к маленьким детям, хотелось бы вам что- то изменить в стихотворении? Измените текст так, чтоб его содержание было более эмоционально выражено. Учитывая, что произведение адресовано малышам.
Мы за столики сели, Фартучки надели, Будем есть мы фрукты – Вкусные продукты.
Ай да груша! Что за диво! И румяна, и красива. Очень просит груша: "Съешь меня, Ванюша".
Яблочко родное, Наше, наливное. Вырастет у нас в саду, Осенью за ним пойду.
А малинка так мала: Только в рот ее взяла, Тут же все растаяли Маленькие шарики.
Спелый, сочный апельсин - В фруктах первый витамин. До чего же он хорош И на солнышко похож.
В Африке растут бананы, Их едят там обезьяны. А мы когда едим бананы, То тоже похожи... на обезьянок!
Виноград, виноград, Много ягодок подряд Выросло на ветке - Объеденье, детки!
Что помогло придать эмоциональность , доступность текста для детского восприятия ?Суффиксы. Следовательно суффиксы: