kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование однокоренных слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 
1. Конкретизация представлений учащихся о строении слова, его значимых частях.

2.Формирование умений образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов. Уточнение представлений учащихся о суффиксе как части основы слова, который может придавать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением. 
3. Воспитывать чувство товарищества, уважения, взаимопомощи. Приобщение к ЗОЖ.
4. Развивать память, речь, мышление, орфографическую зоркость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«образование однокоренных слов »

Урок русского языка 3 класс «в». Якимец Т.Н.

Цели урока: 
1. Конкретизация представлений учащихся о строении слова, его значимых частях.

2.Формирование умений образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов. Уточнение представлений учащихся о суффиксе как части основы слова, который может придавать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением. 
3. Воспитывать чувство товарищества, уважения, взаимопомощи. Приобщение к ЗОЖ.
4. Развивать память, речь, мышление, орфографическую зоркость.


1.Наведение на тему.Отгадывание загадок.

Разгрызёшь стальные трубы,
Если часто чистишь ... ЗУБы



Придет беда – потечет вода. (Глаза)

На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? ...
Ответ: Коньки

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)

Сок, таблеток всех полезней,
Он спасёт от всех ... БОЛЕЗНЕЙ!

Наша еда состоит из белков , углеводов и …(жиров)






-Запишите отгадки.

-Какое задание вы можете предложить к данной группе слов?(На какие группы можно разделить данные слова .Объясните орфограммы. )

2.Актуализация знаний.

Запишите :- как называют маленький зуб(зубок)


- огромные глаза (глазища)

- в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый)

- спортсмен, занимающийся лыжным спортом ( лыжник)

- маленькая морковь (морковка)

- вид больного человека (болезненный)

- тонкий слой жира ( жирок)


Зуб - зубок

глаза - глазища

коньки -коньковый

лыжи - лыжник

морковь-морковка

болезнь- болезненный

жир-жирок

-Какое задание мы сейчас выполняли? ( образовывали однокоренные слова). Как образованы новые однокоренные слова? ( с помощью суффиксов)

3.Опрделение темы урока и постановка целей урока.

-Давайте определим тему нашего урока – «Образование однокоренных слов с помощью суффиксов»

Какие цели поставим перед собой на данном уроке?

1.Вспомнить ,что такое суффикс и однокоренные слова.

2.Формировать умение образовывать однокоренные слова с помощью данных суффиксов.

3.Уточнить представления о суффиксе как части слова, который может придавать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением


Всё на свете из чего-либо состоит:

- облако из капель воды

- лес из деревьев

Наша речь состоит из …( предложений), а предложения состоят из … ( слов).А слова имеют свой строительный материал. Вспомните , что такое суффикс?

«После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)»

Словообразование

Суффикс – значимая часть слова




Какие слова называются однокоренными?

Однокоренные слова

- имеют общую часть

- близки по смыслу




-Как вы думаете, какое следующее задание нам нужно выполнить, чтоб научиться образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов?

4.Работа над новым материалом

А)-На доске вы видите чудо-дерево. На него мы будем записывать все суффиксы, которые нам сегодня встретятся на уроке.
Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова.
Итак, послушаем грамматические рассказы детей о суффиксах.
Работа в группах.
1 группа. Рассказывает сказку о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик.
Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом.
Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.
- Тортик! – закричал –Ик.
- Тортишко, - промолвил – Ишк.
- Тортище – сказал - Ищ.
- Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно.
2 группа. Рассказывает историю о суффиксе –Чик.
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
3 группа. Рассказывает историю о суффиксе – Ёр.
Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр.

4 ГРУППА. Ик,ок,очк,еньк .В стране Лингвистика жила-была дружная семья морфем. Она состояла из отца – Корня, мамы – Основы, старшей дочки – Приставки, младшего сына – Окончания и среднего сына – Суффикса. Жили они дружно. Поссорились они всего один раз.

Однажды Корень нашел в домашней библиотеке старую книгу. Это оказалась книга сказок А.С.Пушкина. Перед сном мама Основа села ячитать детям эту книгу. Дети, лежа в кроватках, стали ее слушать:

-Жил-был поп, Толоконный лоб…

-Лобик! – закричал с постели Суффикс.

Мать продолжила, как ни в чем ни бывало:

-Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.Навстречу ему Балда идет, сам не зная куда.»Что, батя…

-Батька! – опять поправил маму Суффикс.

-Замолчи! – воскликнула сестра Приставка…

Суффикс лег и забормотал:

-Ик,ок,очк,еньк …Дом– домик, лес-лесок, кость-косточка, дочь-доченька, ива- ивушка.. Как у меня ловко получается уменьшить и приласкать!!!

-Да прекрати же ты!- возмутилась Приставка.

-Давайте не ссориться. Мы же одна семья.У Суффикса такая привычка, а у тебя привычка все время говорить слова с приставками. А ну-ка помиритесь! – прервала спор Основа. Ребята последовали совету матери и с тех пор никогда не ссорились. Можете спросить у них .Встретить их можно очень часто.

5 ГРУППА. Суффикс ист.Однажды один человек выбирал себе профессию.Он долго думал, как же себя назвать. Думал-думал и придумал: а что, если ему себя назвать тем, что он любит. Больше же всего он любил сладкое и гитару. И решил себя назвать Гитара, но все вокруг стали смеяться и говорить, что так по-русски не говорят. Тогда человек сказал:»Все, я пойду в страну русского языка. Пусть мне помогут найти имя по профессии. Тогда части слова- Приставка,Корень,Суффикс и Окончание -предложили ему подобрать суффикс к слову Гитара и повели его в класс суффиксов. Там человек узнал, что есть разные классы суффиксов: суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные, пренебрежительно-снисходительные, увеличительные и другие.Все ученики этих классов помогли ему найти свой класс. Это оказался класс профессий. Он стал подбирать себе суффиксы:Гитарчик –нет, не подходит.Гитарник – тоже нет. Гитарщик – нет! Гитарач – конечно, нет! А вот Гитарист – подходит! Это то, что надо! Вот и сказке конец!

Б)Классификация суффиксов по их значениям:

уменьшительно-ласкательные - ик, ок,очк,ечк,еньк, чик,ушк

пренебрежительноый - ишк

увеличительные – ищ

суффиксы профессий , принадлежность к чему-либо- ист, щик,чик


Суффикс

- служит для образования слов с новым значением

-придаёт слову различные оттенки




Суффиксы имеют оттенки значения:

- уменьшительно – ласкательный

-увеличительный

-пренебрежительный




5.Закрепление нового материала.

А)Образование однокоренных слов с помощью суффиксов . Работа в парах.

сила-

курение-

велосипед-

биатлон-

сердце-

огурец-

массаж-



б)Работа над умением придавать словам оттенки значений с помощью суффиксов

. Мы за столы сели,
Фартуки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.

Ай да груша! Что за диво!
И румяна, и красива.
Очень просит груша:
"Съешь меня, Ваня".

Яблоко родное,
Наше, наливное.
Вырастет у нас в саду,
Осенью за ним пойду.

А малина так мала:
Только в рот ее взяла,
Тут же все растаяли
Маленькие шары.

Спелый, сочный апельсин -
В фруктах первый витамин.
До чего же он хорош
И на солнце похож.

В Африке растут бананы,
Их едят там обезьяны.
А мы когда едим бананы,
То тоже похожи... на обезьян!

Виноград, виноград,
Много ягод подряд
Выросло на ветке -
Объеденье, дети!

Прочитайте стихотворение. Если автор обращается к маленьким детям, хотелось бы вам что- то изменить в стихотворении? Измените текст так, чтоб его содержание было более эмоционально выражено. Учитывая, что произведение адресовано малышам.

Мы за столики сели,
Фартучки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.

Ай да груша! Что за диво!
И румяна, и красива.
Очень просит груша:
"Съешь меня, Ванюша".

Яблочко родное,
Наше, наливное.
Вырастет у нас в саду,
Осенью за ним пойду.

А малинка так мала:
Только в рот ее взяла,
Тут же все растаяли
Маленькие шарики.

Спелый, сочный апельсин -
В фруктах первый витамин.
До чего же он хорош
И на солнышко похож.

В Африке растут бананы,
Их едят там обезьяны.
А мы когда едим бананы,
То тоже похожи... на обезьянок!

Виноград, виноград,
Много ягодок подряд
Выросло на ветке -
Объеденье, детки!


Что помогло придать эмоциональность , доступность текста для детского восприятия ?Суффиксы. Следовательно суффиксы:

- учат видеть характер слов

- помогают ярче выразить эмоции

- точнее передают смысл высказывания


5.Выводы.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Какая морфема служит для образования новых слов?

О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили?

Рефлексия.

- я вспомнил…

- я узнал…

- я научился…


Список литературы:

1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 2010. – 336с.,Изд. «Знание»,2010.

2. А.В. Ундзенкова, О.В. Сагирова Русский с увлечением. - «АРД ЛТД», г. Екатеринбург, 2008 г.

3. Форощук А.А., Форощук Н.Е. Русский язык: Учебное пособие для начальных классов. -Д.: Сталкер, 2007г.

4. Составитель В.И. Круковер, Школьный словообразовательный словарь русского языка. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008, 608 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
образование однокоренных слов

Автор: Якимец Татьяна Николаевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока на тему "Образование однокоренных слов при помощи суффиксов"
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-odnokoriennykh-slov-pri-pomoshchi-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "277106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452844552"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Корень. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-korien-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "243237"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445680085"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Однокоренные слова конспект урока "
    ["seo_title"] => string(36) "odnokoriennyie-slova-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "161851"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422281546"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) ""Корень слова. Однокоренные слова". Урок русского языка"
    ["seo_title"] => string(55) "korien_slova_odnokoriennyie_slova_urok_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "422274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497719386"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урок русского языка. 2 класс. ( УМК «Планета знаний») Тема: Однокоренные слова"
    ["seo_title"] => string(71) "urok_russkogo_iazyka_2_klass_umk_planeta_znanii_tema_odnokorennye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "497313"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548567662"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства