Сегодня я предлагаю вам отправиться в «Путешествие в волшебный сад»
(1 слайд: Путешествие в волшебный сад)
Для того чтобы мы смогли отправиться в наше путешествие, я попрошу ребят заполнить их билеты. Откройте тетради и запишите дату
«18 ноября» и «Классная работа»
(2 слайд: 18 ноября. Классная работа)
Итак, отправляемся в путешествие. Встаньте на ножки и давайте покажем деревья, растущие в саду, в ветряную погоду.
II. Сообщение цели.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему сад называется волшебным? Из чего могут состоять деревья в этом саду? [Ответ: Из слов]
(3 слайд: Деревья с корнями)
Сказка «Деревья из слов»
Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ (4 слайд: Слово ВОЗ) и стало оно расти (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево). Сначала один росток пустило (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево ВОЗЧИК), потом второй (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ), третий (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ)… (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ). Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ, знак корня). И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
III. Словарная работа.
Учитель. Ребята все слова на дереве выросли от слова ВОЗ (объяснить самой) – повозка с кладью, каким-нибудь грузом. Давайте попробуем сами объяснить слова, которые вам непонятны.
Молодцы, а теперь, посмотрим, правильно ли мы растолковали эти слова. Где мы можем это узнать [Ответ: в толковом словаре]
ВОЗЧИК – (дети читают) тот, кто занят перевозкой грузов на лошадях
ВОЗИТЬ – перемещать, доставлять куда-н. при помощи каких-н. средств передвижения.
ЗАВОЗ – (дети читают) доставка чего-либо по назначению
ПОДВОЗ – (дети читают) взяв с собой по пути, довезти до чего-нибудь
ПРИВОЗИТЬ – доставлять на чём-нибудь
ИЗВОЗ – (дети читают) перевозка грузов или людей
Учитель. У всех этих слов один общий корень -ВОЗ-, в котором заключено значение, смысл данных слов.
Давайте вспомним, что же такое корень
(5 слайд: правило: Родственные слова имеют общую часть корень.
Корень главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов.
Родственные слова иначе называют однокоренными.)
Учитель. Сегодня мы узнаем, какую роль в образовании новых слов играет корень, и как называются такие слова.
ФИЗМИНУТКА
IV. Тема урока
1) ЗАДАНИЕ 1.
Учитель. Поднимите руку те, кто считает, что из корня САД может вырасти большое красивое дерево?
Давайте с вами сами посадим дерево из однокоренных слов, с корнем САД. Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.
(6 слайд: Дерево с корнем САД)
- Участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами
(6 слайд: Дерево с корнем САД, словом САД)
- Работник, занимающийся уходом за садом;
(6 слайд: Дерево с корнем САД, словомСАД, САДОВНИК)
- Специалист, разводящий сад;
(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД)
- Место, на котором посажены растения, а также сами посаженные растения;
(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА)
- Выкопав растение, посадить его в другое место;
(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ)
- Небольшой садик, цветник перед домом;
(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК)
- Цветок растущий в саду;
(6 слайд: Дерево с корнем САД, словамиСАД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ)
- Молодые растения, выращенные специально для пересадки на другое место;
(6 слайд: Дерево с корнем САД, словамиСАД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ, РАССАДА)
- Закапывать корнями в землю или сеять для выращивания;
(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ, РАССАДА, САДИТЬ)
(7 слайд: ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.)
2) ЗАДАНИЕ 2.
Учитель. Ребята, посмотрите в наш сад кто-то пришел.
(8 слайд: Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница)
Давайте послушаем, о чём они говорят.
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- Я ваша тётя – Гусеница.
(8 слайд: Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница
Задания: Найдите слова с корнем гус-. Как называются такие слова? Относится ли к ним слов гусеница? Докажите, указав значение однокоренных слов)
3) ЧЕРЕДОВАНИЕ
Учитель. Ой, посмотрите, здесь ни только, Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница, но ещё и ребята пришли погулять.
Петя дёрнул за ухо Андрюху.
Тот как крикнет:
- Не тронь моё ухо!
А Лариска с проказником Борей
Потянули за ухо другое!
Стал Андрюшка ужасно не в духе:
- Что сказал я!?? – Не тронь мои ухи!
Засмеялись Лариса с Танюшей:
- Говорить надо правильно – УШИ!
Прояви здесь, Андрейка, вниманье!
Происходит тут ЧЕРЕДОВАНЬЕ!
(9 слайд: Корни с чередованием(Изображения детей)
(10 слайд: Корни с чередованием)
(11 слайд:-ух- -уш-: ухо, уши)
(12 слайд:-лет- -лёт-: летит, самолёт)
(13 слайд:-бег- -беж-: бегут, бежит)
(14 слайд:-снег- -снеж-: снег, снежинка)
4) ФИЗМИНУТКА
«Снежная сказка»
Если вы услышите однокоренные слова, с корнем -снег-, или?..
-снеж-, хлопните в ладоши.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
А в завьюженных лесах –
Снежные палаты.
На сверкающих кустах –
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.
5) Работа в группах
Учитель. У вас на партах лежит по одному листочку, на которых написаны корни слов.
(15 слайд: Изображение листочков)
Учитель. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов. Итак, на одном листке корень -лет-, на другом –
Учитель. Сейчас один учащийся от каждой группы зачитывает слова, которые они записали, а ребята из других групп оценивают правильность выполнения задания. Если правильно – зелёная карточка, если не правильно – красная, с жёлтой молнией.
V. Итог урока
Учитель. Мы познакомились с однокоренными словами. Итак, какие слова называют однокоренными словами?
(16 слайд:ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными )
Учитель. Встаньте, пожалуйста. Давайте проверим как вы поняли тему нашего урока.
Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными словами – вы присядете. (17 слайд)
Постарайтесь сосчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо. (6 пар.)
Лес – лесник, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол, стул - кресло.
Проверка (18 слайд)
VI. Домашнее задание (19 слайд) Подберите однокоренные слова с корнем, указанным в карточке. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.