Образование имен прилагательных с помощью суффиксов
Образование имен прилагательных с помощью суффиксов
Тема: Образование имен прилагательных с помощью суффиксов.
Тип урока : комбинированный
Цель: - Познакомить с образованием прилагательных от основ существительных;
-показать способы образования прилагательных от основ существительных с помощью суффиксов;
- расширять лингвистический кругозор учащихся; развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся. ознакомить учащихся со способом образования прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов.
-обогащение словарного запаса и развитие речи.
-формирование навыков коллективной работы.
Урок рассчитан на класс с средним возможностями , используется для формирования навыков образования прилагательных с помощью суффиксов, развитие речи обогащение словарного запаса детей с родным языком обучения; орфографической зоркости с младших классов и интереса к русскому языку.
Урок рассчитан на формирование навыков получения новых знаний и умений, совершенствование орфографических знаний и зоркости , практических умений .Образовательные цели уместны: получить и закрепить теорию на практике. Развивающие разнообразны: развитие памяти, мышления , воображения , речи и навыков работы в коллективе и индивидуально. Оборудования урока подобраны и используется к месту как схемы, графика , слайд, учебник. Задачи урока решаются поэтапно , методически верны и незаметно ведут к решению и выполнению цели урока .Повторения идет с целью облегчения усвоения нового , содержания нового материала дается с помощью схем , слайдов , в работу включаются упражнения по учебнику, что не отрывает детей от программы . развитие речи практикуется составлением простых предложений т вновь образованных новых слов с суффиксами . Прочность усвоения обеспечивают как индивидуальные так и коллективные задания. Работа идет по принципу сотрудничества учащихся друг с другом и учителем. Время урока распределено целесообразно , работа идет целенаправленно , четко, не перегружая память и не ослабляя мышления . Дети включаются в работу с интересом , видя мотивацию. Новые знания добываются на основе наблюдения , сравнения , анализа, сопоставления и сотрудничества . Учитель и учащиеся работают совместно по принципу содружества. Урок насыщенный , разнообразный , богатый , вызывает интерес учащихся с самого начала до конца. На конце урока полученные знания обобщаются, домашнее задание доступное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образование имен прилагательных с помощью суффиксов »
Тема: Образование имен прилагательных с помощью суффиксов.
Цель: - Познакомить с образованием прилагательных от основ существительных;
-показать способы образования прилагательных от основ существительных с помощью суффиксов;
- расширять лингвистический кругозор учащихся; развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся. ознакомить учащихся со способом образования прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов.
-обогащение словарного запаса и развитие речи.
-формирование навыков коллективной работы.
Оборудование: Учебник А. В. Поляковой, , демонстрационные таблицы: 1) “Имя прилагательное” (дерево-схема), схемы-опоры с рисунками для образования прилагательных звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый; для коллективной работы – листы формата А3 – 5 штук, маркеры; у каждого учащегося индивидуальный орфографический словарь .
I. Организационный момент.
С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Я желаю вам успешной работы. Сегодня мы проведём новый для вас урок.
Подготовка пальцев к письму:
Наши пальчики проснулись! (Локти на столе, пальцы раздвинуты)
С добрым утром! (Пальцы рук в замок)
Потянулись. (Пальцы вытянуты вверх)
Стали дружно умываться, (Имитация умывания ладоней)
Полотенцем вытираться. (По тыльной стороне)
Каждый пальчик вытираем. (Массаж)
Дружно делаем зарядку, (Сжимание и разжимание)
И уселись за тетрадку.
Минутка чистописания.
- Напишите в тетради: ск , н, ист.
Морской, речной, скалистый.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.
-Объясните смысл пословицы.
-Найдите антонимы. Какой частью речи являются?(смелый – храбрый, робкий –слабый, стеснительный -прил.)
2.Словарная работа.
1- Коллективная работа.
-Отгадайте словарное слово по его объяснению, описанию:
1) Чувство грусти и скорби, состояние душевной горечи. (Печаль.)
2) Изображение какого – нибудь человека на картине или фотографии. ( Портрет.)
3)Слой только что выпавшего снега. ( Пороша.)
4) Основной род занятий , трудовой деятельности. (Профессия.)
5)Точная выдержка из какого- нибудь текста. (Цитата.)
-образуйте от первого слова прилагательное. ( Ответ:Печальный.)
-подумайте, как оно образовалось, при помощи чего.(Ответ: при помощи суффикса –н-)
3)Орфографическая зоркость
-Запишите слова, выделите в них орфограммы,( Ответы: п(е)чаль-безуд., п(о)ртрет-безуд. гл., п(о)роша –безуд. гл., пр(о)фессия –безуд., ц(и)тата- и слышится как ы после тверд. согл.)
-составьте предложение с одним из слов по выбору. Какое слово лишнее? ( Ответ: Цитата , так как все остальные- словарные слова, начинающие с буквы «п.»)
Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.
(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
У: На какой почве выросло имя прилагательное? Какой способ образования мы рассмотрели?
Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса – ск- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск-)
У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?
Д: - Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.
4) Постановка цели урока.
У: Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?
Д: Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных.
(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”)
У: - Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в группе.
На доске схемы с рисунками:
У детей запись в тетрадях:
При проверке два человека у доски заполняют схемы и выстраивают цепочку образования
У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?
Д: - Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.
У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?
Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.
У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.
Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.
У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”
(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы)
У: А теперь прочитайте правило на стр. 131 в учебнике и сравните с нашим выводом.
Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов:
Д: Способы образования прилагательных от существительных.
У: Назовите эти способы.
Д: Имена прилагательные образуются от основ имён существительных при помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-; и мы попробуем дома ещё отыскать суффиксы с помощью которых образуются прилагательные.
Домашнее задание:
-выучить правило ( с. 74), выполнить упр. 332 (с. 72)