kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование имен прилагательных с помощью суффиксов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Образование имен прилагательных с помощью суффиксов.

 Тип урока : комбинированный

Цель: - Познакомить с образованием прилагательных от основ существительных;

-показать способы образования прилагательных от основ существительных с помощью суффиксов;

- расширять лингвистический кругозор учащихся; развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся. ознакомить учащихся со способом образования прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов.

-обогащение словарного запаса и развитие речи.

-формирование навыков коллективной работы.

Урок рассчитан на класс с средним возможностями , используется для формирования навыков образования прилагательных с помощью суффиксов, развитие речи обогащение словарного запаса детей с родным языком обучения; орфографической зоркости с младших классов и интереса к русскому языку.

           Урок  рассчитан на формирование навыков получения новых знаний и умений, совершенствование орфографических знаний и зоркости , практических умений .Образовательные цели уместны: получить и закрепить теорию на практике. Развивающие разнообразны: развитие памяти, мышления , воображения , речи и навыков работы в коллективе и индивидуально. Оборудования урока подобраны и используется к месту как схемы, графика , слайд, учебник. Задачи урока решаются поэтапно  , методически верны и незаметно ведут к решению и выполнению цели урока .Повторения идет с целью облегчения усвоения нового , содержания нового материала дается с помощью схем , слайдов , в работу включаются упражнения по учебнику, что не отрывает детей от программы . развитие речи практикуется составлением простых предложений т вновь образованных новых слов с суффиксами . Прочность усвоения обеспечивают как индивидуальные так и коллективные задания. Работа идет по принципу сотрудничества учащихся друг с другом и учителем. Время урока распределено целесообразно , работа идет целенаправленно , четко, не перегружая память и не ослабляя мышления . Дети включаются в работу с интересом , видя мотивацию. Новые знания добываются на основе наблюдения , сравнения , анализа, сопоставления и сотрудничества . Учитель и учащиеся работают совместно по принципу содружества. Урок насыщенный , разнообразный , богатый , вызывает интерес учащихся с самого начала до конца. На конце урока полученные знания обобщаются, домашнее задание доступное.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образование имен прилагательных с помощью суффиксов »

Тема: Образование имен прилагательных с помощью суффиксов.



Цель: - Познакомить с образованием прилагательных от основ существительных;

-показать способы образования прилагательных от основ существительных с помощью суффиксов;

- расширять лингвистический кругозор учащихся; развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся. ознакомить учащихся со способом образования прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов.

-обогащение словарного запаса и развитие речи.

-формирование навыков коллективной работы.

Оборудование: Учебник А. В. Поляковой, , демонстрационные таблицы: 1) “Имя прилагательное” (дерево-схема), схемы-опоры с рисунками для образования прилагательных звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый; для коллективной работы – листы формата А3 – 5 штук, маркеры; у каждого учащегося индивидуальный орфографический словарь .

I. Организационный момент.

С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Я желаю вам успешной работы. Сегодня мы проведём новый для вас урок.

Подготовка пальцев к письму:

Наши пальчики проснулись! (Локти на столе, пальцы раздвинуты)

С добрым утром! (Пальцы рук в замок)

Потянулись. (Пальцы вытянуты вверх)

Стали дружно умываться, (Имитация умывания ладоней)

Полотенцем вытираться. (По тыльной стороне)

Каждый пальчик вытираем. (Массаж)

Дружно делаем зарядку, (Сжимание и разжимание)

И уселись за тетрадку.

  1. Минутка чистописания.

- Напишите в тетради: ск , н, ист.

Морской, речной, скалистый.

Смелый там найдет, где робкий потеряет.

-Объясните смысл пословицы.

-Найдите антонимы. Какой частью речи являются?(смелый – храбрый, робкий –слабый, стеснительный -прил.)

2.Словарная работа.

1- Коллективная работа.

-Отгадайте словарное слово по его объяснению, описанию:

1) Чувство грусти и скорби, состояние душевной горечи. (Печаль.)

2) Изображение какого – нибудь человека на картине или фотографии. ( Портрет.)

3)Слой только что выпавшего снега. ( Пороша.)

4) Основной род занятий , трудовой деятельности. (Профессия.)

5)Точная выдержка из какого- нибудь текста. (Цитата.)

-образуйте от первого слова прилагательное. ( Ответ:Печальный.)

-подумайте, как оно образовалось, при помощи чего.(Ответ: при помощи суффикса –н-)

3)Орфографическая зоркость

-Запишите слова, выделите в них орфограммы,( Ответы: п(е)чаль-безуд., п(о)ртрет-безуд. гл., п(о)роша –безуд. гл., пр(о)фессия –безуд., ц(и)тата- и слышится как ы после тверд. согл.)

-составьте предложение с одним из слов по выбору. Какое слово лишнее? ( Ответ: Цитата , так как все остальные- словарные слова, начинающие с буквы «п.»)

Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

У: На какой почве выросло имя прилагательное? Какой способ образования мы рассмотрели?

Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса – ск- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск-)



У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?

Д: - Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.

4) Постановка цели урока.



У: Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?



Д: Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных.



(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”)

У: - Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в группе.

На доске схемы с рисунками:

У детей запись в тетрадях:





При проверке два человека у доски заполняют схемы и выстраивают цепочку образования

У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?

Д: - Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.

У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?

Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.

У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.

Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.

У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”

(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы)

У: А теперь прочитайте правило на стр. 131 в учебнике и сравните с нашим выводом.



Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов:



-ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).



(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)

2- Индивидуальные задания по слайдам.

Задание 1

1.Составьте и напишите словосочетания с именами существительными, данными в скобках.

Сухой (сено), чудесный (погода), пушистый (зайка) , интересный (беседа),цинковый (ведро), добрый (сердце), прозрачный (вода), сильный (дождь), жилой (дома).

2.Составьте 2-3 предложения с этими словосочетаниями по выбору.

Задание 2

1.Подбери существительные к данным прилагательным .

Морская - ____________ , ___________ , ____________ .

Лесная - ________ , _____________ , ___________ .

Серебряное - _________ , _____________ , _____________ .

  1. Подчеркни суффиксы прилагательных. ( ответы: -ск-, -н- , -ян-.)

  2. Из 4-5 предложений составь текст письменно «На лесной поляне» (по картине на выбор учителя).

  3. Работа по теме урока.



  1. Образование прилагательных.

Груз- грузовой, дуб –дубовый, лед- ледяной, кожа- кожаный.

-как на ваш взгляд образовали прилагательные?( ответ: прилагательные образуются от основы существительных при помощи суффиксов. –ов-, -ян-, -ан- )

-по какой теме нам предстоит работать?( отв: образование прил-х).

-давайте проанализируем слова из упражнения №331 (с. 74).(устно)

2) Упражнение в образовании прилагательных.№333 (с.75).(письменно)

-Образуйте прил-ые при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-.(устно)

-выделите суффиксы , объясните , как они образовались.

-прочитайте правило на стр . 74. Сделайте вывод.

4. Закрепление изученного материала.

1. Игра « Образуй прилагательное».

Учитель называет существительное, а учащиеся должны образовать от него прилагательное.

Сила –сильный, холод- холодный, береза – березовый, море- морской, ночь- ночной, город- городской, июнь – июньский, и.т.д.

  1. Итог урока



У: Что нового вы для себя открыли?



Д: Способы образования прилагательных от существительных.



У: Назовите эти способы.



Д: Имена прилагательные образуются от основ имён существительных при помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-; и мы попробуем дома ещё отыскать суффиксы с помощью которых образуются прилагательные.

Домашнее задание:

-выучить правило ( с. 74), выполнить упр. 332 (с. 72)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образование имен прилагательных с помощью суффиксов

Автор: Никифорова Антонина Андреевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 125867

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Образование имен прилагательных с помощью суффиксов. ( §53) "
    ["seo_title"] => string(65) "obrazovaniie-imien-prilaghatiel-nykh-s-pomoshch-iu-suffiksov-ss53"
    ["file_id"] => string(6) "165640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422849224"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "-Н- и -НН- в суффиксах имен прилагательных "
    ["seo_title"] => string(43) "n-i-nn-v-suffiksakh-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "233709"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443196846"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок "Одна и две буквы н  в суффиксах прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-odna-i-dvie-bukvy-n-v-suffiksakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "107147"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403175073"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок на тему "НН и Н в прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-na-tiemu-nn-i-n-v-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "188959"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426778873"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение." "
    ["seo_title"] => string(144) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-m-klassie-bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства