kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Обращение». Урок русского языка в 8 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Обращение».

Цели: 1. Повторение  и закрепление  сведений об обращении, полученных школьниками в

               предшествующие годы обучения.

           2. Формирование умений:

  • находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации;
  • правильно ставить знаки препинания при обращении;
  • выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
  • выделять в информации  главное, сравнивать, доказывать, «сворачивать» информацию в схемы, таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Обращение». Урок русского языка в 8 классе. »

Урок русского языка в 8 классе.

СОПШДО № 17

Учитель Рачинская Н.П.,


Тема: «Обращение».

Цели: 1. Повторение и закрепление сведений об обращении, полученных школьниками в

предшествующие годы обучения.

2. Формирование умений:

  • находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации;

  • правильно ставить знаки препинания при обращении;

  • выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;

  • выделять в информации главное, сравнивать, доказывать, «сворачивать» информацию в схемы, таблицы.


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный




1. Прочитайте предложения на интерактивной доске. Подумайте, что общего у них? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах.


1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.

2) На вершине гор лежали густые облака, не позволяющие различать их верхние очертания.

3) Горячим пламенем горел костер, бросая в темноту скупые блики света.

4) Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

5) Для чего ты плачешь, звон свирели?


- Итак, что общего в предложениях?


- Прокомментируйте выбор соответствия схем и предложений.














- Почему, как вы утверждаете, нет схемы этого предложения?

- Что можно сказать о последнем предложении? Чем оно осложнено? Начертите схему, соответствующую предложению.

2. Определите тему урока и учебные задачи.







1)  как? , как именно? , … .


2) где? , где именно? , … .


3) ,  и … .


4) сущ.,  .


5)  ,  .



Они простые, осложнены разными членами предложения.

1-е предложение соответствует схеме № 3, простое предложение, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.

2-е предложение соответствует схеме № 4, простое предложение, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

3-е предложение соответствует схеме № 5, простое предложение, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4-е предложение соответствует схеме № 2, простое предложение, осложнено уточняющим обстоятельством места.

Для 5-го предложения нет схемы.

Схема № 1 не соответствует пятому предложению, т.к. она показывает осложнение предложения уточняющими обстоятельствами.

Предложение осложнено обращением.

Выполняют схему пятого предложения.


Тема: «Обращение».

Узнать новую информацию об обращении, вспомнить значение, основные отличительные признаки обращения, использование в речи. Уметь находить в предложении обращение, правильно ставить знаки препинания.


Операционно-деятельностный

1. Так как вы уже много знаете об обращении, то работу по углублению знаний проведем как самостоятельное знакомство с § 36, стр. 164 – 165. Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию одного абзаца параграфа в схемы, символы, ключевые слова (кроме последнего абзаца на стр. 164). Время на работу – 3 мин.



- Проверка выполненной работы.

Информация учебника.

1 группа.

Обращение – это слово или словосочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение выражается формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных. Местоимения не могут быть обращениями.








2 группа.

Обращения могут быть распространенными и нераспространенными.




3 группа.

В поэзии обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения.


4 группа.

Обращение произносится с особой, звательной, интонацией. Оно может стоять в начале, середине и в конце предложения. Не является членом предложения.


5 группа.

Обращение в предложении выделяется запятыми. Если обращение произносится с особым чувством и стоит перед предложением, то после него ставится восклицательный знак, а предложение начинается с большой буквы.


6 группа.

Обращения употребляются в устной речи для привлечения внимания слушающего к сообщению. Они используются в разных стилях речи.


- Выделите, что самое главное в информации?


- Что нового в информации об обращении вы узнали?


- Каким может быть алгоритм определения обращения? Попробуйте составить.





2. Из упражнения № 317 выписать два - три предложения, подтверждающие информацию опорного конспекта. Прочитать с соблюдением правильной интонации, доказать по алгоритму, что предложение осложнено обращением, объяснить постановку знаков препинания.


3. Прочитать предложения, устно определить стиль, тему, доказать ее ключевыми словами (предложения записаны на карточках).












- Определить синтаксическую роль слова «Казахстан», подчеркнуть в карточке.



- Взаимопроверка. Озвучивание результатов.


- Доказать, опираясь на алгоритм, что это обращение.


4. Перестройте записанные на доске предложения так, чтобы подлежащие стали обращением. Выполнить схемы к предложениям.







- Самопроверка через ключ на доске.

- В чем испытывали затруднения?


- Сделайте вывод: что объединяет эти предложения?




5. Дифференциация заданий.

- группа более подготовленных учеников: создайте текст, используя обращения к другу, к родственнику, к учителю (на выбор);

- группа менее подготовленных учеников: вставьте распространенные обращения в текст упр. 320.

Выборочная проверка. Почему использовали именно эти обращения? Приведите аргументы, опираясь на тексты. Подвести учащихся к выводу: обращения используются в различных стилях речи в зависимости от ситуации.

6. Контроль результатов урока. Задание: выполнить тесты на компьютере.










Самостоятельная работа учащихся.



Опорный конспект учащихся

1 группа.


  1. Значение.

Слово

Словосочетание

Предложение

2. Именительный падеж

Сущ.,

Местоимение


2 группа

Виды


Распр. Нераспр.



3 группа

Неодуш. сущ = Олицетворение




4 группа

Место:

Звательная интонация

Член предложения


5 группа

Место:

Выделительные знаки: , !




  1. группа


Устная речь Все стили речи




Понятие обращения, признаки, функции, знаки препинания при обращении.


Виды обращений, употребление частиц и междометий с обращениями.


Алгоритм. Это обращение, так как

1. Называет того, к кому обращаются с речью

2. Стоит в форме именительного падежа

3. Звательная интонация

4. Не является членом предложения


Выписывают из упражнения два – три предложения, которые иллюстрируют любую часть опорного конспекта. Читают с соблюдением звательной интонации, по алгоритму доказывают, что предложение осложнено обращением, объясняют постановку знаков препинания.



Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан!


Тема – Казахстан. Стиль – публицистический.


Самостоятельная работа. Синтаксическая роль: подлежащее, определение, сказуемое, обстоятельство; в последнем предложении – обращение, не является членом предложения.

Ответы учащихся.






Переконструирование предложений:

Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой.


Проверяют свои записи предложений, схемы, корректируют работу.


В этих предложениях обращения употреблены в художественном стиле, выражены именем существительным неодушевленным. Это олицетворения.


Самостоятельная творческая деятельность учащихся. Используют обращения, исходя из стилевой принадлежности текста.










Работают с тестами, 10 тестовых вопросов по теме урока.

Рефлексия

1. Что объединяет обращение с другими изученными темами в курсе 8 класса?



2. Чем обращение отличается от них?

3.Сравните предложения. Почему в одном предложении после «О» перед обращением стоит запятая, а другом предложении – нет?

О, Даша, посмотри, как здесь красиво!

Опять я ваш, о юные друзья!


Это и будет темой нашего следующего урока.

4. Дома: Учить опорный конспект,

1-я группа учащихся: выписать из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» 8-10 предложений с обращениями. Указать, чем выражены обращения, как они характеризуют говорящего и того, к кому обращаются с речью.

2 группа: Упр. 319.


Осложняет предложения, как обособленные определения, обособленные обстоятельства, уточняющие члены предложения.

Не является членом предложения.





Видимо, главная причина в том, какой частью речи является «О».


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Обращение». Урок русского языка в 8 классе.

Автор: Рачинская Надежда Петровна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме "Обращение" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "218443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433782354"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "урок русского языка в 8 классе по теме "Обращение""
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykav8klassiepotiemieobrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448861645"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства