Учитель русского языка и литературы Есендосова Алтын Бериковна
Тема: Обращение. 8класс
Цели урока: Формировать умение и навыков находить
обращения в речи, выделять на письме
запятыми, в устной речи – интонационно.
Развивать способности анализировать,
делать оптимальный выбор в зависимости от
ситуации.
Воспитывать интерес к русскому языку,
формировать и совершенствовать нравственные
принципы.
Тип урока: первичное закрепление новых знаний
Вид урока: открытый урок
Наглядность: таблица, карточки
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь!
-Дорогие , ребята, сегодня у нас открытый урок. Желаю всем удачи и творческих успехов.
2. Проверка домашнего задания.
- Итак, ребята начнем урок с опроса домашнего задания.
1. Выразительное чтение наизусть стихотворение «Сердце так и гложет страх»
2. Найдите междометия в предложениях.
1. Ах, как это солнце ярко!
2. А лес и правду шумел, ох, и шумел же!
3.Новая тема.
Эпиграф к уроку:
Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - « МАТЬ»
Мама и Родина очень похожи :
Мама - красивая, Родина - тоже!
Вы присмотритесь : у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеницы,
Что на бескрайних полях колосятся.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнце они
Если поет мама песни, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей
Так и должно быть : что дорого нам,
Напоминают всегда наших мам. (Стариков А)
Я приеду к тебе, моя мама,
Поцелую морщинки твои,
Пусть проносятся годы упрямо…..
Только ты, моя мама,
ЖИВИ…..
- Ребята, почему слова моя мама подчеркнуты?
-Если вы радуетесь чему-то, вы обращаетесь к матери, если с вами случилась беда , опять обращаетесь к матери.
Запишите тему урока «Обращение»
-Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
-уметь находить обращения в предложениях;
-выделять обращения на письме запятыми, в устной речи- интонационно;
-свободно уметь использовать обращения в речи разных ситуациях.
Объяснение темы.
ОБРАЩЕНИЕ
слово или сочетание слов, называет того, к кому обращаются с речью
нераспространенное
Мама, ты дома?
распространенное
Дорогая мамочка! Здравствуй.
Знаки препинания в предложениях с обращениями
Обращения всегда выделяются запятыми, если произносятся с сильным чувством, то восклицательным знаком
в начале предложения:
Иванов, иди отвечать.
Родимая! Ну как заснуть в метель.
в середине предложения:
Крепко целую тебя, моя родная, жду встречи.
Ничего, родная! Успокойся.
в конце предложения:
Мы ждем тебя, Иван.
Выполни мою просьбу, мамочка.
Чаще всего в роли обращений выступают собственные имена, реже –клички животных или названия неодушевленных предметов.
В современном русском языке выражаются формой именительного падежа.
Для того чтобы не спутать обращение с подлежащим ,которое тоже выражается формой именительного падежа, следует учитывать следующее:
обращение не является членом предложения, не входит в грамматическую основу;
обращение произносится с особой интонацией;
мы не можем отделить подлежащее от сказуемого запятой.
Например: Димапрочиталписьмо.
Дима, прочитайписьмо.
-Сегодня мы будем говорить о письмах и узнаем, о чем пишет своей матери Николай Островский. Н.Островский советский писатель, родился в 1904 году и умер 1936 году Волынской губернии (Украина). Он прожил всего 32 года.
-Что такое письмо в вашем понимании?
-Когда пишут письмо?
Знакомство с текстом. Беседа по содержанию.
Словарная работа.
Обращение - қаратпа сөз
Данияр, у тебя хорошее произношение!
Письмо - хат
1)бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо с целью сообщения о чем-либо, изложения своих мыслей, выражения чувств;
2) официальный документ.
Ответьте на вопросы:
-Какие слова употреблены в качестве обращений?
-Чем выражено обращения в этих предложениях? Объясните расстановку знаков препинания .
1) Милая мама! Все твои письма мне прочли.
2) Я прошу тебя ,моя родная, очень прошу и даже требую.
3) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.
-Как правильно писать письма?
-Для чего служат обращения в письмах?
Многоуважаемый Николай Николаевич, большое спасибо Вам за поздравления и ласковые слова. Дорогой Алексей Максимович, отвечаю сразу на два письма. Милый Саша, здравствуй. Благодарю тебя, Сашечка, за хлопоты.
Используя различные обращения, напишите первые предложения писем, поздравительных открыток другу (подруге), родителям, учителю.
Обращение задает тон всему последующему разговору. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.
Используйте обращение в конкретных жизненных ситуациях.
СИТУАЦИИ:
1) Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассники.
2)Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс . Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
3)Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд.
Слово учителя:
На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице.
Нет, не простое это искусство- обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами, которые иногда могут спасти жизнь человеку.
Учащимся предлагается вспомнить то письмо, которое было им прочитано накануне. (Дети, вспоминая, пересказывают письмо.)
Здравствуй, дорогая и любимая бабушка!
Вот я и пишу тебе письмо, ты даже не просила, а я сам сел и пишу. Я живу хорошо, только скучаю по тебе очень.
Бабулечка, миленькая моя, я теперь помню твои руки и все твои морщинки. Даже помню, как пахнут они- оладушками и солнышком. Я очень плохой человек, а ты «ни за что» меня любила.
Бабушка, родная, я стану хорошим, правда, правда! Тебе никогда не будет за меня стыдно.
Мне теперь очень стыдно…Ты прости меня за то, что не хотел тебе писать, за то, что не ходил проведывать тебя в больницу. Я тогда не умел думать, что тебя может просто не стать…
Я помню, как ты мне в больнице сказала, что человек жив до тех пор, пока его помнят. Я тебя буду помнить всегда!
Я только успокиваю себя тем, что тебе сейчас, когда ты умерла, не больно…
Вопрос к классу.
-Кому же и куда пишет этот мальчик?
- Что заставило его сесть за это послание и найти такие слова для выражения своих чувств!
Ответ учащихся: Это душевное состояние называется словом «раскаяние, покаяние, совесть».
5.Подведение итогов урока.
Всем нам при общении
Поможет обращение .
Можно смело обратиться
К людям, звездам или птицам.
Только ,друг, не забывай, Запятые расставляй.
Часто передает отношение
говорящего Слово или сочетание слов
ОБРАЩЕНИЕ
Называет того, к кому обращаются с речью
Выделяется запятыми
и восклицательным знаком
не является членом выделяется
предложения интонационно
-Справились ли мы с заданием?
БУДЕМ ПОМНИТЬ, МАЛО БЫТЬ ГРАМОТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ КУЛЬТУРНЫМ.