Это первый урок в теме "Обращения". (Всего их два). Повторение и систематизация и углубление изученного ранее по данной теме. Урок построен на материале произведений А.С.Пушкина. Дана классификация обращений (авторский прием).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Систематизировать знания учащихся по теме. Закрепить навыки нахождения обращения в предложении и определения их роли. Развивать речь средствами художественного стиля. Продолжать развитие духовного мира учащихся посредством формирования новых эстетических знаний и эмоций.
Ход урока:
Организационный момент.
Наш сегодняшний урок не совсем обычный. На этом уроке присутствуют гости, и, как радушным хозяевам, нам предстоит показать, что мы с вами знаем, что умеем, а чему предстоит еще учиться.
В начале урока я не буду объявлять вам тему. Я хочу, чтобы сформулировать ее помогли мне вы. А для этого вам предстоит выполнить следующую работу.
Актуализация знаний.
Словарный диктант: записать слово по его лексическому значению.
Дощечка для смешивания красок.
6.
Художник, изображающий войну.
Художник, изображающий картины природы.
7.
Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.
Произведение живописи в красках.
8.
Художник, рисующий морские виды.
Художник, изображающий людей.
9.
Предварительный набросок к картине.
Взаимное расположение частей картины.
10.
Предмет, выставленный на выставке.
Если правильно назвали слово по его лексическому значению, вы легко справитесь со следующим заданием:
Ваня, действительно ли картина "Девятый вал" принадлежит перу художника-баталиста Ивана Крамского?
Вера, правда ли, что картину "Утро в сосновом лесу" написал выдающийся русский художник-портретист Айвазовский?
Саша, ты согласен с утверждением, что картину "Апофеоз войны" написал художник-маринист Иван Шишкин?
Ребята, является ли художник-пейзажист Василий Верещагин автором картины "Неизвестная"?
Скажите, пожалуйста, при ответе на вопрос вы выполнили все условия?
Почему на последний вопрос могли отвечать вы все, а первые три были персональными?
По одному только слову вы поняли, к кому обращаюсь с речью. Это слово – своего рода сигнал. И называются эти слова-сигналы обращениями. Именно о них пойдет речь на сегодняшнем уроке. (Записать тему урока).
Постановка целей, определение задач урока.
Тема урока для вас не новая. Вы знакомились с обращениями в начальной школе, затем в 5 классе. Поэтому мы сегодня должны не просто вспомнить, что такое обращение, но и понять, почувствовать, как оно работает, ответить на вопрос, какую роль играют обращения в нашей речи.
Работа по теме урока.
Чтобы вспомнить основные признаки обращений, проанализируем два предложения. Возьмите печатные листы, задание № 1.
Мой грустный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюет под окном.
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга.
Кто является автором этих поэтических строк?
В произведениях Пушкина можно найти ответы практически на любые вопросы, в том числе и на вопросы нашего урока. Поэтому на материале пушкинских произведений мы и будем их решать.
В обоих предложениях есть словосочетание "мой товарищ". Одинаково ли грамматическое значение этих словосочетаний в предложениях? (В первом – называет предмет и его принадлежность, во втором – называет того, к кому обращается с речью.)
Одинакова ли синтаксическая роль этих словосочетаний в предложениях? (В первом – подлежащее с определением, во втором – не является членом предложения)
А теперь каждый мысленно прочитайте эти предложения выразительно. С одинаковой ли интонацией произносим мы словосочетание мой товарищ? (Во втором предложении делаем акцент на этом словосочетании, т.е. выделяет интонационно.)
Итак, назовите основные признаки обращений:
называют того, к кому обращаются с речью;
не являются членами предложения;
выделяются интонационно и пунктуационно.
Для чего необходимо знать эти признаки? (Чтобы найти обращения в предложении.)
Проверим, так ли это. Можно ли по этим признакам найти обращение в предложении.
а) Из предложений (задание №2) выписать только обращения. (Чтобы удобнее было с ними работать, выписать обращения в столбик)
Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил.
Мороз и солнце! День чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
б) Прочитать выписанные обращения.
в) К кому обращается поэт во всех случаях? (К друзьям)
г) Одинаково ли назначение этих обращений, одну и ту же роль играют они в предложениях? Одни обращения только называют того, к кому обращаются с речью, т.е. выполняют номинативную функцию, другие содержат еще и характеристику, оценку собеседника.
д) Найдите обращения, которые по каким-то признакам отличаются от всех других. В чем заключается это отличие? Таких обращений два: подруга думы праздной, чернильница моя. Автор обращается к неодушевленным предметам.
е) С какой целью использует поэт в качестве обращения неодушевленные ИС? Чтобы неживым предметам придать свойства живого существа.
ж) Как называется такой художественный прием? Олицетворение.
з) Какую функцию выполняет каждое из этих обращений? Одно – номинативную, другое – оценочную.
Может, это единственный, исключительный случай? Давайте посмотрим на других примерах.
а) Возьмите печатные листы, задание № 3. Отметьте те предложения, в которых употреблены обращения-олицетворения.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.
Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?
Ах ты, мерзкое стекло, это врешь ты мне назло.
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веши на просторе.
Поделом тебе, старый невежа!
Прощай, свободная стихия, в последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой.
Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью.
б) Назовите обращения-олицетворения, которые выполняют номинативную функцию? Оценочную функцию? Какой может быть оценка? Позитивной или негативной.
в) Обратите внимание на обращения в первом предложении. Оба они оценочные, оба называют осень. Но одно из них имеет позитивную оценку, а другое – негативную. Для чего автор прибегает к такому художественному приему? (Характеризует явление с разных сторон, показывает неоднозначность оценки предмета, а это один из приемов создания реалистического образа.)
г) Проанализируйте оставшиеся предложения, назовите обращения. Можно ли эти обращения, как и обращения-олицетворения, разбить на группы? (Татьяна, кудесник – номинативные, любимец богов, милая Татьяна – оценочные, позитивные, старый невежа – оценочные негативные)
Итак, мы с вами посмотрели, какими бывают обращения. Попробуйте представить это в виде схемы.
ОБРАЩЕНИЕ
НОМИНАТИВНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ
"+" " – "
Как вы думаете, нужна ли нам будет в дальнейшем эта схема? Где ее можно использовать? (При анализе языковых средств, которые использует автор для создания художественного образа)
Давайте попробуем выполнить элемент такого анализа. Возьмите печатные листы (задание №4).
Выберите любое предложение, которое вам больше нравится, найдите в нем обращение и охарактеризуйте его по следующему плану:
К кому обращается поэт?
Какой тип обращения он употребляет (в соответствии с нашей схемой)?
Почему именно эти слова использует Пушкин в качестве обращения?
Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид.
Воротись, дурачина, ты к рыбке; поклонись ей, выпроси уж избу.
Подведение итогов урока. Итак, сегодня на уроке мы с вами
- вспомнили:
что такое обращение,
каковы их основные признаки
- провели
классификацию обращений
- определяли
роль обращений в речи
На следующем уроке мы будем уже предметно говорить о постановке знаков препинания в предложениях с обращениями. Для того чтобы этот урок прошел продуктивно, вам предстоит выполнить следующее домашнее задание.
Домашнее задание.
На лист выписать из художественной литературы 5 предложений с обращениями, опустив знаки препинания. (Каждое новое предложение пишете с красной строки.). Листочки подписать.
Дать обоснованный ответ на вопрос: "Можно ли использовать в качестве обращений личные местоимения?"
Оценить вашу работу на сегодняшнем уроке мне поможет следующее задание. Возьмите печатные листы, задание №5. Вам даны пять предложений. К каждому предложению я буду формулировать задание. Вам нужно записывать только результат его выполнения.
1.
Вы, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы.
Выписать подлежащее.
2.
Враги стоят, потупя взор.
Записать антоним к подлежащему.
3.
Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог.
Наречие, употребленное в сравнительной степени, записать в положительной степени.
4.
А где мне найти такого работника не слишком дорогого.
К прямому дополнению подобрать однокоренной глагол и записать его в форме множественного числа прошедшего времени.
5.
Так смиренно урок ваш выслушала я…
Дополнение записать в форме предложного падежа с предлогом НА.
Это моя оценка вашей деятельности на уроке. Вы понимаете, что она субъективна и относится к деятельности всего класса. Более объективно оценить работу каждого из вас поможет ваша самостоятельная работа. Возьмите бланки ответов, подпишите их, заполните, выполнив задание №6. Напоминаю: главное – качество выполненной работы.
Пора, дитя мое, вставай: да ты, красавица, готова! О пташка ранняя моя!
Свобода, он одной тебя еще искал в пустынном мире.
Бегите, русские певицы, спешите, красные, домой: чеченец ходит за рекой.