Цель урока: дать понятие об обращении и его роли в предложении, познакомить учеников со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями, развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации. Методические приемы: объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, тренировочные упражнения.
Ход урока I. Лингвистическая разминка Словарный диктант: ветеран, композиция, зодчий, горельеф, истинный, гениальный, традиция, стипендиат, кандидат, памятник, свидетельство, пьедестал. Отметить слова русского происхождения, подобрать к ним однокоренные слова: зодчий — зодчество; истинный — истина, истец, воистину; памятник — память, памятный, запамятовать; свидетельство — свидетель, засвидетельствовать, освидетельствование.
II. Изучение темы «Обращение» 1. Чтение вводной статьи учебника (с. 159). 2. Выполнение упр. 355: перестройка предложений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Обращение и знаки препинания при нем»»
Обращение и знаки препинания при нем
Цель урока: дать понятие об обращении и его роли в предложении, познакомить учеников со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями, развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации.
Методические приемы: объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, тренировочные упражнения.
Отметить слова русского происхождения, подобрать к ним однокоренные слова: зодчий — зодчество; истинный — истина, истец, воистину; памятник — память, памятный, запамятовать; свидетельство — свидетель, засвидетельствовать, освидетельствование.
II. Изучение темы «Обращение»
1. Чтение вводной статьи учебника (с. 159).
2. Выполнение упр. 355: перестройка предложений таким образом, чтобы глаголы приобрели форму повелительного наклонения, а подлежащие стали обращениями.
3. Объяснение учителя.
Обращение — слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение не входит в структуру предложения, то есть не является его членом. Обращения применяются, прежде всего, в устной речи. Мы часто обращаемся к родителям, к товарищам, к учителям, к знакомым, называя их: Юра, у тебя есть запасная ручка? Можно мне погулять, мама, я уже сделал уроки. Валерий Михайлович, повторите, пожалуйста, вопрос. Доктор, я уже здоров. Официальные объявления тоже часто начинаются с обращений: Граждане встречающие, поезд Петербург-Москва прибывает на первый путь. Причем, заметьте, предложения с обращениями имеют специфическую, звательную интонацию. В письмах, официальных или неофициальных, мы обязательно обращаемся к человеку, которому пишем: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «Ленька, привет!», «Уважаемый Николай Петрович», и даже: «Здравствуй, дорогая редакция!» По тому, как мы обращаемся, видно наше отношение к человеку. Как вы заметили, обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Напомню, что членом предложения оно при этом не является.
4. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.
Прочитайте § 32 на с. 160-161 и найдите сведения об обращении, которые еще не упоминались на уроке.
Ученики найдут следующие сведения:
— Обращение имеет форму именительного падежа.
— В поэтической речи обращениями могут быть неодушевленные существительные — это один из приемов олицетворения.
— Обращения в предложении выделяются запятыми.
— Обращения не влияют на знаки препинания в конце предложения.
— Если обращение произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а следующее предложение пишется с прописной буквы.
— Знаки препинания при обращении — выделительные (запятые и восклицательный знак).
— Перед обращением может быть частица о, которая сливается с ним в произношении и не отделяется запятой.
Выполняя упр. 357, обратим внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость: господа (это обращение возвращается в речь). Можно рассказать о других этикетных обращениях: дамы и господа, сударь, сударыня, гражданин, гражданка, товарищ; о проблемах, возникших в нашей стране в связи с отмиранием обращения «товарищ»: ему пока так и не нашлось адекватной замены.
Можно напомнить о том, какие обращения приняты в других странах: мисс, миссис, мистер, сэр, леди и джентльмены, мадам, месье, мадемуазель, пан, пани и т. д. Можно вспомнить контексты с подобными обращениями (Миссис Хадсон, мистер Икс, мадемуазель Нитуш, пан спортсмен, пани Тереза и т. п.)
Следует предупредить о неуместности употребления в речи просторечных обращений: тетенька, дяденька, женщина, мужчина, бабка, дорогуша и т. п.