Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь
Урок по русскому языку в 1 классе в разрезе деятельностного подхода "Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака". Работа проводится без учебников. обучающиеся в ходе урока работают как ученые, самостоятельно разрабатывая тему урока, правила, выводят гипотезы, доказывают их или отвергают, подбирают упражнения, которые соответствуют данной тематике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь»
Учитель Соловьева Ирина Ивановна ЕМР РТ МБОУ СОШ №9
Проблемно-диалогическая технология на уроке русского языка 1 д класс
Тема: Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь
Планируемые результаты: учиться различать звуки и буквы, определять их роль в слове.
Планируемые достижения:
предметные: различать твердые и мягкие согласные звуки, формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы Ь
метапредметные: ставить цели, критично относиться к информации, анализировать, доказывать свое мнение, формулировать выводы, работать в паре, в группе, определять критерии оценки и степень успешности выполненной работы.
-Как вы успели заметить, у нас гости, гости из министерства образования. Дело в том, что это они сообщили нам несколько дней назад о странном исчезновении учебников на территории Российской Федерации, именно по их заказу мы с вами составляем новый учебник по русскому языку для 1-х классов.
- Министрам образования мы говорим: добро пожаловать в академию наук на очередное заседание ученого совета, а всем нам, коллеги, хорошего настроения и интересных открытий.
Актуализация знаний (5 мин)
- Для начала вспомним, какое открытие мы совершили на последнем заседании.
- Запишите слова, соответствующие транскрипции: [м’эл], [ч‘ас], [жыр] (1 ученик работает у доски, остальные –на листочках). (Объяснение: если звук мягкий, то рядом нужно написать гласную, которая смягчает, если звучит твердо – гласную, которая не смягчает)
- В каком случае это правило работает, а в каком - нет? (Если гласный стоит после парного согласного, правило действует, если после непарного – нужно быть внимательными.
- Непарные согласные по звонкости/глухости коварные и опасные их нужно знать в лицо!
-Кто знает согласные, которые всегда твердые? (ж, ш, ц)
- Кто знает согласные, у которых нет твердой пары? (ч,щ,й)
Подведение к цели урока (5 мин)
- А сейчас нас ждут новые открытия!
- С какого слова началась наша работа? (мел)
- Я писала транскрипцию к слову «мел» - [м’эл], но отвлеклась и поставила лишний знак - [м’эл’].
- Что произошло? Дайте характеристику последнему звуку. (согласный, звонкий, мягкий)
- «Эль»- мягкий, но после него нет звука, который командует «читайся мягко», как запишем это слово? (мелЬ)
- Почему мы выбрали эту букву, а не е,е,ю,я, и? (она не имеет звука, но смягчает согласную)
- Исходя из полученной информации определим следующую тему, которую поместим в наш учебник.
- У меня есть кое-какие наработки (перевернуть доску, на ней з плаката с вариантами: 1 Знак «апостроф» в транскрипции, 2 Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь, 3 Роль мягкого знака).
- Какое из этих названий нам подходит? (2 вариант крепим на демонстрационный учебник на доске)
- Какие цели поставим перед собой? Чему должны научиться ученики, ознакомившись с этой темой? (Различать твердые и мягкие согласные звуки, уметь обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы Ь, видеть случаи, когда нужен или не нужен Ь в слове)
Совместное открытие нового знания (10 мин)
- Есть тема, что-то еще должно быть в учебнике? (объяснение, правило, информация, упражнения)
- Откуда мы возьмем правило, информацию? (понаблюдаем за языком, выявим закономерности и исключения)
- Что мы можем записать в наш учебник сейчас, что мы уже знаем? (исходя из темы: Мягкость согласных на письме можно обозначить с помощью Ь)
- Какой следующий вопрос должен возникнуть? (В каких случаях, позициях можно встретить в слове Ь?)
-Для этого нужно рассмотреть много слов. Запишите на маленький листочек по 1 слову в котором, по вашему мнению, должен быть Ь. (Каждый ученик записывает на маленьком листочке по 1 слову с мягким знаком)
- Обведите кружочком буквы, которые находятся рядом с мягким знаком, над согласными поставьте С, над гласными – Г.
- Группа ученых выберите главного профессора на своем ряду и передайте ему свои наработки.
- Профессора, распределите слова по группам в зависимости от положения Ь в слове. Например сЬс или сЬ и т.д.
- Остальные ученые запишите слова соответствующие транскрипциям [бан’ка] [кон’] [брат’а]. Кто желает выполнить задание у доски? (1 ученик работает у доски, после того, как он закончил, проверяем командную работу класса)
- Проверим, что получилось у групп и что обнаружили профессора.
- Сколько разных позиций получилось у каждой группы?
- В каких позициях можем встретить Ь? (после согласной в конце слова сЬ, между 2-мя согласными сЬс, после согласной и перед гласной сЬг)
- Соотнесите формулы со словами на доске. Какая формула к какому слову подходит? Кто может это сделать? ([бан’ка]– сЬс , [кон’] – сЬ, [брат’а] –сЬг )
- Есть слова, где Ь знак в начале слова. (нет)
- Почему, посмотрите на наши формулы и сделайте вывод? (Ь не обозначает звука, может находиться только после согласной)
- Мы выявили случаи, где можем встретить Ь в слове, но пока не знаем, какую работу он выполняет в той или иной позиции.
- Какая работа Ь нас интересует? (смягчающая)
- Если Ь выполняет роль смягчения, то, размышляя логически, что должно произойти, если мы уберем Ь из слова? Продолжаем работать с этими словами (согласные будут звучать твердо)
- Применим эту теорию к нашим словам и посмотрим, какую роль выполняет Ь в разных позициях.
- Прочитаем слова (кон, угол, братя)
- Что вы заметили? (В позициях сЬ и сЬс согласные стали твердыми, а в слове «братя» [т’] все-равно мягкий)
- Если Ь не выполняет роль смягчения, то для чего он в этом слове нужен? (для разделения звуков)
- Что мы выяснили? Сделайте вывод, в каких позициях Ь выполняет роль смягчения. (В конце слова и между согласными)
- Что мы запишем в учебник? (Мягкий знак смягчает согласную, если находится после него в конце слова или перед другим согласным)
- Мы вывели правило. Что теперь нужно проверить? (нет ли исключений, рядом со всеми ли согласными Ь так себя ведет)
- Запишите слова под диктовку: [сол’], [пул’ка], [поч’ка], [май’].(1 желающий работает у доски с объяснением, кто не согласен, выходит и исправляет на свое усмотрение)
- В чем дело? Почему, где-то правило работает, а где-то нет? (ч, й – всегда мягкие и не требуют дополнительного смягчения)
- Какое утверждение добавим в наше правило? (смягчает парную согласную)
- Нужно всегда быть осторожными, если мы имеем дело с непарными согласными по твердости/мягкости.
- Большую работу проделали, господа, поаплодируйте себе! (хлопают)
Физкультминутка «Соку - бачи - вира»
Совместное применение знаний
- Трудимся с вами, правила разрабатываем, может мы, на правах ученых, возьмем и отменим эту букву, тем более она и звука-то никакого не обозначает.
- Для чего нужно обозначать мягкость согласных?
- Что произошло со словами «конь» и «уголь», когда мы убрали Ь? (изменилось значение слова: «животное» превратилось в «партия, часть времени игры, соревнования», «жженое дерево, остаток от горения» превратилось в «залом, выступ»)
Глядя на картинки, придумайте примеры, которые подтверждают выше сказанное. Подберите пары слов, чтоб одно слово было с Ь, другое без Ь (мать – мат, ель - ел)
- Выберите из предложенных заданий то, которое соответствует нашей теме и выполните его.
Упражнение 1. Запиши слова, соответствующие транскрипции: [кл’уф], [д’эт], [глас].
Упражнение 3. Вставь, где нужно, мягкий знак, спиши слова, подчеркни те, в которых Ь знак выполняет роль смягчения: мост.., окун…, пис…мо, поч…та, друз…я. (проверка «шкала самооценки»: 5 слов – 5 делений)
Рефлексия
- Какую задачу ставили в начале заседания?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Где можно применить новое знание?
- В чем испытывали затруднения?
- Что еще хотелось бы узнать в рамках данной темы?
Рекомендованное задание
Подобрать или придумать упражнение, которое проверяет знания по данной теме.