kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 1 классе в разрезе деятельностного подхода "Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака". Работа проводится без учебников. обучающиеся в ходе урока работают как ученые, самостоятельно разрабатывая тему урока, правила, выводят гипотезы, доказывают их или отвергают, подбирают упражнения, которые соответствуют данной тематике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь»

Учитель Соловьева Ирина Ивановна ЕМР РТ МБОУ СОШ №9

Проблемно-диалогическая технология на уроке русского языка 1 д класс

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь

Планируемые результаты: учиться различать звуки и буквы, определять их роль в слове.

Планируемые достижения:

предметные: различать твердые и мягкие согласные звуки, формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы Ь

метапредметные: ставить цели, критично относиться к информации, анализировать, доказывать свое мнение, формулировать выводы, работать в паре, в группе, определять критерии оценки и степень успешности выполненной работы.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте уважаемые коллеги, здравствуйте, мои юные ученые. Садитесь.

-Как вы успели заметить, у нас гости, гости из министерства образования. Дело в том, что это они сообщили нам несколько дней назад о странном исчезновении учебников на территории Российской Федерации, именно по их заказу мы с вами составляем новый учебник по русскому языку для 1-х классов.

- Министрам образования мы говорим: добро пожаловать в академию наук на очередное заседание ученого совета, а всем нам, коллеги, хорошего настроения и интересных открытий.

  1. Актуализация знаний (5 мин)

- Для начала вспомним, какое открытие мы совершили на последнем заседании.

- Какие гласные командуют согласным «читайся мягко»? (е, е, ю, я, и)

- Запишите слова, соответствующие транскрипции: [м’эл], [ч‘ас], [жыр] (1 ученик работает у доски, остальные –на листочках). (Объяснение: если звук мягкий, то рядом нужно написать гласную, которая смягчает, если звучит твердо – гласную, которая не смягчает)

- В каком случае это правило работает, а в каком - нет? (Если гласный стоит после парного согласного, правило действует, если после непарного – нужно быть внимательными.

- Непарные согласные по звонкости/глухости коварные и опасные их нужно знать в лицо!

-Кто знает согласные, которые всегда твердые? (ж, ш, ц)

- Кто знает согласные, у которых нет твердой пары? (ч,щ,й)

  1. Подведение к цели урока (5 мин)

- А сейчас нас ждут новые открытия!

- С какого слова началась наша работа? (мел)

- Я писала транскрипцию к слову «мел» - [м’эл], но отвлеклась и поставила лишний знак - [м’эл’].

- Что произошло? Дайте характеристику последнему звуку. (согласный, звонкий, мягкий)

- «Эль»- мягкий, но после него нет звука, который командует «читайся мягко», как запишем это слово? (мелЬ)

- Почему мы выбрали эту букву, а не е,е,ю,я, и? (она не имеет звука, но смягчает согласную)

- Исходя из полученной информации определим следующую тему, которую поместим в наш учебник.

- У меня есть кое-какие наработки (перевернуть доску, на ней з плаката с вариантами: 1 Знак «апостроф» в транскрипции, 2 Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь, 3 Роль мягкого знака).

- Какое из этих названий нам подходит? (2 вариант крепим на демонстрационный учебник на доске)

- Какие цели поставим перед собой? Чему должны научиться ученики, ознакомившись с этой темой? (Различать твердые и мягкие согласные звуки, уметь обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы Ь, видеть случаи, когда нужен или не нужен Ь в слове)

  1. Совместное открытие нового знания (10 мин)

- Есть тема, что-то еще должно быть в учебнике? (объяснение, правило, информация, упражнения)

- Откуда мы возьмем правило, информацию? (понаблюдаем за языком, выявим закономерности и исключения)

- Что мы можем записать в наш учебник сейчас, что мы уже знаем? (исходя из темы: Мягкость согласных на письме можно обозначить с помощью Ь)

- Какой следующий вопрос должен возникнуть? (В каких случаях, позициях можно встретить в слове Ь?)

-Для этого нужно рассмотреть много слов. Запишите на маленький листочек по 1 слову в котором, по вашему мнению, должен быть Ь. (Каждый ученик записывает на маленьком листочке по 1 слову с мягким знаком)

- Обведите кружочком буквы, которые находятся рядом с мягким знаком, над согласными поставьте С, над гласными – Г.

- Группа ученых выберите главного профессора на своем ряду и передайте ему свои наработки.

- Профессора, распределите слова по группам в зависимости от положения Ь в слове. Например сЬс или сЬ и т.д.

- Остальные ученые запишите слова соответствующие транскрипциям [бан’ка] [кон’] [брат’а]. Кто желает выполнить задание у доски? (1 ученик работает у доски, после того, как он закончил, проверяем командную работу класса)

- Проверим, что получилось у групп и что обнаружили профессора.

- Сколько разных позиций получилось у каждой группы?

- В каких позициях можем встретить Ь? (после согласной в конце слова сЬ, между 2-мя согласными сЬс, после согласной и перед гласной сЬг)

- Соотнесите формулы со словами на доске. Какая формула к какому слову подходит? Кто может это сделать? ([бан’ка] сЬс , [кон’] – сЬ, [брат’а] сЬг )

- Есть слова, где Ь знак в начале слова. (нет)

- Почему, посмотрите на наши формулы и сделайте вывод? (Ь не обозначает звука, может находиться только после согласной)

- Мы выявили случаи, где можем встретить Ь в слове, но пока не знаем, какую работу он выполняет в той или иной позиции.

- Какая работа Ь нас интересует? (смягчающая)

- Если Ь выполняет роль смягчения, то, размышляя логически, что должно произойти, если мы уберем Ь из слова? Продолжаем работать с этими словами (согласные будут звучать твердо)

- Применим эту теорию к нашим словам и посмотрим, какую роль выполняет Ь в разных позициях.

- Прочитаем слова (кон, угол, братя)

- Что вы заметили? (В позициях сЬ и сЬс согласные стали твердыми, а в слове «братя» [т’] все-равно мягкий)

- Если Ь не выполняет роль смягчения, то для чего он в этом слове нужен? (для разделения звуков)

- Что мы выяснили? Сделайте вывод, в каких позициях Ь выполняет роль смягчения. (В конце слова и между согласными)

- Что мы запишем в учебник? (Мягкий знак смягчает согласную, если находится после него в конце слова или перед другим согласным)

- Мы вывели правило. Что теперь нужно проверить? (нет ли исключений, рядом со всеми ли согласными Ь так себя ведет)

- Запишите слова под диктовку: [сол’], [пул’ка], [поч’ка], [май’]. (1 желающий работает у доски с объяснением, кто не согласен, выходит и исправляет на свое усмотрение)

- В чем дело? Почему, где-то правило работает, а где-то нет? (ч, й – всегда мягкие и не требуют дополнительного смягчения)

- Какое утверждение добавим в наше правило? (смягчает парную согласную)

- Нужно всегда быть осторожными, если мы имеем дело с непарными согласными по твердости/мягкости.

- Большую работу проделали, господа, поаплодируйте себе! (хлопают)

  1. Физкультминутка «Соку - бачи - вира»

  2. Совместное применение знаний

- Трудимся с вами, правила разрабатываем, может мы, на правах ученых, возьмем и отменим эту букву, тем более она и звука-то никакого не обозначает.

- Для чего нужно обозначать мягкость согласных?

- Что произошло со словами «конь» и «уголь», когда мы убрали Ь? (изменилось значение слова: «животное» превратилось в «партия, часть времени игры, соревнования», «жженое дерево, остаток от горения» превратилось в «залом, выступ»)

Глядя на картинки, придумайте примеры, которые подтверждают выше сказанное. Подберите пары слов, чтоб одно слово было с Ь, другое без Ь (мать – мат, ель - ел)

- Выберите из предложенных заданий то, которое соответствует нашей теме и выполните его.

Упражнение 1. Запиши слова, соответствующие транскрипции: [кл’уф], [д’эт], [глас].

Упражнение 2. Обозначьте гласные в слабой позиции, подберите проверочное слово: вода, река, трава.

Упражнение 3. Вставь, где нужно, мягкий знак, спиши слова, подчеркни те, в которых Ь знак выполняет роль смягчения: мост.., окун…, пис…мо, поч…та, друз…я. (проверка «шкала самооценки»: 5 слов – 5 делений)

  1. Рефлексия

- Какую задачу ставили в начале заседания?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Где можно применить новое знание?

- В чем испытывали затруднения?

- Что еще хотелось бы узнать в рамках данной темы?

  1. Рекомендованное задание

Подобрать или придумать упражнение, которое проверяет знания по данной теме.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь

Автор: Соловьева Ирина Ивановна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Тема: «Обозначение звонких и глухих согласных на письме». «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»."
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_oboznachieniie_zvonkikh_i_ghlukhikh_soghlasnykh_na_pis_mie_oboznachieniie_"
    ["file_id"] => string(6) "374541"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483038372"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. "
    ["seo_title"] => string(68) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-miaghkogho-znaka"
    ["file_id"] => string(6) "166784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422987610"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме. "
    ["seo_title"] => string(54) "bukva-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "190084"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427104095"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок русского языка 1 класс. "Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ь." "
    ["seo_title"] => string(105) "urok-russkogho-iazyka-1-klass-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-na-pis-mie-s-pomoshch-iu-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "234067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443342852"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Обозначение мягкости согласных звуков" 1 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "239629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444831921"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства