Просмотр содержимого документа
«Тема: «Обозначение звонких и глухих согласных на письме». «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».»
Тема: «Обозначение звонких и глухих согласных на письме».
«Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».
Триединая дидактическая цель:
1) образовательная – создать условия для усвоения и применения знаний по теме занятия: знать особенности звонких и глухих согласных, об озвончении и оглушении согласных звуков; уметь правильно определять и находить согласный по звонкости-глухости, графически обозначать условия выбора правильных написаний;
2) развивающая – создать условия для развития творческих возможностей, реализации развития речи учащихся;
3) воспитательная – создать условия для формирования культуры умственного труда, показать глубину и богатство возможностей русского языка;
(Доброжелательное приветствие учащихся, напоминание о правильной осанке.)
Актуализация.
- Какой раздел русского языка изучаем?
- Что изучает фонетика?
- На какие группы делятся звуки речи? Какие бывают согласные звуки?
Параллельно проводится фронтальный опрос по «Фонетике».
-Сколько букв в русском алфавите? (33)
-Сколько гласных букв? (10)
-Сколько согласных? (21)
-Что вы можете сказать о Ь и Ъ? (звуков не обозначают)
-Сколько гласных звуков? (6-И, Ы, У, Э, О, А)
-Сколько согласных? (36)
-На какие группы делятся согласные звуки? (ТВ-МЯГК, ЗВ-ГЛУХ, всегда мягкие – Й, Ч, Щ; всегда тв – Ж, Ш, Ц)
- Отгадайте метаграммы.
1. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
2. С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья обедает.
3. С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким- как огонь горячий.
(По мере разгадывания на доске появляются слова-отгадки: колос – голос, коса – коза, шар – жар.)
- Чем отличаются глухие и звонкие согласные звуки?
- Прочитайте предложение, начертите его схему.
Слон лев шакал и бегемот
С утра отправились в поход.
- Сколько раз встречается в предложении [т]? Почему 4 раза, когда буква «т» в предложении встречается всего 3 раза? Что происходит с буквой «д»? С любым ли согласным может происходить данное явление?
Сегодня тема нашего урока «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».
На уроке мы повторим сведения о роли мягкого знака, рассмотрим правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.
На доске записаны пары слов:
Клад-кладь полка-полька
Угол-уголь банка-банька
-Какую роль играет мягкий знак? (Смыслоразличительную)
-Для чего служит мягкий знак в этих словах?(Для обозначения мягкости согласного)
Микропауза (выполнение глазной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц глаза):
- Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.
- Выполните то же самое, часто моргая.
II. Процессуальный модуль.
Изучение нового материала.
- Откиньтесь на спинку стула. Прочитайте учебник и скажите, что может происходить с парными по звонкости-глухости согласными?
- Замена звонкого согласного на глухой парный – оглушение, замена глухого согласного на звонкий парный – озвончение.(Записать понятия в тетрадь по теории, которую ребята ведут с начала учебного года.)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать согласный в слове?
- Сверим наши выводы с правилом, данным в учебнике.
-Объясните правописание слова ПОХОД.
Закрепление изученного.
Упражнение 1. Комментируемое письмо.
– Запишите только те слова, в которых происходит замена согласных звуков, объясните выбор согласной, правильно выделяя орфограмму.
(Проводится помощником учителя в течение 1 мин, направлена на снятие напряжения со всех групп мышц и предупреждение развития переутомления учащихся на уроке.)
Аналитический модуль.
1. Подведение итогов.
– О чём сегодня говорили на уроке? С какой орфограммой познакомились?
- Что такое озвончение? Кто запомнил и может рассказать, что такое оглушение?
– Кто ещё запомнил орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова»? Кому надо поработать над правилом дома?
2. Рефлексия.
- Кто доволен своей работой на уроке? Кто – нет? Почему? Какой вывод надо сделать?
- Что вам понравилось больше всего сегодня? Что показалось трудным? Почему?