kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Обозначение звонких и глухих согласных на письме». «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Обозначение звонких и глухих согласных на письме».

«Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Обозначение звонких и глухих согласных на письме». «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».»

Тема: «Обозначение звонких и глухих согласных на письме».

«Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».

Триединая дидактическая цель:

1) образовательная – создать условия для усвоения и применения знаний по теме занятия: знать особенности звонких и глухих согласных, об озвончении и оглушении согласных звуков; уметь правильно определять и находить согласный по звонкости-глухости, графически обозначать условия выбора правильных написаний;

2) развивающая – создать условия для развития творческих возможностей, реализации развития речи учащихся;

3) воспитательная – создать условия для формирования культуры умственного труда, показать глубину и богатство возможностей русского языка;

4) здоровьесберегающая – снять зрительное напряжение, развивать мышцы глаз.


Ход урока

  1. Целевой модуль.

  1. Орг. момент.

(Доброжелательное приветствие учащихся, напоминание о правильной осанке.)

  1. Актуализация.


- Какой раздел русского языка изучаем?

- Что изучает фонетика?

- На какие группы делятся звуки речи? Какие бывают согласные звуки?

Параллельно проводится фронтальный опрос по «Фонетике».

-Сколько букв в русском алфавите? (33)

-Сколько гласных букв? (10)

-Сколько согласных? (21)

-Что вы можете сказать о Ь и Ъ? (звуков не обозначают)

-Сколько гласных звуков? (6-И, Ы, У, Э, О, А)

-Сколько согласных? (36)

-На какие группы делятся согласные звуки? (ТВ-МЯГК, ЗВ-ГЛУХ, всегда мягкие – Й, Ч, Щ; всегда тв – Ж, Ш, Ц)


- Отгадайте метаграммы.

1. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье.

2. С глухим траву она срезает,

Со звонким – листья обедает.

3. С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким- как огонь горячий.

(По мере разгадывания на доске появляются слова-отгадки: колос – голос, коса – коза, шар – жар.)

- Чем отличаются глухие и звонкие согласные звуки?

- Прочитайте предложение, начертите его схему.

Слон лев шакал и бегемот

С утра отправились в поход.

- Сколько раз встречается в предложении [т]? Почему 4 раза, когда буква «т» в предложении встречается всего 3 раза? Что происходит с буквой «д»? С любым ли согласным может происходить данное явление?

Сегодня тема нашего урока «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».

На уроке мы повторим сведения о роли мягкого знака, рассмотрим правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.

На доске записаны пары слов:

Клад-кладь                       полка-полька

Угол-уголь                        банка-банька

-Какую роль играет мягкий знак? (Смыслоразличительную)

-Для чего служит мягкий знак в этих словах?(Для обозначения мягкости согласного)


  1. Микропауза (выполнение глазной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц глаза):

- Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.

- Выполните то же самое, часто моргая.


II. Процессуальный модуль.

    1. Изучение нового материала.

- Откиньтесь на спинку стула. Прочитайте учебник и скажите, что может происходить с парными по звонкости-глухости согласными?

- Замена звонкого согласного на глухой парный – оглушение, замена глухого согласного на звонкий парный – озвончение.(Записать понятия в тетрадь по теории, которую ребята ведут с начала учебного года.)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать согласный в слове?

- Сверим наши выводы с правилом, данным в учебнике.

-Объясните правописание слова ПОХОД.

    1. Закрепление изученного.


Упражнение 1. Комментируемое письмо.

– Запишите только те слова, в которых происходит замена согласных звуков, объясните выбор согласной, правильно выделяя орфограмму.

Прорубь, отлёт, сказкакосьба, скользкий, столбы, озябший, варежкамолотьба, пастбище, текст, мороз, лёгкий, ловкий, матрос, просьба.

(Курсивом выделены слова, в которых происходит замена звуков).

- Распределите записанные слова на группы. (Озвончение: косьба, молотьба, пастбище, просьба. Оглушение: прорубь, сказка, скользкий, озябший, варежка, мороз, лёгкий, ловкий.)

- Используя слова с оглушением, составьте предложение о зиме.

На этой же странице давайте прочитаем статью о том, всегда ли пишется Ь.

В сочетаниях Ч, Щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется.

Мощный (без Ь), хищник (без Ь), кончать(без Ь).                             № 9

Запись на доске и в тетрадях:

ЧК    ЧН    ЧТ    ЩН    НЩ    РЩ   НЧ     /    без   Ь

Запись в словарике:

Каменщик

Барабанщик

Кончить

Помощник

Лучше

8. Закрепление.

ЧК                           ЧН                            ЧТ                                ЩН

Об очках              срочно                     прочту                          овощного

О внучке              уточним                  почтовый                      мощному

В строчке              солнечным             мечтать                       в изящном

В кавычках           в ночную                у мачты                       с помощником


Физкультминутка

(Проводится помощником учителя в течение 1 мин, направлена на снятие напряжения со всех групп мышц и предупреждение развития переутомления учащихся на уроке.)

  1. Аналитический модуль.


1. Подведение итогов.


– О чём сегодня говорили на уроке? С какой орфограммой познакомились?

- Что такое озвончение? Кто запомнил и может рассказать, что такое оглушение?

– Кто ещё запомнил орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова»? Кому надо поработать над правилом дома?


2. Рефлексия.

- Кто доволен своей работой на уроке? Кто – нет? Почему? Какой вывод надо сделать?

- Что вам понравилось больше всего сегодня? Что показалось трудным? Почему?

10. Подведение итогов. Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Саттарова Яна Витальевна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "137724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417428125"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Вахрушев (школа 2100) "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-vakhrushiev-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "139412"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417710293"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по русскому языку 2 класс Бунеев (Школа 2100) "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-2-klass-bunieiev-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "139416"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417710556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства