kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - конспект  с раздаточным материалом по теме: "Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Цель урока - актуализация знаний по деепричастиям и деепричастным оборотам, закрепление материала об основных понятиях синткаксиса, воспитание эстетического вкуса. Графические схемы в начале урока помогают выйти на тему урока, сформулировать цели, "верные и неверные задания" определяют знания в области данной темы,  с помощью текстового материала учащиеся лекго выводят правила обоособления деепричастий и деепричастных оборотов. Продуктивные упражнения закрепляют изученный материал. Синквейн в конце урока развивает творческие способности, Рефлексия помогает определить, по какому направлению дальше работать, насколько дети были заинтересованы уроком.  Использована технология критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал»

Разрезать на части для конвертов

1)Широко вокруг разлилась весенняя вода, затопив березовую рощу.

2)Деревца на берегу стоят, прижавшись друг к другу.

3)Отражаясь в воде, тонкие деревья кажутся длинными-длинными.

4) Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности.

5) Разлившись вокруг, «большая» вода говорит о начинающейся работе природы.

Разрезать отрывки из стихотворений: На каждую группу

1. Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед! ( Е.А.Баратынский)


2. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Тютчев)


3. Всю ночь гремел овраг соседний,

Ручей, бурля, бежал к ручью,

Воскресших вод напор последний

Победу разглашал свою. (Фет)


  1. Ещё лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте. (Фет)


5. Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша. (Бунин)


6. Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

(Есенин)


7. Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки. (Мих. Пляцковский)


Одиночное деепричастие с определяемым словом

Деепричастный оборот с определяемым словом

Графическая схема



















Вывод:


Предложения для самостоятельной работы:


Осветив берег, воду и крыши Осветив берег, воду и крыши,

И согрев древесину сосны, И, согрев древесину сосны,

Поднимается выше и выше Поднимается выше и выше

Запоздалое солнце весны. Запоздалое солнце весны.

Расставьте знаки препинания в тексте, который у вас на столах.


Правильно или нет расставлены знаки препинания в следующих предложениях?

1. Некоторое время постоял, он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.

2. Ручеёк толкаясь в камнях, зовёт нас к неведомым просторам.

3. Деревья, очнувшись от зимнего сна гордо поднимали вверх свои вершины.

Запишите предложения, исправляя ошибки в постановке знаков препинания. Обозначьте графически деепричастные обороты, указывая главные слова

Работа в парах. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, сверяясь со слайдом. Взаимопроверка.

Оценивание: всё правильно – 5, есть недочеты – 4, много ошибок - 3



Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема: Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Цели и задачи:

– закрепить материал об основных понятиях синтаксиса и пунктуации; активизировать знания о деепричастных оборотах, особенностях обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме;

– совершенствовать умения, связанные с опознаванием основных синтаксических и пунктуационных явлений, применяя полученные знания; развивать ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

– воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к родине.



  1. Орг. Момент.

Заходя в кабинет, учащиеся с подноса берут часть разрезанной картинки и садятся за тот стол, на котором такая же целая; образуются группы.

(Групповая форма работы с учащимися)

На доске написана дата и классная работа, тема пока не обозначена, вместо нее вопросительный знак.

Здравствуйте, садитесь! Я рада вас всех приветствовать в этот замечательный, солнечный, теплый и погожий день. Скоро весна – пожалуй, самое прекрасное время года, где всё оживает, преображается, хочется жить и радоваться жизни, восхищаться яркими лучами солнца. Давайте посмотрим, так ли это? (просмотр видеоролика А вы чувствуете легкие шаги наступающей весны? Чувствуете приближение весны? (развитие эстетического вкуса)

– Какое у вас настроение? (Настроение по-весеннему прекрасное)
– Влияет ли время года на настроение человека? (Природа возрождается в это время года)
– Каким оно должно быть весной? (Происходят обновления в природе.)
– Какими бы красками обозначили свое настроение? (Новые чувства, переживания, надежды.)

Итак, ребята, я вам желаю, чтобы ваше весеннее настроение сохранялось в течение всего урока, поэтому улыбнитесь друг другу, подумайте о хорошем, светлом, добром и настройтесь на работу, в путь с добрым сердцем и с добрыми мыслями.

Запишите сегодняшнее число и классную работу, а для названия темы оставьте строчку.

  1. Актуализация знаний.

– На ваших столах лежат конверты, в них вы найдете предложения, разрезанные на две части (с деепричастными оборотам), ваша задача правильно собрать предложения и записать в тетради. Для каждой группы свои предложения, не похожие с другими группами. Каждой группе предлагается озвучить предложения, которые у них получились.

- В чем особенность данных предложений? Какой общей темой они объединены?(слайд №1)

- Это предложения о природе, о наступающей весне, пробуждающей к жизни

- С точки зрения русского языка, чем еще похожи предложения?

- В каждом предложении мы можем увидеть деепричастия и деепричастные обороты

- Правильно, вспомним с вами, что такое деепричастие и деепричастный оборот. Поиграем в верные и неверные высказывания. У каждой группы лежат 10 высказываний о деепричастии и деепричастном обороте. Если группа посчитает, что высказывание верное, ставит «+», если неверное, ставит «-«. За каждый верный ответ группа получает балл. 10 баллов – 5, 8 баллов – 4, 6 баллов – 3, меньше 6 – 2.

Высказывания:

  1. Деепричастие – это неизменяемая часть речи;

  2. Деепричастия отвечают на вопросы Какой? Чей?;

  3. Деепричастие обозначает добавочное действие ;

  4. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами;

  5. Деепричастия образуются от прилагательных;

  6. Деепричастия имеют суффиксы –ущ, -ющ, -ащ, -ящ;

  7. Деепричастия и деепричастные обороты в предложениях являются обстоятельством;

  8. Деепричастия не имеют признаки глагола и наречия;

  9. Деепричастия имеют суффиксы –а, -я, -в, -вши, -ши;

  10. Деепричастие в предложении относится к глаголу-сказуемому.

Идет самопроверка, ответы выходят на экран( слайд №2), оценивание записаны на доске. Свои баллы вносят в оценочный лист.

  1. Выход на тему урока. Постановка целей урока.

- Какие ключевые слова мы можем выделить, проделав эту работу (работу с верными/неверными высказываниями)?

- Деепричастия и деепричастный оборот. Запишите эти слова в столбик.

- А теперь внимательно рассмотрите графические схемы и скажите, чем они похожи друг с другом? ( слайд №3)

- Во всех случаях члены предложения в форме обстоятельств обособляются, то есть выделяются на письме запятыми. Правильно, молодцы!

- Какие ключевые слова мы получили в данном случае?

- Обособление, обстоятельства, знаки препинания. Запишите эти слова в столбик.

- С помощью ключевых слов сформулируйте тему урока, подумайте, о чем мы будем сегодня говорить?

- Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.(слайд №4)

- Какие цели поставим на уроке?

- Активизировать знания о деепричастии и деепричастном обороте. Научиться находить деепричастный оборот в предложении. Узнать условия обособления деепричастий и деепричастного оборота в предложении. Воспитывать интерес к предмету, к различным видам искусства, любовь к родине.(слайд №5) Обособление – это выделение второстепенных членов интонацией при чтении и выделение знаками при письме.

- Что надо знать, чтобы мы правильно расставляли знаки препинания при оборотах и одиночных деепричастиях?

- Уметь находить деепричастный оборот в предложении, для этого надо знать все морфологические признаки деепричастий(вопросы, суффиксы, значение) и условия обособлений.


  1. Работа по новой теме. Выход на правило.

Перед вами у каждой группы отрывки из стихотворений известных русских поэтов о весне. Ваша задача: найти и выписать одиночные деепричастия и деепричастные обороты с определяемыми словами. В рабочих листах заполнить таблицу, выписав обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, составьте схемы предложений, изобразив графические схемы. К какому выводу приходим? Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме всегда обособляются, независимо от места положения главного слова. Для подтверждения своих мыслей мы обратимся к параграфу учебника. параграф 30, стр. 162. Читает ученик параграф. В группе дается каждому по стихотворению, чтобы все учащиеся смогли прийти к выводу, потом внутри группы приходят к единому решению.



1. Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед! ( Е.А.Баратынский)


2. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Тютчев)


3. Всю ночь гремел овраг соседний,

Ручей, бурля, бежал к ручью,

Воскресших вод напор последний

Победу разглашал свою. (Фет)


  1. Ещё лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте. (Фет)


5. Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша. (Бунин)


6. Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

(Есенин)


7. Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки. (Мих. Пляцковский)

К какому выводу приходим? Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме всегда обособляются, независимо от места положения главного слова. Для подтверждения своих мыслей мы обратимся к параграфу учебника. параграф 30, стр. 162. Читает ученик параграф. В группе дается каждому по стихотворению, чтобы все учащиеся смогли прийти к выводу, потом внутри группы приходят к единому решению. Возле доски графическое изображение схем.


- Как вы думаете, для чего нам в речи нужны деепричастия и деепричастные обороты? Какие звуки и краски удивили ваше воображение? Что вас восхитило? Вдохновило?

Для описания действия писатели и поэты часто используют деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия. Это создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода.(ответы учащихся)


  1. Физминутка(видео)


  1. Закрепление материала



Перед глазами текст (деепричастные обороты не обособлены). Прочитаем его выразительно.

Широко вокруг разлилась весенняя вода, затопив березовую рощу. Река, вымотавшись за день, присмирела и отдаленным шепотом перекатов напоминала о своем бурном нраве. Совсем скоро вода сойдёт, покажется мокрая земля, вот-вот распустятся набухшие почки, и появится первая изумрудная зелень. Лодка, оставленная у берега, говорит нам о недавнем присутствии человека в этом месте. Елочка и старая осина, резко выделяясь на общем фоне березового леса, привлекают внимание. Обнаженный коричневый ствол осины одиноко вытянулся вверх, как бы взывая к небу своими сухими, похожими на корявые старческие пальцы, сучьями. Рядом с ней особенно молодыми и жизнерадостными выглядят остальные деревья. Они, отражаясь в воде, кажутся длинными-длинными... Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности.

Роща пронизана чистым прозрачным воздухом. Наполненный солнцем и весной, он обволакивает нежной пеленой каждое деревце, придавая роще и воде пленительную мягкость. Тонко и умело передает художник свое восхищение природой, свою влюбленность в нее.

Что вы можете о нем сказать?

К какому типу относится данный текст?

(предполагаемые ответы)

… Этот текст подходит к картине Левитана.

… Это текст – описание. Пейзаж. Зарисовка.

… В тексте есть деепричастные обороты.

Сколько деепричастных оборотов в тексте?

Назовите деепричастные обороты (кто найдет больше, чья группа справится быстрее).

… затопив березовую рощу, вымотавшись за день, резко выделяясь на общем фоне березового леса, как бы взывая к небу своими сухими сучьями, отражаясь в воде, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности, придавая роще и воде пленительную мягкость.

Проверка (деепричастные обороты на экране)(Слайд 6)

Проблемная ситуация

Запишите в тетрадь предложение, которое на экране. (Слайд 7) Фронтальный опрос.

Старая утка выбралась на чистую воду, испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят.

Сколько, по-вашему, здесь деепричастных оборотов? Назовите их. (2)

Почему же после первого и перед вторым нет запятых?

(Они однородны и поэтому подчиняются общему правилу постановки знаков препинания при однородных членах. Эти однородные деепричастные обороты соединены одиночным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится.)

Рассмотрим другой пример (на экране появляется второе предложение)

Старая утка выбралась на чистую воду, тревожными криками подзывая к себе утят, и, испуганно оглядываясь, поплыла вдоль залива.

Сколько в этом предложении деепричастных оборотов? (2)

Почему же знаки препинания поставлены по-другому? (проблемный вопрос)

Если затрудняетесь, задайте вопросы от главного основного действия к добавочному

(Деепричастные обороты относятся к разным сказуемым: первый – к сказуемому - выбралась, а второй – к сказуемому поплыла . Они неоднородны – следовательно, обособить нужно каждый в отдельности, союз и здесь оказался «в окружении»).

Чтобы не запутаться, составим алгоритм, которым в дальнейшем вы будете пользоваться.

Составление алгоритма(опираясь и на теоретический материал учебника)

(на экране поэтапно появляется схема) (Слайд 8)

Сформулируйте ответ по схеме, когда необходимо выделять /не выделять знаками препинания деепричастные обороты и деепричастия?


Опираясь на алгоритм, найдите и запишите правильный вариант расстановки знаков препинания в предложении ( слайд №9)

(на экране два варианта одного и того же предложения)

Осветив берег, воду и крыши Осветив берег, воду и крыши,

И согрев древесину сосны, И, согрев древесину сосны,

Поднимается выше и выше Поднимается выше и выше

Запоздалое солнце весны. Запоздалое солнце весны.

Расставьте знаки препинания в тексте, который у вас на столах. (предложения с деепричастными оборотами зачитываются группами по очереди)


Задание 2: правильно или нет расставлены знаки препинания в следующих предложениях? (слайд №10)

1. Некоторое время постоял, он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.

2. Ручеёк толкаясь в камнях, зовёт нас к неведомым просторам.

3. Деревья, очнувшись от зимнего сна гордо поднимали вверх свои вершины.

Запишите предложения, исправляя ошибки в постановке знаков препинания. Обозначьте графически деепричастные обороты.

Работа в парах. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, сверяясь со слайдом. Взаимопроверка.

Оценивание: всё правильно – 5, есть недочеты – 4, много ошибок - 3


  1. Подведение итогов.

Составление синквейна: обособленные обстоятельства, деепричастный оборот, одиночное деепричастие, деепричастие и т.д. (на выбор)

– Ребята, что мы повторили сегодня на уроке? При каких условиях необходимо выделять знаками препинания деепричастия и деепричастные обороты? Что вам было интересно? Какие выводы вы сделали для себя?

Предполагаемые ответы:

На уроке мы говорили о том, что обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, необходимо выделять знаками препинания. Интересно было работать в команде. Восхитило то, что настолько богата русская природа и богат язык писателей и поэтов.


Рефлексия: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана


сегодня я узнал...

было интересно...

было трудно...

я выполнял задания...

я понял, что...

теперь я могу...

я почувствовал, что...

я приобрел...

я научился...

у меня получилось…

я смог…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Березина Любовь Юрьевна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием или деепричастным оборотом "
    ["seo_title"] => string(102) "obosoblieniie-obstoiatiel-stv-vyrazhiennykh-odinochnym-dieieprichastiiem-ili-dieieprichastnym-oborotom"
    ["file_id"] => string(6) "225899"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439972777"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка по теме "Обособленные обстоятельства""
    ["seo_title"] => string(56) "urokrusskoghoiazykapotiemieobosobliennyieobstoiatielstva"
    ["file_id"] => string(6) "325355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462908375"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Урок русского языка для 8класса на тему "Обособленные обстоятельства"."
    ["seo_title"] => string(75) "urok_russkogho_iazyka_dlia_8klassa_na_tiemu_obosobliennyie_obstoiatiel_stva"
    ["file_id"] => string(6) "384412"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485502622"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "открытый урок русского языка в 9 классе на тему \\\"Обособленные  обстоятельства\\" "
    ["seo_title"] => string(83) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-9-klassie-na-tiemu-obosobliennyie-obstoiatiel-stva"
    ["file_id"] => string(6) "156994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421513968"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Интегрированный урок русского и татарского языков в 8 классе на тему: "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами""
    ["seo_title"] => string(149) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-i-tatarskogho-iazykov-v-8-klassie-na-tiemu-obosobliennyie-obstoiatiel-stva-vyrazhiennyie-dieieprichastnymi-oborotami"
    ["file_id"] => string(6) "261400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449132869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства