1) Планёр круто взмыл вверх и стал плавно спускаться
(описав большой круг).
2) Мальчики смотрели на него и махали вслед (задрав головы).
1) Планёр круто взмыл вверх и, описав большой круг , стал плавно
спускаться. и, , .
когда?
д.о.
ПГС
д.о.
СГС
как?
2) Мальчишки смотрели на него, задрав головы , и махали вслед.
д.о.
ПГС
ПГС
д.о.
,
, и
4) Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
Среди предложений 12-20 найдите предложения, осложненные обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: 12,20
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не
унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки
подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
Среди предложений 1-12 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 3
(1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе
проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего
города. (2)Я оставался с бабушкой – маминой мамой.
(3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не
присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю –
мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители
соблюдали строгую очерёдность: одно письмо – от отца, другое – от мамы.
(5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата,
а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писа́ли после своей утренней пробежки и перед работой.
– (8)Фантастика! – сказала однажды бабушка. – (9)Хоть бы раз
перепутали очередь!..
(10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то
их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону
часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или
высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся
поступками, на которые сами не способны.
Среди предложений 1-11 найдите предложения, осложненные обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: 4,5,7,9,10
(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.
(2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с
ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на
промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, потом прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.
(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и
исполняла их под гитару.
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без
натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли
друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия
и было Машиным образом.
5) Творческая работа
Составьте мини – текст из 4-5 предложений на тему «За
окном» или «Школьная перемена» так, чтобы в каждом
предложении были бы какие – то осложняющие
конструкции (обособленные обстоятельства,
обособленные определения или приложения, уточняющие
члены предложения, вводные слова).
6. Замените придаточные обстоятельственные предложения деепричастными оборотами. Запишите предложения, укажите деепричастные обороты, деепричастия разберите по составу.
1) Когда мы поднялись на горную вершину, то увидели вдали море.
2) Лес стоит молча, неподвижно, словно он всматривается куда-то своими верхушками.
когда?
нареч.
д.о.
ПГС
Поднявшись на горную вершину , мы увидели вдали
море.
Поднявшись
как?
д.о.
ПГС
Лес стоит молча, неподвижно, словно всматриваясь
куда-то своими верхушками .
Всматриваясь
Домашнее задание: п.40, №326.
7) Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
7) Укажите предложения с грамматическими ошибками. Исправьте
их и запишите в исправленном виде.
а) Наблюдая за полётом бабочки, ребята не заметили
приближающейся опасности.
б) Подъезжая к городу, нашу машину остановили.
в) Он повернулся и, увидев незнакомца, тут же остановился.
г) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
б) Когда мы подъезжали к городу, нашу машину остановили.
г) Склонившись над рисунком, малыш имел задумчивый вид.
ИЛИ : У малыша был задумчивый вид, в то время как (как только)
он склонился над рисунком.
Обособление уточняющих обстоятельств:
Обособляются уточняющие обстоятельства, стоящие после уточняемых. Обычно это обстоятельства времени или места (иногда образа действия).
За стеной , у соседа (места), допоздна , до самой ночи (времени), звучала музыка.
Говорили мирно , по-дружески.
Обособление уточняющих обстоятельств:
Бывает авторское обособление обстоятельств, перед которыми нет уточняемых слов, но они ясно подразумеваются.
Видно, и Чичиковы , на несколько минут жизни, обращаются в поэтов (= ненадолго, на несколько минут).
Обособление уточняющих обстоятельств:
Не путать с однородными членами предложения, которые запятыми разделяются , а не выделяются (т.е. не обособляются).
В лесу, на лугу цвели цветы (перечисление мест – однородные члены).
У села , на лугу, цвели цветы (уточнение места – обособляется).
Среди предложений 1-6 найдите предложения, осложненные обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: 3,4,5
(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
Среди предложений 7-14 найдите предложения, осложненные обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: 7,9,12,14
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
(10)Но больше всего поразили Динку её глаза.(11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
Среди предложений 15-19 найдите предложения, осложненные обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: 17,18
(15)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
– (17)3дравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас.