«Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом»
«Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом»
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом»
Цели:
Показать учащимся условия обособления обстоятельств, выраженных существительным с предлогом; научить выделять обстоятельства данного типа;
Развивать память, мышление
Экологическое воспитание
Коррекция внимания
Оборудование: компьютер, телевизор, СКУ, карточки, картины с зимним пейзажем
Ход урока:
Оргмомент: психологический настрой, оформление работы
Актуализация знаний:
Комплексный анализ текста:
Это было в 1942 году. Катер под командованием Валентина Яковлева нёс дозор в Финском заливе, охраняя безопасность. Стемнело. Стоявший на вахте матрос, услышав подозрительный шум, (не)медленно доложил об этом командиру. В темноте показались пять (не)приятельских катеров. Яковлев повел свой маленький корабль навстречу врагу. Начался (не)равный поединок.
Одна из пулеметных очередей советских моряков, прошив головной катер, подожгла его. Почти тотчас загорелся и другой вражеский катер, смешав строй фашисткой колонный. Но в этот момент пуля пробила грудь Яковлева. Однако, превозмогая боль, Яковлев подозвал к себе рулевого и, уже теряя сознание, приказал ему принять командование. Балтийский катер, весь изрешеченный пулями и осколками снарядов, пылал, охваченный пламенем. Но, несмотря ни на что, моряки сражались. Действуя гранатами и винтовками, они вели бой до тех пор, пока не пришла помощь.
Словарная работа – о слитном написании НЕ с прилагательными.
Недобрый, невнимательный, неряшливый, несерьёзный, невеселый, ненастный, неширокий, ненаглядный, неглубокий, нелепый. - назовите лишние слова. Почему вы выбрали эти?
Грамматический разбор предложения: Стоявший на вахте матрос, услышав подозрительный шум, (не)медленно доложил об этом командиру.
Подготовка к восприятию нового материала:
Преобразование. От глаголов, данных в скобках, образуйте деепричастия. Мы (не отрываться) следили за полетом планера. Удаляется (затихать) песня. Ручей (журчать) струится по камням. (Прощаться) мы обещали писать друг другу.
Культура речи. Исправь ошибки. Планер круто взмыл вверх и стал плавно опускаться, описав большой круг. Мальчишки смотрели на него и махали вслед, задрав головы. Монтер долго осматривал проводку и устранил неисправность (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва)
Сообщение ученика о предлоге. Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других. Все предлоги делятся на производные и непроизводные. Непроизводные возникли
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом»»
8 класс, урок № 63
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом»
Цели:
Показать учащимся условия обособления обстоятельств, выраженных существительным с предлогом; научить выделять обстоятельства данного типа;
Развивать память, мышление
Экологическое воспитание
Коррекция внимания
Оборудование: компьютер, телевизор, СКУ, карточки, картины с зимним пейзажем
Ход урока:
Оргмомент: психологический настрой, оформление работы
Актуализация знаний:
Комплексный анализ текста:
Это было в 1942 году. Катер под командованием Валентина Яковлева нёс дозор в Финском заливе, охраняя безопасность. Стемнело. Стоявший на вахте матрос, услышав подозрительный шум, (не)медленно доложил об этом командиру. В темноте показались пять (не)приятельских катеров. Яковлев повел свой маленький корабль навстречу врагу. Начался (не)равный поединок.
Одна из пулеметных очередей советских моряков, прошив головной катер, подожгла его. Почти тотчас загорелся и другой вражеский катер, смешав строй фашисткой колонный. Но в этот момент пуля пробила грудь Яковлева. Однако, превозмогая боль, Яковлев подозвал к себе рулевого и, уже теряя сознание, приказал ему принять командование. Балтийский катер, весь изрешеченный пулями и осколками снарядов, пылал, охваченный пламенем. Но, несмотря ни на что, моряки сражались. Действуя гранатами и винтовками, они вели бой до тех пор, пока не пришла помощь.
Словарная работа – о слитном написании НЕ с прилагательными.
Недобрый, невнимательный, неряшливый, несерьёзный, невеселый, ненастный, неширокий, ненаглядный, неглубокий, нелепый. - назовите лишние слова. Почему вы выбрали эти?
Грамматический разбор предложения: Стоявший на вахте матрос, услышав подозрительный шум, (не)медленно доложил об этом командиру.
Подготовка к восприятию нового материала:
Преобразование. От глаголов, данных в скобках, образуйте деепричастия. Мы (не отрываться) следили за полетом планера. Удаляется (затихать) песня. Ручей (журчать) струится по камням. (Прощаться) мы обещали писать друг другу.
Культура речи. Исправь ошибки. Планер круто взмыл вверх и стал плавно опускаться, описав большой круг. Мальчишки смотрели на него и махали вслед, задрав головы. Монтер долго осматривал проводку и устранил неисправность (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва)
Сообщение ученика о предлоге. Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других. Все предлоги делятся на производные и непроизводные. Непроизводные возникли очень давно, это В, С, У, О, ИЗ и другие. Производные произошли от других частей речи. Это вроде, вследствие, в течение, несмотря на, благодаря, включая, в течение, насчет и т.д.
Работа над усвоением нового материала:
Наблюдение: что объединяет данные предложения? Почему обособляются обстоятельства? Чем они выражены?
Но, несмотря на праздничный день, в саду было пустынно. Невзирая на погоду, мы решили идти к морю. Братья любили друг друга, несмотря на различия в характере.
ВЫВОД: обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами. Они обозначают уступку.
Слово учителя: обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, не является обязательным. Обособление зависит от намерений и целей автора, а также от распространенности или нераспространенности обстоятельств и места их положения в предложении.
Сравнение: За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. – Он не пошел в кино за неимением времени.
Закрепление:
Расставь знаки препинания при обособленных обстоятельств: Петухи несмотря на дождь кричали врастяжку и по очереди. Сергей против ожидания легко перенес морскую качку. Савельич согласно со мнением ямщика советовал воротиться. Юноша осознавал себя одиноким несмотря на привязанность друзей.
Тест:
Найти предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами:
а) Девочка слушала подруг посматривая по сторонам.
б) Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
Найти предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами:
а) Берега окружающие озеро густо поросли камышом.
б) Стаи птиц хлопающие крыльями поднимались вверх
в) Мама сидела откинувшись в кресле.
Найти предложения с обособленными обстоятельствами, выраженные существительными с предлогами:
а) Не замечая меня лебеди спокойно плавали по озеру.
б) Много тайн хранят леса опаленные войной.
в) День был жаркий, светлый, лучезарный несмотря на перепадавшие дождики
Рефлексия, оценивание, домашнее задание:
СТРУКТУРНАЯ КАРТА УРОКА
Тема: «Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом»
Комплексный анализ текста:
Это было в 1942 году. Катер под командованием Валентина Яковлева нёс дозор в Финском заливе, охраняя безопасность. Стемнело. Стоявший на вахте матрос, услышав подозрительный шум, (не)медленно доложил об этом командиру. В темноте показались пять (не)приятельских катеров. Яковлев повел свой маленький корабль навстречу врагу. Начался (не)равный поединок.
Одна из пулеметных очередей советских моряков, прошив головной катер, подожгла его. Почти тотчас загорелся и другой вражеский катер, смешав строй фашисткой колонный. Но в этот момент пуля пробила грудь Яковлева. Однако, превозмогая боль, Яковлев подозвал к себе рулевого и, уже теряя сознание, приказал ему принять командование. Балтийский катер, весь изрешеченный пулями и осколками снарядов, пылал, охваченный пламенем. Но, несмотря ни на что, моряки сражались. Действуя гранатами и винтовками, они вели бой до тех пор, пока не пришла помощь.
2). Культура речи. Исправь ошибки. Планер круто взмыл вверх и стал плавно опускаться, описав большой круг. Мальчишки смотрели на него и махали вслед, задрав головы. Монтер долго осматривал проводку и устранил неисправность (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва)
3)Наблюдение: что объединяет данные предложения? Почему обособляются обстоятельства? Чем они выражены?
Но, несмотря на праздничный день, в саду было пустынно. Невзирая на погоду, мы решили идти к морю. Братья любили друг друга, несмотря на различия в характере.
4). Расставь знаки препинания при обособленных обстоятельств: Петухи несмотря на дождь кричали врастяжку и по очереди. Сергей против ожидания легко перенес морскую качку. Савельич согласно со мнением ямщика советовал воротиться. Юноша осознавал себя одиноким несмотря на привязанность друзей.
Тест по теме: «Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом»
Найти предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами:
а) Девочка слушала подруг посматривая по сторонам.
б) Летающая над костром бабочка была необычайно красива.