Дидактические материалы по русскому языку на тему: "Обособленные обстоятельство" (8класс)
Дидактические материалы по русскому языку на тему: "Обособленные обстоятельство" (8класс)
Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами
1. Обособляются два или несколько одиночных деепричастий, выступающих в роли однородных членов.
Пример:
И чем одно из них нежнее в борьбе неравной двух сердец, тем неизбежней и вернее, любя, страдая, грустно млея, оно изноет наконец... (Ф. Тютчев);
Волны несутся, гремя и сверкая. (Ф. Тютчев)
2. Обособляется одиночное деепричастие, сохраняющее глагольное значение и указывающее на время, причину, цель и т. д. или выступающее в роли вопросительного сказуемого. Подобное деепричастие стоит, как правило, перед глаголом-сказуемым или реже — после него.
Пример:
И кой-где первый желтый лист, крутясь, слетает на дорогу (Ф. Тютчев);
Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар (А. Пушкин);
Много раз сидел я на дереве над забором, ожидая, что вот они позовут меня играть с ними. (М. Горький)
Упражнение 1.
Спишите и выразительно прочитайте предложения. Подчеркните все обособленные обстоятельства и определите, чем они выражены.
Укажите признаки (смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные) обособленных членов предложения.
1) Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя. 2) Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал. 3) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. 4) Измучив доброго коня, на брачный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый. 5) Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе. (М. Лермонтов)
Упражнение 2.
Преобразуйте предложения, заменяя одно из однородных сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
1) Елизавета неожиданно покраснела и замолчала. 2) Леонид удобно устроился на диване и стал смотреть интересную телепередачу. 3) Ученики сидели за партами и терпеливо ждали, когда в класс придёт учитель. 4) Он повернулся и быстро зашагал вдоль реки по еле заметной тропке.
Упражнение 3.
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1) Павел не спеша направился к двери, но вспомнив что-то вернулся к столу. 2) Работая он старался заглушить свою тоску. 3) Проходив до самых сумерек и ничего не найдя я пошел по берегу реки. 4) Не испортив дела мастером не станешь. 5) Уходя гасите свет. 6) Он постоял вглядываясь в темноту и улыбнувшись каким-то своим мыслям зашагал быстрее.
Упражнение 4.
Составьте и запишите предложения, употребляя в них следующие фразеологизмы:высунув язык, затаив дыхание, не переводя духа, уставясь в потолок, не помня себя, не смыкая глаз, сломя голову.
Графически покажите, какими членами предложения являются фразеологические обороты.
Упражнение 5.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Объясните правописание слов с пропущенными буквами в корнях.
1) Так медле(н, нн)о по скату гор на солнце искрами бл_стая сп_дает глыба снеговая. (А. Пушкин) 2) Весна в заз_леневш_й роще ждёт з_ри дыханье зат_я чутко внемлет ш_роху деревьев зорко смотр_т в тёмные поля. (И. Бунин) 3) Жур_вли друг друга окл_кая ост_рожно тяну(тся, ться) гурьбой. (И. Бунин) 4) Отгорела наша р_бина осыпаясь над белым окном..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по русскому языку на тему: "Обособленные обстоятельство" (8класс) »
Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами
1. Обособляются два или несколько одиночных деепричастий, выступающих в роли однородных членов.
Пример:
И чем одно из них нежнее в борьбе неравной двух сердец, тем неизбежней и вернее, любя, страдая, грустно млея, оно изноет наконец... (Ф. Тютчев);
Волны несутся, гремя и сверкая. (Ф. Тютчев)
2. Обособляется одиночное деепричастие, сохраняющее глагольное значение и указывающее на время, причину, цель и т. д. или выступающее в роли вопросительного сказуемого. Подобное деепричастие стоит, как правило, перед глаголом-сказуемым или реже — после него.
Пример:
И кой-где первый желтый лист, крутясь, слетает на дорогу (Ф. Тютчев);
Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар (А. Пушкин);
Много раз сидел я на дереве над забором, ожидая, что вот они позовут меня играть с ними. (М. Горький)
Упражнение 1.
Спишите и выразительно прочитайте предложения. Подчеркните все обособленные обстоятельства и определите, чем они выражены.
Укажите признаки (смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные) обособленных членов предложения.
1) Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя. 2) Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал. 3) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. 4) Измучив доброго коня, на брачный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый. 5) Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе. (М. Лермонтов)
Упражнение 2.
Преобразуйте предложения, заменяя одно из однородных сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
1) Елизавета неожиданно покраснела и замолчала. 2) Леонид удобно устроился на диване и стал смотреть интересную телепередачу. 3) Ученики сидели за партами и терпеливо ждали, когда в класс придёт учитель. 4) Он повернулся и быстро зашагал вдоль реки по еле заметной тропке.
Упражнение 3.
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1) Павел не спеша направился к двери, но вспомнив что-то вернулся к столу. 2) Работая он старался заглушить свою тоску. 3) Проходив до самых сумерек и ничего не найдя я пошел по берегу реки. 4) Не испортив дела мастером не станешь. 5) Уходя гасите свет. 6) Он постоял вглядываясь в темноту и улыбнувшись каким-то своим мыслям зашагал быстрее.
Упражнение 4.
Составьте и запишите предложения, употребляя в них следующие фразеологизмы:высунув язык, затаив дыхание, не переводя духа, уставясь в потолок, не помня себя, не смыкая глаз, сломя голову.
Графически покажите, какими членами предложения являются фразеологические обороты.
Упражнение 5.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Объясните правописание слов с пропущенными буквами в корнях.
1) Так медле(н, нн)о по скату гор на солнце искрами бл_стая сп_дает глыба снеговая. (А. Пушкин) 2) Весна в заз_леневш_й роще ждёт з_ри дыханье зат_я чутко внемлет ш_роху деревьев зорко смотр_т в тёмные поля. (И. Бунин) 3) Жур_вли друг друга окл_кая ост_рожно тяну(тся, ться) гурьбой. (И. Бунин) 4) Отгорела наша р_бина осыпаясь над белым окном..