Чтение перестроенных предложений из упр. 305: вслух, «по цепочке». Объяснение причин обособления.
III. Обособление причастных оборотов
1. Упр. 306 — устно.
— Сформулируйте правило правописания не с полными причастиями. (Не с полными причастиями пишется слитно, если при них нет зависимых слов и нет противопоставления.)
2. Упр. 307: повторение правил образования причастий.
1) Чтение текста, выполнение заданий упражнения.
Комментарий: Стиль текста — научный. Связь предложений цепная.
2) Повторение: как образуются причастия?
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-). В нашем упражнении: расходующий, выпадающих, содержащиеся.
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола (или основы прошедшего времени) при помощи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Чтение перестроенных предложений из упр. 305: вслух, «по цепочке». Объяснение причин обособления.
III. Обособление причастных оборотов
1. Упр. 306 — устно.
— Сформулируйте правило правописания не с полными причастиями. (Не с полными причастиями пишется слитно, если при них нет зависимых слов и нет противопоставления.)
2. Упр. 307: повторение правил образования причастий.
1) Чтение текста, выполнение заданий упражнения.
Комментарий: Стиль текста — научный. Связь предложений цепная.
2) Повторение: как образуются причастия?
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-). В нашем упражнении: расходующий, выпадающих, содержащиеся.
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола (или основы прошедшего времени) при помощи суффиксов -вш-, -ш-. В нашем упражнении: испарившейся.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ) и -т-. В нашем упражнении: расположенных.
3) Объяснить знаки препинания при причастных оборотах (обособление).
III. Изучение темы «Особенности обособления приложений»
1. Самостоятельное изучение теоретического материала § 29 на с. 140 (в рамке). Запись примеров:
1) Речь в передаче шла об Александре Демьяненко, замечательном актере.
2) Вечером на огонек зашел Василий Петрович, сосед.
3) В фильме «Раба любви» главную роль исполняет Елена Соловей, актриса театра и кино.
4) Соловья-разбойника победил Илья Муромец.
Отметим, что обособляются согласованные приложения, в том числе и одиночные (пример 2), стоящие после определяемого имени собственного. Исключение (пример 4) — слияние приложения с именем собственным по смыслу и в произношении.
2. Повторение.
Случаи употребления сравнительного оборота с союзом как.
— Какова роль сравнительного оборота с союзом как в предложениях: Небо как черная тушь. Небо черное, как тушь. (В первом случае сравнительный оборот является сказуемым, во втором — обстоятельством.)
3. Рассмотрим случаи, когда союз как выступает в другой роли.
1) Союз как может примыкать к приложению, которое имеет оттенок причинности. Тогда приложение обособляется: Ему, как хорошему шахматисту, легко удалось победить соперников. (Ему удалось победить соперников, так как он хороший шахматист.)
2) Союз как может иметь значение «в качестве», тогда приложение с ним не выделяется: В. И. Даль известен как выдающийся лексикограф. (В. И. Даль известен в качестве выдающегося лексикографа.) В предложении нет значения сравнения. Даль ни с кем не сравнивается, он и есть выдающийся лексикограф.
3) Обособлять приложения можно не только запятой, но и тире — в случае, когда надо подчеркнуть их значение, обозначить более длительную паузу. Чаще всего это распространенные приложения: Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве люльку с табаком — неотлучную сопутницу на морях, на суше, и в походах, и дома.
4. Тренировочные упражнения.
1) Упр. 313-315 — устно.
2) Упр. 316: I часть — комментированное письмо; и часть — самостоятельная работа.
IV. Словарная работа
Записать слова в рамках: беллетристика, консерватория, концерт, панорама. Составить с этими словами предложения с обособленными определениями или приложениями.