Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; познакомить с обособлением определений и приложений, развивать навыки выразительного чтения.
Методические приемы: повторение, объяснение учителя, работа над интонацией, сопоставление предложений (синтаксическая синонимия).
Ход урока
I. Анализ творческих работ
Читаем и анализируем 2-3 работы (упр. 287).
Пример описания картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг»
На картине Ф. А. Васильева «Мокрый луг» изображен простой русский пейзаж. Это самая обычная местность: равнина с зарастающей рекой, несколько деревьев, среди которых одно выделяется своей раскидистой кроной, холмистый берег реки. Но как щемит сердце, когда смотришь на этот неброский пейзаж! Художник с такой любовью изобразил родную природу, что чувство это передается и зрителям.
Большую часть картины занимает небо. Это создает впечатление простора, шири, размаха. На небе, в этом «верхнем мире», свой пейзаж: облака складываются в горы, темнеют громады туч, солнце окрашивает их в чудесные оттенки. Золотистые, розоватые, нежно-фиолетовые, темно-лиловые облака отражаются в спокойной реке, бросают отсвет на мокрый после дождя луг. Судя по свежей зеленой листве и освещению картины, изображен вечер раннего лета. Так и хочется вдохнуть промытый дождем воздух.
Светло на душе от этой картины. Думаешь: как хорошо жить на свете!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Обособленные определения и приложения»»
. Обособленные определения и приложения
Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; познакомить с обособлением определений и приложений, развивать навыки выразительного чтения.
Методические приемы: повторение, объяснение учителя, работа над интонацией, сопоставление предложений (синтаксическая синонимия).
Ход урока
I. Анализ творческих работ
Читаем и анализируем 2-3 работы (упр. 287).
Пример описания картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг»
На картине Ф. А. Васильева «Мокрый луг» изображен простой русский пейзаж. Это самая обычная местность: равнина с зарастающей рекой, несколько деревьев, среди которых одно выделяется своей раскидистой кроной, холмистый берег реки. Но как щемит сердце, когда смотришь на этот неброский пейзаж! Художник с такой любовью изобразил родную природу, что чувство это передается и зрителям.
Большую часть картины занимает небо. Это создает впечатление простора, шири, размаха. На небе, в этом «верхнем мире», свой пейзаж: облака складываются в горы, темнеют громады туч, солнце окрашивает их в чудесные оттенки. Золотистые, розоватые, нежно-фиолетовые, темно-лиловые облака отражаются в спокойной реке, бросают отсвет на мокрый после дождя луг. Судя по свежей зеленой листве и освещению картины, изображен вечер раннего лета. Так и хочется вдохнуть промытый дождем воздух.
Светло на душе от этой картины. Думаешь: как хорошо жить на свете!
II. Повторение
— Вспомните, что такое обособление. (Выделение по смыслу членов предложения: в речи интонационно, а на письме — знаками.)
— С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты.)
Запишем небольшой текст:
Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился. Почувствовав неладное, звери и птицы пустились подальше. Земля начала мелко подрагивать, словно волнуясь. Минеральные источники, разогретые внутренним жаром, забурлили. Постепенно набирал силу; вулкан принялся ворчать, попыхивать своей трубкой, пускать дым, выбрасывать пепел. И вот из жерла показалась раскаленная лава. Извержение началось.
— Найдите в этом тексте обособления. Объясните, чем они обусловлены.
Отметим, что причастные и деепричастные обороты близки по значению и происхождению к глаголам-сказуемым: первые обозначают признак предмета по действию, вторые — дополнительное, добавочное действие. Сравнительный оборот тоже связан с глаголом-сказуемым. Близость к сказуемому является показателем возможного обособления.
Для наглядности можно перестроить предложения, заменив обособленные члены глаголами-сказуемыми.
III. Изучение темы «Обособленные определения и приложения»
1. Вопросы и задания.
— Какими членами предложения являются причастия и причастные обороты? (Определениями.)
— Найдите определения в нашем тексте, скажите, чем они выражены.
— Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты стояли перед определяемым словом, и запишите их.
— Прочитайте оба варианта предложений с причастными оборотами. Обратите внимание на изменение интонации.
— Соотнесите интонацию этих предложений со схемами упр. 297.
2. Объяснение учителя.
Расширим наши представления об обособлении. Рассмотрим предложение: Взволнованная девушка не могла найти слов. Возможно ли заменить существительное местоимением? Выражение «взволнованная она» невозможно. Попробуем обособить определение: Взволнованная, она не могла найти слов. В предложении появился оттенок причины.
Еще пример: Рыцарю в тяжелых доспехах сложно было поворачиваться. Заменим существительное местоимением: Ему, в тяжелых доспехах, сложно было поворачиваться. Опять появился оттенок причины.
А как ведут себя в таких случаях приложения? Его, известного эрудита, нелегко было сбить с толку. Хорошая хозяйка, она держала дом в идеальном порядке. Попробуйте убрать обособление, прочитать предложения без пауз. Смысл искажается или вовсе пропадает.
Итак, обособляются любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.
Что произойдет, если заменить в предложении с приложением личное местоимение на существительное? Участника игры, известного эрудита, нелегко было сбить с толку. Распространенное приложение «известного эрудита» все равно обособляется.
Рассмотрим случай согласованных нераспространенных однородных определений: Светлая и чистая небольшая комната выходила окнами в сад. Поместим однородные определения после определяемого слова: Небольшая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад. Интонация подсказывает, что и в этом случае необходимо обособление.
Обобщим наши наблюдения.
3. Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал § 29 на с. 134. Обратите внимание на примечание. Сделайте развернутый план параграфа.
4. Тренировочные упражнения.
Сначала потренируемся соблюдать правильную интонацию в предложениях с обособлениями.
Упр. 298: прочитать («по цепочке»), найти обособленные определения и приложения, объяснить причину обособления.
IV. Словарная работа
Записать слова в рамках: впечатление, впечатляющий. Подобрать к ним однокоренные слова.