Презентация к уроку "Обособленные члены преложения".
Презентация к уроку "Обособленные члены преложения".
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Обособленные члены предложения».
Ход урока
(Приложение 1. Презентация к уроку)
Слайд №1. Запишем число, тему урока, поставим цель.
Слайд №2. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А.П.Чехова: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Как вы считаете, можно слова Чехова взять в качестве эпиграфа?
Нота.
Графический знак, изображающий музыкальный звук.
Ноты – текст музыкального произведения, графически изображённый.
(Знаки препинания помогают нам понять написанное, верно передать смысл предложения.)
Слайд №3. Мы знаем много знаков препинания, но сегодня мы говорим о знаках препинания при обособленных членах предложения. Заглянем в словарь!
Обособить:
Выделить из общего, создав особое от других положение.
В грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.
Слайд №4. Обособленными могут быть второстепенные и уточняющие члены предложения. Мы будем с вами говорить об обособленных второстепенных членах.
Слайд №5. Вспомним второстепенные члены предложения.
Слайд №6. Выполните практическое задание. Определите вид обособления, расставьте знаки препинания.
Прав ли был Чехов, утверждая, что знаки препинания служат нотами при чтении?
Какую роль играют обособленные члены предложения?
(Обособляя второстепенные члены предложения, мы придаём им большую самостоятельность, а они украшают текст.)
Оцените свою работу.
Слайд №7. Вспомните условия обособления определений и приложений.
Слайды №8 – 11. Выполним тест. Оцените свою работу.
Слайды №12 – 13. Вспомним согласованные и несогласованные определения и сделаем вывод, чем может быть выражено определение и приложение.
Слайд №14. Выполните практическое задание. Вставьте обособленное определение или приложение.
В предложение №1 вставьте обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
В предложение №2 вставьте обособленное определение, выраженное одиночным прилагательным.
В предложение №3 вставьте обособленное определение, выраженное одиночным причастием.
В предложение №4 вставьте распространённое обособленное приложение.
В предложение №5 вставьте обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимым словом.
В предложение №6 вставьте нераспространённое обособленное приложение.
Слайд №18. Очень часто мы допускаем ошибки. Составляя предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом. Не всегда уместным бывает деепричастный оборот. Исправьте ошибки в предложениях.
Можно записать в тетради 1-3 предложения.
Слайд № 19. Мы с вами вспомнили условия обособления определений, приложений и обстоятельств. Выполните практическое задание. Найдите предложение, соответствующее схеме.
Слайды №20 – 21. Итог урока. Работа с текстом. Представьте, что вы на экзамене. Перед вами текст «Бабушка». Выполните задания по тексту.
Прочитайте выразительно (приложение 2)
Определите, к какому стилю речи относится текст. Объясните, почему вы так решили.
Из предложений I абзаца (№ 1 – 6) выберите предложение, в котором два обособленных обстоятельства. Первое выражено деепричастным оборотом, второе – существительным с предлогом.
В предложении №4 укажите обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
В I абзаце укажите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство и обособленное определение.
В предложении №7 (II абзац) найдите обособленное определение, относящееся к личному местоимению.
В предложении №7 найдите обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Проверьте работу. Ключ на доске (приложение 3), поставьте оценку за урок.
Слайд №22. Запишите домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Чудесные бабочки, и в ситцевых пёстреньких платьицах, и в японских нарядах, и в чёрно-лиловых бархатных шалях, залетали в гостиную.
Она, маленькая и худенькая, несла в руке огромную птицу.
Определение
Распространённое
Нераспространённое
Выраженное
причастным
оборотом
Выраженное
прилагательным
с зависимыми
словами
Выраженное
одиночным
прилагательным
Выраженное
одиночным
причастием
Приложение
Распространённое
Нераспространённое
Выражено
существительными с
зависимыми словами
Выражено
существительным
Вставьте подходящее по смыслу обособленное определение или приложение
Деревья …… были совсем молодые.
Ветер …. и …. шевелил молодые листочки.
… .. и …. мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
Доктор ….. был вечно занятый и молчаливый человек.
Корзина ….. стояла на столе.
Моя сестра … учится в Медицинской академии.
Полминутки шутки
Условия обособления обстоятельств
несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие.
Классифицирующий диктант
,
,
Чёрная речка вследствие таяния снега и ледников вышла из берегов и затопила низкие пастбища.
Волнуется южное море склоняясь шумят кипарисы.
Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.
В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно.
Поднявшись на горную вершину мы увидели вдали море.
В трудные дни он работал с нами рук не покладая.
Меж тем померкнув степь уснула.
,
,
,
,
,
,
,
,
Одиночное деепричастие
Деепричастный оборот
Существительное с предлогом
3,5
1,4
2,7
Исправь ошибки в употреблении обособленных обстоятельств.
Взобравшись на крышу сарая, мальчику хорошо виден сад, заросший травой.
Увидев приближающегося противника, у него дух захватило.
Подъезжая к лесу, на дорогу выскочил заяц.
Прыгая с ветки на ветку, мы поймали белку.
Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
На катке всем весело, но, покатавшись, болят ноги.
Найдите схему каждого предложения.
,
1
Звери остановились замерев на месте.
Дорожки сада усыпаны хрустевшим под ногами гравием.
Листья облетевшие с деревьев шуршали под ногами.
Настроив гитару дядюшка заиграл русскую плясовую.
Мы работали сегодня спустя рукава.
Дом маленький и уютный манил меня к себе.
4
,
,
2
5
,
3
,
,
6
1)Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные.2)Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. 3)Очень портил её этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. 4)Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. 5)Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом. 6)Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.
7)До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.