Тема. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Цели урока: познакомить с условиями обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами; формировать опознавательные учебно-языковые и нормативно-речевые умения и навыки, вырабатывать пунктуационные навыки.
Задачи:
Обучающие:
Рассмотреть случаи обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами;
Закрепить навыки различения производных предлогов и самостоятельных частей речи.
Выработать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах;
Воспитательные:
Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания устного ответа;
Воспитывать интерес к русскому языку;
Формировать интерес к чтению художественных текстов.
Развивающие:
Совершенствовать устную и письменную речь учащихся;
Развивать мышление учащихся;
Обогащать активный словарный запас учеников.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник 8 класса, авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.,
компьютер, проектор
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Выполнение тестовой работы на повторение теоретических знаний об обособлении обстоятельств
Выберите правильные утверждения:
- Обособленными бывают главные и второстепенные члены предложения.
- Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологизмы, не обособляются.
- Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, не обособляются.
- Одиночные деепричастия, перешедшие в наречия, не обособляются.
- Деепричастные обороты, стоящие после союза, никогда не отделяются от него запятой.
III Объявление темы урока
Кроме деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, обычно обособляются распространенные обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами. (слайд 1)
IV Восприятие учащимися учебного материала.
Повторение сведений о производных предлогах (слайды 2, 3, 4, 5, 6)
Работа с учебником, с.167 и слайд 7
Практическое закрепление изученного теоретического материала
А) Работа в парах:
Выпишите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом с деепричастием не смотря (не глядя), затем предложения, в которых обстоятельства выражены существительным с производным предлогом несмотря на (вопреки)
1...смотря на холод окна в доме ра..пахнуты ..стеж.. . 2. В течени.. трех часов альпинисты ..смотря ..низ поднимались вверх. 3. ..смотря ни на кого он прошел на свое место. 4.В комнате ..смотря на вечернюю прохладу было нестерпимо душно. 5.Взволнова..ый он говорил очень тихо ..смотря в зал. 6...смотря на то, что реч..нка обмелела, перейти ее вброд по..прежнему невозможно.
Б) Запишите предложения под диктовку, найдите обособленные обстоятельства, подчеркните их и объясните постановку знаков препинания.
Несмотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости. Вопреки ожиданиям нашего небольшого отряда, местные жители встретили нас недоверчиво. Луговые цветы в этом году, благодаря постоянным дождям, необыкновенно ярки и пышны. Однажды, в силу сложившихся обстоятельств, я должен был исчезнуть из города до особого распоряжения. Вследствие непогоды, разыгравшейся к вечеру, нам пришлось побеспокоиться насчет ночлега.
В) Составление предложений: включите словосочетания в предложения, данные во второй части упражнения. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Обособление обстоятельств обоснуйте и определите их вид по значению.
I ..следстви.. возмутительной сцены; ..виду недостатка продовольствия; ..следстви.. этого происшествия; ..следстви.. разлива реки; по причине весеннего паводка; ..виду ожидаемых заморозков.
II 1.И в тот же день …я рассорился с ним окончательно. 2….сокращение пути теперь было особенно необходимо. 3….они окончательно поссорились. 4….связь с городом затруднена. 5….кусты роз по-хозяйски накрыты соломенными колпаками.
V Рефлексия.
Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я повторил…
Я узнал…
Я запомнил…
Я научился…
VI Домашнее задание
Выучить теоретический материал, с.167
Упр. 264 (задание 1, 2)