- Ребята, начинаем урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Итак, в путь!
Урок начинается с психологической разминки:
Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения.
Слайд №3
II.Актуализация опорных знаний.
-Проверка домашнего задания вам нужно было подготовить устное изложение о П.И.Чайковском. -Опрос.
Учитель: -Дополнительное сведение о композиторе.
П.И.Чайковский, великий русский композитор, одно время он жил во Франции. Из далёкой России ему привезли букетик ландышей. Чайковский получив этот подарок, заплакал. Как вы думаете, что вызвало у него слёзы? Часто ли мужчины плачут?(Ландыши порадовали его своей красотой, запахом. Он вспомнил Родину. Взяв ландыши он вспомнил Россию ему стало грустно. Он думал о родине, тосковал о ней, видно он любил цветы и эту любовь выразил в музыке.
Слайд №4 Ландыши.
Так же Чайковским созданы произведения "Времена года". Обратите внимание на
демонстрацию картины "Весна".
Слайд №5.Картина о весне.
-Теперь посмотрите на изображения. Какое время года вы видите?(весна)
-Что вы слышите? Какие картины всплывают в вашем воображении?
-Ребята, слова какой части речи помогли нам описать весну? (прилагательные)
Учитель: Итак, сегодня мы с вами повторим об именах прилагательных.
Слайд №6
На следующих этапах урока будет использоваться таблица критериального оценивания учащихся (Таблица у каждого ученика)
№
Вид работы
Критерии
Баллы
Оцени-
ваю сам
Оцени-
вает сосед
Оценива-
ет учитель
1.
Словарная работа
Умение писать словарные слова, изменяя их по падежам
Нет ошибок
3б
1 ошибка
2б
2ошибки
1б
2 ошибок
0 б
2.
Морфологический разбор
Умение выполнять морфологический разбор прилагательных
Нет ошибок
3б
1 ошибка
2б
2ошибки
1б
2 ошибок
0 б
3.
Работа с текстом.
Умение вставлять имена прилагательныеопределять род и число.
Нет ошибок
3б
1 ошибка
2б
2ошибки
1б
2 ошибок
0 б
4.
Обобще
ние знаний о прилага
тельном
Знание свойств имён прилагательныхумение применять свои знания.
Нет ошибок
3б
1 ошибка
2б
2ошибки
1б
2 ошибок
0 б
5.
Рефлексно оценочный
этап
тест
Нет ошибок
3б
1 ошибка
2б
2 ошибки
1б
2 ошибок
0б
6
Итог:
15-14-"5"
13-12-"4"
11-10-"3"
Менее 10 баллов "2"
- У вас есть таблица, мы будем оценивать себя и заносить результат в таблицу
Слайд №7
III.Словарная работа.
- На слайде записаны словарные слова.
-хозяйство (Д.п.)
-оттенки (Т.п.)
-беседа (В.п.)
-диалог (Р.п.)
- Как можно назвать эту группу слов? (Имена существительные)
Задание.
- Подберите из словаря в учебнике (стр.249-250) имена прилагательные к данным существительным, чтобы получились словосочетания. Слова в словосочетаниях должны стоять в указанном падеже. Дети записывают словосочетания, выделяют окончания.
Слайд №8.
Проверка
- Сравните с эталоном на слайде
-ому хозяйству (Д.п.)
-ыми оттенками (Т.п.)
-ую беседу (В.п.)
-ого диалога (Р.п.)
Проверьте, оцените работу, результаты запишите в таблицу (Оцениваю сам)
- Каким правилом пользовались для написания окончаний имён прилагательных?
- Какое из словосочетаний лишнее? (фиолетовыми оттенками)
- Почему? (множеств. число)
- Произведем морфологический разбор.
Слайд №9. Схема разбора.
1.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
2.Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).
3.Морфологические признаки: полная или краткая форма; число, род (в единственном числе), падеж.
4.Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).
Фиолетовым (оттенком) – прил., признак предмета, (каким?), н.ф. фиолетовый, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, творительном падеже, выполняет роль определения.
Слайд № 12.
IV. Работа с текстом."Утро в лесу"
Работа на карточках
-Прочитайте текст. Понятно о чём говорится в этом тексте? Почему?
- Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
-Запишите.(Взаимопроверка в парах. Образец на экране)
-Определите род и число имени прилагательного.
-Как определить число и род имен прилагательных. (Составление алгоритма)
- Поменяйтесь тетрадями. Оценивает сосед.
VI. Обобщение.
Работа в группах. Дети садятся по группам. Группа получает задание на карточках.
Работу каждого оценивает группа. Дети выбирают правильный ответ, затем один из группы представляет ответ классу.
На доске появляются слайды, а все остальные дети видят ответ на экране и исправляют отвечающего.
Слайд № 13
1 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
2 задание
а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством
б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением
3 задание
а) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания – -о, -е.
б) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания – -ого, -его.
Слайд №14
2 группа
Выберите верное утверждение:
1задание
а) Имена прилагательные относятся к одному из родов
б) Имена прилагательные изменяются по родам
2 задание
а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным
б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом
3 задание
У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания – ого, -его
У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания – ому, --ему
Слайд №15
3 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) Имя прилагательное во множественном числе по родам изменяется
б) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется
2 задание
а) Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По числам они не изменяются.
б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам и по числам
3 задание
а) Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания только –ой
б)Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания -ой,- ый, -ий
VII. Итог : - Какой вывод сделали?
Слайд №16
-Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
- Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
- Определяем окончание имён прилагательных по вопросу.
Оцените свою работу за урок. Посчитайте количество баллов (оцениваю сам + оценивает сосед). Поставьте себе оценку согласно таблице. Вложите таблицу в тетрадь и сдайте тетради. Потом я выставлю вам свою оценку.
Слайд №17
8.Рефлексно оценочный тест.
Правильный ответ. Слайд №18
Рефлексия. Слайд №19
Сегодня вы были... Слайд №20
Молодцы. Слайд №21
Отгадай загадки. Слайд № 22-23.
Список литературы: Русский язык 5 класс.
Дидактический материал для 5 класса.
Методические рекомендации.
КГУ "Средняя школа имени К Шакенова"
Урок в 5"А" классе. Русский язык.
Учитель русского языка и литературы: Жакупбекова. Э.М.
Тема урока: Обобщить урок по теме "Имя прилагательное".
Пояснительная записка
Данный урок рассчитан на обучающихся пятых классов по технологии Л.В Занкова и имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлен на развитие творческого мышления. На уроке использовалась технология критериального оценивания, технология личностно-ориентированного обучения. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений учащегося с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями.
Таким образом, организованная работа по критериальному оцениванию помогает формировать внутреннюю мотивацию учащихся к обучению, так как показывает любому ребенку не только проблемные точки, но и точки его успешности.