Просмотр содержимого документа
«Обобщение. Три склонения имён существительных»
МБОУ Ульяновская СОШ
Методическая разработка урока письма и развития речи по теме «Три склонения имен существительных» (обобщение).
Учитель: Шаравина С.В
с. Ульяново
Тема: «Три склонения имен существительных».
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цель: повторение и обобщение по теме «Склонение имен существительных».
Задачи:
Образовательные: закрепить и обобщить знания о типах склонений имени существительного, совершенствовать навыки определения склонений имен существительных в косвенных падежах.
Коррекционно-развивающие: развитие устойчивого внимания, коррекция и развитие устной и письменной речи, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку, к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Форма проведения: нетрадиционная (урок-путешествие)
- Склонение. Как определили? А как вы понимаете значение этого слова? (поездка или передвижение пешком по каким-то местам.)
6. Актуализация имеющихся знаний.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие, побываем на различных островах океана «Знаний». На чем путешествуют по океану? И мы поплывем на прекрасном теплоходе. Теплоход- судно, у которого источником энергии является двигатель. Словарная работа (3 слайд). Теплоход - словарное слово, запишем целую строчку, запомним как пишется. Какая часть речи? К какому склонению относится? Почему? Составьте с этим словом предложение. Давайте запишем под диктовку: Ребята путешествуют по океану на теплоходе. Определите части речи и падежи имен существительных.
Остров Припоминай-ка. (4 слайд). Подбери слова к схемам.
Печка, печник, печь
- К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
- Определите склонение этих существительных. Покажите, используя сигнальные карточки. Докажите.
- Какие шаги нужно сделать, чтобы определить склонение.(5 слайд).
1 шаг. Определить род.
2 шаг. Выделить окончание.
3 шаг. По роду и окончанию определить склонение.
- Что же помогло определить склонение существительных?(род и окончание)
7. Работа над темой урока.
Приплыли на остров «Вспоминай-ка». (6 слайд).
- Перед вами таблица, вспомним какие имена существительные и к какому склонению относятся. Дополните таблицу:
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Род
мужской
…………
Род
средний
………..
Род
…………
- а
- ь
трава
…………
город
………..
мышь
………..
Проверьте.
- Расскажите какие существительные относятся к 1 скл., 2, 3.
Тренировочные упражнения на закрепление.
- Заполните перфокарты
Надя
1 скл
2 скл
3 скл
капуста
ночь
дерево
Коля
1 скл
2 скл
3 скл
капуста
ночь
дерево
зверь
мышь
Проверьте друг у друга.(7 слайд).
- Динамическая пауза. (8 слайд). Упражнение на развитие памяти. Бросаю мяч ученику и называю сущ., а ученик возвращает мяч и называет склонение. Море, океан, вода, соль, водоросль, кит, акула, яхта.
- Закрепление изученного материала, отработка полученных знаний. На острове «Объясняй-ка». (9 слайд). Прочитайте группы имен существительных, найдите ошибку в каждом столбике и объясните, почему вы так думаете?
1 скл 3 скл 2скл
Береза рысь карандаш
Рябина мышь линейка
Осина медведь портфель
Ясень лошадь пенал
Калина циркуль
Прочитайте и назовите одним словом слова каждого столбика. Найдите лишнее слово. А как вы рассуждали? Объясните, как же определить склонение имен существительных?(алгоритм).
Загадки: (10 слайд)
Ручка есть, а не грабли
Землю роет,а не плуг.
(лопата)
В синей чаше алый мяч
Он и свел и горяч.
(солнце)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(мышь)
Круглое румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(яблоко)
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей!
(береза)
Подходить к дому стала,
В небе солнце украла.
(ночь)
Запишите отгадки в три столбика и допишите по одному существительному такого же склонения.
- Работа с деформированными предложениями. Приплыли на остров «Составляй-ка». (11 слайд).
Работа в паре. Какие предложения получились? Запишите эти предложения в тетрадь. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Надя определит склонение у подлежащего, а Коля и у других имен существительных. Проверка с презентации. (12 слайд).Как определяла склонение Надя? А как определял склонение Коля?
- Физкультминутка для глаз. (13 слайд).
- Тест (проверка знаний). Остров «Проверяй-ка». (14 слайд).
Найди имя существительное:
Сбежал
Беговой
Пробежка
Как определить склонение сущ.:
По вопросам и падежам
По роду
По роду и окончанию
Отметь сущ. 1 скл:
Адрес, дерево
Беседа, братишка
Железо, сирень
Отметь сущ. 2 скл:
Ракета, раковина
Свекла, карамель
Компас, болото
Отметь сущ. 3 скл:
Платье, учитель
Сталь, вещь
День, пень
- Проверка теста, поставьте себе оценку.
Обобщение по уроку. Станция «Обобщай-ка». (15 слайд). Сколько склонений сущ. в русском языке? Какие сущ. относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл.? Как же определить склонение сущ.?
- Рефлексия. (16 слайд). Подплываем к берегу, где нас ждет дерево настроения. Возьмите плод, который соответствует вашему настроению. Желтое яблоко- хорошее солнечное настроение, зеленое яблоко- плохое настроение.