Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме однородные члены предложения»
Учитель русского языка и литературы Абдрахманова Гульвира Гатауллиновна 8 «А» класс ЗКО Зеленовский район, Новеньковская СОШ
Однородные члены предложения
Цели урока:
●Актуализировать знания учащихся об однородных членах предложения, формировать умение находить однородные члены предложения в тексте, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в простых осложненных предложениях с однородными членами и составления их схемы;
●развивать орфографическую зоркость, умение точно употреблять однородные члены предложения в устной и письменной речи, обогащать словарный запас учащихся, познавательную активность;
●воспитывать трудолюбие, умение работать в группе, доброжелательность, сотрудничество, взаимопомощь, интерес к предмету.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично - поисковый, самостоятельная работа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах.
Приемы: графический диктант, защита, работа по карточкам, «пятистишие», сочинение - миниатюра (эссе).
Ход урока
1) Организационный момент
Сегодня мы повторим и обобщим знания об однородных членах предложения. Пожалуйста, дежурные (один дежурный сообщает сегодняшнее число, день недели, о присутствии учащихся на уроке, какое было задано домашнее задание о том, как учащиеся выполнили домашнее задание, в это время другой дежурный пишет на доске число, слово «Классная работа» и тему урока).
Оценки за урок будете ставить себе и другим на оценочных листах и в конце урока сдадите мне, после чего я ставлю итоговую оценку.
2) Проверка домашнего задания
Проверяем домашнюю работу. Как уже сказали дежурные, нужно было подобрать 10 пословиц и поговорок с однородными членами предложения. Выступает один из членов группы: Например: 1) В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь. 2) Петь хорошо вместе, а говорить- порознь. 3) Рощи да леса всему краю краса. 4) Лес и вода- брат и сестра. 5) Красна птица пером, а человек умом. 6) Октябрь землю покроет где листком, где снежком. 7) Береги платье снову, а честь- смолоду. 8) Новых друзей наживай, а старых не теряй. 9) Корень ученья горек, да плод его сладок. 10) Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
3) Графический диктант
«Мозговой штурм» на тему «Однородные члены предложения». Я читаю предложения, если есть в этом предложении однородные члены, то учащиеся рисуют дугу, если в предложении нет однородных членов, то учащиеся проводят горизонтальную прямую линию. Каждому раздается карточка-бланк, который после заполнения сдается и проверяется учителем-помощником (в целях экономии времени, ему дается бланк с правильным ответом), выставляется оценка: без ошибок- «5», с одной-двумя ошибками- «4». С тремя-четырьмя ошибками – «3», и более четырех ошибок- «2».
Собака общается различными путями: лает, рычит, ворчит, сулит, оскаливает зубы или царапается.
Главное средство общения, которым обладает человек- это слово.
Многие животные вступают в контакт, издавая определенные звуки.
Курица подает предупредительный сигнал цыплятам, когда им угрожает опасность.
Интересно то, что домашние животные, кошки и собаки, научились общаться со своими хозяевами.
Птицы, как известно, поют.
Кошки мяукают до тех пор, пока им не откроют дверь или не дадут пищу.
В птичьих песнях существуют «диалекты».
Когда лошадь, например, ржет или стучит копытами на земле, это что-то означает для другой лошади.
Но даже животные вступают в контакт друг с другом, они выражают только чувства и стремления, а настоящего «разговора» не происходит.
4) Работа в группах
Мы разделили эту тему на пять микро тем, каждая группа будет защищать свою тему, последняя тема выступает как обобщение всей темы.
На доске плакат с надписью:
1 группа – Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах предложения
2группа - Обобщающие слова при однородных членах.
3группа – Однородные и неоднородные определения
4группа – Согласование в предложениях с однородными членами
5группа – Знаки препинания между однородными членами.
Каждой группе раздаётся карточка-путеводитель, там написано ,что нужно делать для защиты своей темы.
1 группа
1.Что такое однородные члены предложение?
Приведите примеры, подчеркните однородные члены.
2. Какие союзы употребляются при однородных членах предложения?
Приведите примеры, подчеркните однородные члены.
3.Составьте схему одного предложения.
2 группа
1.Расскажите об обобщающих словах при однородных членах предложения?
Расскажите о знаках препинания между однородными членами (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
Приведите по одному примеру на каждый случай и подчеркните однородные члены.
У каждой группы есть листы ватмана и маркеры, они по карточкам-путеводителям работают пять минут. Когда выступают другие группы, остальные обязательно слушают и делают записи в тетрадях.
VПрезентация групп
Первое задание-теория устно говорят, затем выполняют практическую часть на ватмане(подбирают примеры к своей теме, примеры можно брать из учебника или из других источников, можно составить самим),находят и подчеркивают однородные члены предложения, следующее задание-сделать схему этих предложений(кроме 5 группы)тоже на ватмане).
Защита, то есть презентация работы каждой группы длится четыре минуты.
Каждая группа вывешивает свой ватман га магнитной доске и спикеры или члены групп защищают свою тему, обобщают.
VIСинквейн
»Пятистишие»:
Предложения с однородными членами.
Интересные,повторяющиеся.
Отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом предложения относятся к одному слову.
Предложения с однородными членами украшают нашу речь.
Простое осложнённое предложения.
VII Домашнее задание
Написать эссе на тему: «Мои впечатления на открытом уроке».