kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение изученного о бессоюзном сложном предложении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:Обобщение изученного о бессоюзном сложном предложении

Цели и задачи урока:

1) обобщение и систематизация изученного о бессоюзном сложном предложении;

2)закрепление пунктуационных навыков, освоенных в процессе изучения бессоюзного сложного предложения;

3)закрепление умения правильно определять интонационные особенности бессоюзного сложного предложения и выбирать знаки препинания;

4)закрепление умения производить синонимическую замену сложных предложений;

5)продолжить работу по подготовке  к ПГК.

Задачи учащихся:

1. Знать определение, отличительные признаки сложного бессоюзного предложения.

2. Уметь выделять сложное бессоюзное предложение по совокупности признаков:

определять смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного;

обосновать выбор знака препинания на основе смысловых отношений.

Развивающая цель:  развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать и оценивать собственную деятельность.

Воспитательная цель: воспитание уважения  к уроку и предмету  в целом, воспитание взаимоуважения.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме “ Бессоюзное сложное предложение».

Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал с практическими заданиями и тесты.

                                                       Ход урока

I.Орг момент Сообщение цели и задач урока

Учитель: Сегодня мы с вами повторим все то, что вы изучили о бессоюзном сложном предложении: теоретический материал и особенности пунктуации.

1. Орфоэпическая  разминка      

Расставить ударение в следующих словах:

Договор,  досыта,жалюзи,  задолго, кухонный,каталог,километр, средства, торты

Самопроверка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение изученного о бессоюзном сложном предложении»

Затобольская средняя школа имени Н. Наушабаева






Открытый урок

по русскому языку в 8 «А» классе



Тема: Обобщение изученного о бессоюзном сложном предложении














Учитель русского языка и литературы Жундукулакова К.Н.















Школа: ЗСШ им.Н.Наушабаева

Учитель: Жундукулакова Кульзира Наукановна

Предмет: русский язык

Класс: 9 А

Тема урока:Обобщение изученного о бессоюзном сложном предложении

Цели и задачи урока:

1) обобщение и систематизация изученного о бессоюзном сложном предложении;

2)закрепление пунктуационных навыков, освоенных в процессе изучения бессоюзного сложного предложения;

3)закрепление умения правильно определять интонационные особенности бессоюзного сложного предложения и выбирать знаки препинания;

4)закрепление умения производить синонимическую замену сложных предложений;

5)продолжить работу по подготовке к ПГК.

Задачи учащихся:

1. Знать определение, отличительные признаки сложного бессоюзного предложения.

2. Уметь выделять сложное бессоюзное предложение по совокупности признаков:

определять смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного;

обосновать выбор знака препинания на основе смысловых отношений.

Развивающая цель: развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать и оценивать собственную деятельность.

Воспитательная цель: воспитание уважения к уроку и предмету в целом, воспитание взаимоуважения.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме “ Бессоюзное сложное предложение».

Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал с практическими заданиями и тесты.

Ход урока

I.Орг момент Сообщение цели и задач урока

Учитель: Сегодня мы с вами повторим все то, что вы изучили о бессоюзном сложном предложении: теоретический материал и особенности пунктуации.

1. Орфоэпическая разминка

Расставить ударение в следующих словах:

Договор, досыта,жалюзи, задолго, кухонный,каталог,километр, средства, торты

Самопроверка.


Договор, досыта,жалюзи, задолго, кухонный,каталог,километр, средства, торты


2.Тренинг
Вставить пропущенные буквы

  • Свернуть вправ.., пойти налев.., подойти справ.., приехать издалек.., навещать изредк.., приходить запрост.., учиться заочн.., наскор.. поесть, вытереть насух….

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  • Свернуть вправо, пойти налево, подойти справа, приехать издалека, навещать изредка, приходить запросто, учиться заочно, наскоро поесть, вытереть насухо.

3.Раскрой скобки

(По) товарищески, (еле) (еле), (по) кошачьи, (по)-прежнему , (по) новому,(во) первых,(кое) как, (когда) нибудь, (куда) либо.

Проверь себя

По- товарищески, еле - еле, по- кошачьи, по-прежнему , по новому, во -первых, кое- как, когда-нибудь, куда- либо.


4. Слова, в которых пишется Ь

Настеж.., замуж.., навзнич.., точ..-в-точ.., уж.., вскач.., наотмаш.., сплош.., невтерпеж…,

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Настежь, замуж, навзничь, точь-в-точь, уж, вскачь, наотмашь, сплошь, невтерпёж.


II. Обобщение и систематизация изученного.

Работа в группах.

2.Задание:расставить знаки препинания в соответствии со схемами.


1. [время,условие] [ ]

2. [ ] [ причина]

3. [ ] [перечисление]

4. [ ] [ противопоставление]

5. [ ] [ пояснение ]

6. [ ] [вывод,следствие]

7. [ ] [быстрая смена событий]

8. [ ] [дополнение]

9. [ ] [сравнение]

3.Задания группам:

Выделить грамматические основы, расставить знаки препинания, построить схемы предложений.

1группа:


1.За час погода переменилась туман собрался в тучи и закрыл солнце.

2.Мир строит война разрушает.

3.Отряд не думал об опасности исход операции решал многое.

4.Зима подходила к концу приближались пасхальные каникулы.


2 группа:


1.Настанет утро двинемся в путь.

2.Недаром говорят у каждого влюбленного есть своя звезда.

3.Слабо шурша, падали шишки вздыхая, шумел лес.

4.Пурга кончалась снег поредел ветер налетал только порывами.

5.Он поднял глаза над садом торжественно и радостно сияло небо.






1группа:


Дополните содержание второго и третьего столбца.



Схема

Чем заменить знак в БСП

предложения

Примеры

[]:[]



1.За окнами неслись облака жарко светило солнце.

[]-[]



2.Ты не провожай меня дорогу знаю.

[],[]



3.Все хотели солнца оно не показывалось.

[]-[]



4.Солнце выглянуло степь повеселела.

















2 группа:


Подберите примеры к данным условиям постановки тире в БСП.

Смысловые отношения между частями

Примеры

условие

Сказанное слово- пущенная стрела.

противопоставление

Хочешь быть счастливым- силы не жалей.

время

Слава греет -позор жжет.

быстрая смена действия

Я открываю глазки видение исчезает.

сравнение

Солнце греет-все поспеет.



Физминутка

Посмотрим вправо, влево

Руки сжали у груди,

А теперь их отведи

Дотянись до потолка

Сбрось усталость всю с себя!

















1группа:


Конструирование предложений.

Перестройте предложения из СПП в БСП.

1.Мы знаем, что главное предназначение человека- оставить свой добрый след на земле.

2.Осень и зиму Корчагин не любил, потому что они приносили ему много физических мучений

3.Вдруг я чувствую, что кто- то берет меня за плечо и толкает.

4.Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.


2 группа:

Из простых предложений составить два бессоюзных с двоеточием и тире.

1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся делиться.

3.Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.

4.Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

5.Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.



IV.Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.


1.Определите бессоюзное сложное предложение
А) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
В)То солнце светит, то идёт дождь.
С) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
D) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
Правильный ответ: А

2.Определите бессоюзное сложное предложение
А) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
В) Май холодный - год хлебородный.
С) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
D) То солнце светит, то идёт дождь
Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
Правильный ответ: В

3.Определите бессоюзное сложное предложение
А) Где любовь и совет, там и горя нет.
В) Наступила ночь, но было светло.
С) Становится легче, когда песню поёшь.
D) Поспешишь - людей насмешишь.
Е) Не было никакой надежды, что небо прояснится.
Правильный ответ: D

4.Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия
А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
В) Время красит, безвременье старит.
С) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
D) Мир строит - война разрушает.
Е) Стоял тёплый день, в лужах купались воробьи.
Правильный ответ: С

5.Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени
А) Был вечер, на небе блестели звёзды.
В) Не спеши языком - торопись делом.
С) Я доверяю любящим: они великодушны.
D) Стемнело - я зажёг лампу.
Е) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
Правильный ответ: D

6.Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия
А) Был вечер, на небе блестели звёзды.
В) Не спеши языком - торопись делом.
С) Я доверяю любящим: они великодушны.
D) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
Е) Поспешишь - людей насмешишь.
Правильный ответ: Е

7.Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены)
А) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
В) Ученье красота неученье слепота.
С) За всё браться ничего не сделать.
D) Я доверяю любящим они великодушны
Е) Технику любишь мастером будешь.
Правильный ответ: D


V.Рефлексия.Итоги урока

1.Домашнее задание упр.267 стр170-171,повторить «Словосочетание».

2.Выставление оценок за урок





























Технологическая карта учащегося 9 класса


Тема: Обобщение изученного о БСП.

1. Орфоэпическая разминка

Расставить ударение в следующих словах:

Договор, досыта,жалюзи, задолго, кухонный,каталог,километр, средства, торты

2.Тренинг.Вставить пропущенные буквы

  • Свернуть вправ.., пойти налев.., подойти справ.., приехать издалек.., навещать изредк.., приходить запрост.., учиться заочн.., наскор.. поесть, вытереть насух….

Раскрой скобки

(По) товарищески, (еле) (еле), (по) кошачьи, (по)-прежнему , (по) новому,(во) первых,(кое) как, (когда) нибудь, (куда) либо.

3. Слова, в которых пишется Ь

Настеж.., замуж.., навзнич.., точ..-в-точ.., уж.., вскач.., наотмаш.., сплош.., невтерпеж…,

4.Задание:расставить знаки препинания в соответствии со схемами.

1. [время,условие] [ ]

2. [ ] [ причина]

3. [ ] [перечисление]

4. [ ] [ противопоставление]

5. [ ] [ пояснение ]

6. [ ] [вывод,следствие]

7. [ ] [быстрая смена событий]

8. [ ] [дополнение]

9. [ ] [сравнение]

5.Задания группам:Выделить грамматические основы, расставить знаки препинания, построить схемы предложений.

1группа:

1.За час погода переменилась туман собрался в тучи и закрыл солнце.

2.Мир строит война разрушает.

3.Отряд не думал об опасности исход операции решал многое.

4.Зима подходила к концу приближались пасхальные каникулы.

2 группа:

1.Настанет утро двинемся в путь.

2.Недаром говорят у каждого влюбленного есть своя звезда.

3.Слабо шурша, падали шишки вздыхая, шумел лес.

4.Пурга кончалась снег поредел ветер налетал только порывами.

5.Он поднял глаза над садом торжественно и радостно сияло небо.

1группа:7.Конструирование предложений.

Перестройте предложения из СПП в БСП.

1.Мы знаем, что главное предназначение человека- оставить свой добрый след на земле.

2.Осень и зиму Корчагин не любил, потому что они приносили ему много физических мучений

3.Вдруг я чувствую, что кто- то берет меня за плечо и толкает.

4.Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

2 группа:Из простых предложений составить два бессоюзных с двоеточием и тире.

1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся делиться.

3.Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.

4.Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

5.Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги








1группа:6.Дополните содержание второго и третьего столбца


Схема

Чем заменить знак в БСП

предложения

Примеры

[]:[]



1.За окнами неслись облака жарко светило солнце.

[]-[]



2.Ты не провожай меня дорогу знаю.

[],[]



3.Все хотели солнца оно не показывалось.

[]-[]



4.Солнце выглянуло степь повеселела.


2 группа:Подберите примеры к данным условиям постановки тире в БСП.

Смысловые отношения между частями

Примеры

условие

Сказанное слово- пущенная стрела.

противопоставление

Хочешь быть счастливым- силы не жалей.

время

Слава греет -позор жжет.

быстрая смена действия

Я открываю глазки видение исчезает.

сравнение

Солнце греет-все поспеет.


IVТестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.

1.Определите бессоюзное сложное предложение
А) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. В)То солнце светит, то идёт дождь.
С) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. D) Там счастье не диво, где трудятся красиво. Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
2.Определите бессоюзное сложное предложение
А) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. В) Май холодный - год хлебородный. С) Там счастье не диво, где трудятся красиво. D) То солнце светит, то идёт дождь Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
3.Определите бессоюзное сложное предложение
А) Где любовь и совет, там и горя нет. В) Наступила ночь, но было светло. С) Становится легче, когда песню поёшь. D) Поспешишь - людей насмешишь. Е) Не было никакой надежды, что небо прояснится.
4.Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия
А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. В) Время красит, безвременье старит. С) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. D) Мир строит - война разрушает. Е) Стоял тёплый день, в лужах купались воробьи.
5.Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени
А) Был вечер, на небе блестели звёзды. В) Не спеши языком - торопись делом. С) Я доверяю любящим: они великодушны. D) Стемнело - я зажёг лампу. Е) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
6.Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия
А) Был вечер, на небе блестели звёзды. В) Не спеши языком - торопись делом. С) Я доверяю любящим: они великодушны. D) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. Е) Поспешишь - людей насмешишь.
7.Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены)
А) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
В) Ученье красота неученье слепота.
С) За всё браться ничего не сделать.
D) Я доверяю любящим они великодушны
Е) Технику любишь мастером будешь.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обобщение изученного о бессоюзном сложном предложении

Автор: Жундукулакова Кульзира Наукановна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. "
    ["seo_title"] => string(112) "obobshchieniie-znanii-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-punktuatsiia-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "240456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445013827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Бессоюзное сложное предложение. "
    ["seo_title"] => string(41) "biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "187566"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426527730"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Разработка урока по русскому языку на тему  "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" "
    ["seo_title"] => string(96) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-dvoietochiie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "140436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417956078"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Краткосрочное планирование по теме "Бессоюзные сложные  предложения. Знаки препинания в БСП" "
    ["seo_title"] => string(104) "kratkosrochnoie-planirovaniie-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-znaki-priepinaniia-v-bsp"
    ["file_id"] => string(6) "118018"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413011071"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Обобщение по теме "Бессоюзное сложное предложение" "
    ["seo_title"] => string(64) "obobshchieniie-po-tiemie-biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "244441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445942697"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства