Разработка урока по русскому языку на тему "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Разработка урока по русскому языку на тему "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Урок предназначен для изучения темы «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». Предмет: русский язык Класс: 9 класс
Тема: "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
ЦЕЛИ УРОКА:1. Образовательные: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о сложном предложении, закрепление умения постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; совершенствование пунктуационных, орфографических навыков учащихся.2.Воспитательные: формировать личностную позицию учащихся; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек.
3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Умение правильно определять смысловые отношения между частями БСП.
Умение правильно находить БСП в тексте.
Умение дружно и согласованно работать в команде.
Умение оценивать свои результаты.
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети
• с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
• более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
• формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
• расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
На данном уроке русского языка компьютер применяется на разных этапах урока и учебного процесса в целом:
— на этапе объяснения нового материала;
— первоначального закрепления материала;
— контроля и проверки знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" »
Класс______9 каз.______________ Тема: "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о сложном предложении, закрепление умения постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; совершенствование пунктуационных, орфографических навыков учащихся.
2.Воспитательные: формировать личностную позицию учащихся; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек.
3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задание: вставить пропущенные буквы и - 1) ряд: назвать слова с проверяемой безударной гласной в корне; 2) назвать слово с непроверяемой безударной гласной в корне; 3) назвать слово с чередующейся безударной гласной в корне.
2 Составлениесхемы БСП. Карточка: Взошло солнце,все вокруг ожило. Лес молчит, в полях идет снег.
О.З: проверить знание учащихся.
Время: 3 мин.
Режим работы: индивидуальный.
III
Актуализация опорных знаний учащихся.
Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на интерактивной доске). Слайд 1
Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф:
Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой)
Выразительное чтение эпиграфа учащимся.
Запись эпиграфа в тетрадях.
Настроимся на разговор о доброте.
Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)
Работа с учебником.
а) чтение правила ( стр. 196)
О.З: развитие личности учащегося, его способности, интересы, научить умению анализировать, делать выводы, помочь воспитать психологию общения, межличностные отношения.
Время: 10 мин.
Режим работы: индивидуальный.
V
Первичное осмысление и закрепление:
Работа с предложениями с опорой на полученные знания. Практика.
Самостоятельная работа, с последующей проверкой. Слайд 5
Задание : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
Проверка самостоятельной работы. Слайд 6
1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)
2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].
(вторая часть поясняет высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
4. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (это сложносочиненное предложение)
Физминутка. Слайд 7
Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.
Руки ставим на бочок.
На носочках скок- скок- скок.
А затем приседаем,
Никогда не устаем.
2..Работа с учебником.
а) упр. 258 : спишите бессоюзные предложения. Определите смысловые отношения между их частями и объясните постановку двоеточия. ( работа в парах).
в) упр. 259: спишите предложения, распределяя их по группам: 1) простое предложение с однородными предложениями; 2)бессоюзное сложное предложение. Объясните постановку двоеточия.
О.З: уметь выделить главное.
Время: 15 мин.
Режим работы: индивидуальный.
VI
Контроль:
Конструирование БСП. Слайд 8
На интерактивной доске:
- Продолжите одно из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
С детских лет постигаем мы истину… (а именно)
Держится мир на доброте… (потому что)
Проверка задания может осуществляться и после урока (по желанию учащихся).
О.З: проверить первичное применение усвоенных знани
Время: 5 мин.
Режим работы: индивидуальный.
VII
Рефлексия:
- Какие задания вызвали у вас наибольший интерес или затруднения?
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Сумел ли ты получить новые знания?
О.З: узнать затруднения по данной теме.
Время: 2 мин.
Режим работы: индивидуальный.
VIII
Информация о домашнем задании: Слайд 9
Домашнее задание на выбор:Задание для первого уровня. – Упражнение № 262: спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку в предложениях.
Задание для второго уровня. - Работа с текстом. Спишите. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.
1) Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем: ты – мне, я – тебе. 2) А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем. Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. 3) Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. 4) Не человек, а сирота вселенская.
Задание для третьего уровня. Напишите небольшое мини-сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.
О.З: научить учащихся работать самостоятельно.
Время: 2 мин.
Режим работы: индивидуальный.
IX
Подведение итогов:
1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?
Обратите внимание на эпиграф.
Почему автор использует бессоюзное предложение?
(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)
2) -Сегодня мы с вами говорили о таком качестве человека как доброта. Давайте, вспомним синонимы к этому слову (чтение слов с доски).
Помните: с доброты человек начинается!
Безмерное богатство – доброта. И пусть ее надолго хватит. Человек настоящий всегда Щедро добро свое тратит.
Поощрение, выставление оценок.
Время: 2 мин.
Приложение
Опорный конспект
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1.Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,
происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2.Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).
[ ]; [ ].
3.Двоеточие ставится:
1)
2)
3)
Опорный конспект
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1.Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,
происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2.Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).
[ ]; [ ].
3.Двоеточие ставится:
1) вторая часть дополняет содержание первой части. [ ] : [ ].
2) вторая часть поясняет высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно. [ ] : [ ].
второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союз потому что. [ ] : [ ].
.
Самостоятельная работа, с последующей проверкой
Задание : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку - составьте схемы.
1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
2. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
4. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
Проверка самостоятельной работы
1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение](вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)
2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение](вторая часть поясняет высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина] (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союз потому что)
4. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (Это сложносочиненное предложение)
Двоеточие в БСП.
потому что,
так как
[ ] : [ ]. 2 указывает на причину 1.
Я доверяю любящим: они великодушны.
а именно
[ ] : [ ]. 2 раскрывает содержание 1.
Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями.
[ ] : [ ]. 2 дополняет смысл 1.
и увидел
и услышал
и почувствовал
и т.д.
Он оглянулся: по дороге шел какой-то человек.
Домашнее задание на выбор:Задание для первого уровня. – Упражнение № 262: спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку в предложениях.
Задание для второго уровня. - Работа с текстом. Спишите. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.
1) Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем: ты – мне, я – тебе. 2) А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем. Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. 3) Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. 4) Не человек, а сирота вселенская.
Задание для третьего уровня. Напишите небольшое мини-сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.
Домашнее задание на выбор:Задание для первого уровня. – Упражнение № 262: спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку в предложениях.
Задание для второго уровня. - Работа с текстом. Спишите. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.
1) Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем: ты – мне, я – тебе. 2) А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем. Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. 3) Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. 4) Не человек, а сирота вселенская.
Задание для третьего уровня. Напишите небольшое мини-сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.