kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку на тему "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок предназначен для изучения темы «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».  Предмет: русский язык Класс: 9 класс 

Тема: "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

ЦЕЛИ УРОКА:1. Образовательные: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о  сложном предложении, закрепление умения постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; совершенствование  пунктуационных, орфографических навыков учащихся.2.Воспитательные: формировать  личностную позицию учащихся;  воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек.

3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

1.Мотивационный этап.

2.Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Формирование новых знаний.

5.Закрепление.

6. Контроль.

7.Рефлексия.

8. Информация о домашнем задании.

9. Подведение итогов.

Методы контроля учебной  деятельности на данном уроке::

  • Устный и письменный.
  • Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Формы:  индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.

Предполагаемые результаты:

  1. Умение правильно определять смысловые отношения между частями БСП.
  2. Умение правильно находить БСП в тексте.
  3. Умение дружно и согласованно работать в команде.
  4. Умение оценивать свои результаты.

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе. 
 Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети

• с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; 
• более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся; 
• формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации; 
• расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

На данном уроке русского языка компьютер применяется на разных этапах урока и учебного процесса в целом:

—  на этапе объяснения нового материала;

—  первоначального закрепления материала;

—  контроля и проверки знаний.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" »

Класс______9 каз.______________ Тема: "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Образовательные: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о сложном предложении, закрепление умения постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; совершенствование пунктуационных, орфографических навыков учащихся.

2.Воспитательные: формировать личностную позицию учащихся; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек.

3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

1.Мотивационный этап.

2.Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Формирование новых знаний.

5.Закрепление.

6. Контроль.

7.Рефлексия.

8. Информация о домашнем задании.

9. Подведение итогов.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке::

  • Устный и письменный.

  • Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.


Ход урока:

Этапы урока:

Образовательные задачи

I

Мотивационный этап

-Улыбнитесь друг другу, пожмите дружески друг другу руки и пожелайте удачи на занятии.

О.З: нацелить учащихся на усвоение материала, определить основные задачи урока.

Время: 3 мин.

Режим работы: индивидуальный.

Методом разрешения речевых ситуаций.

II

Проверка домашнего задания.

1 Тест: а) оч..рование б) компл..мент в) м..лосердие г) прил..жение д) просв..щение

Задание: вставить пропущенные буквы и - 1) ряд: назвать слова с проверяемой безударной гласной в корне; 2) назвать слово с непроверяемой безударной гласной в корне; 3) назвать слово с чередующейся безударной гласной в корне.

2 Составление схемы БСП. Карточка: Взошло солнце,все вокруг ожило. Лес молчит, в полях идет снег.


О.З: проверить знание учащихся.

Время: 3 мин.

Режим работы: индивидуальный.


III

Актуализация опорных знаний учащихся.

Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на интерактивной доске). Слайд 1

  • Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф:

Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой)

  • Выразительное чтение эпиграфа учащимся.

Запись эпиграфа в тетрадях.

  • Настроимся на разговор о доброте.

  • Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске.

(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)

  • Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)


О.З: актуализировать ранее приобретенные базовые знания.

Время: 3 мин.

Режим работы: групповой

IV

Формирование новых знаний.

Сообщение темы урока и постановка целей. Слайд 2

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

(Тема урока записана на доске)

1. Вернёмся к записанному эпиграфу. Опрос.

- 1 - Что перед нами? Дайте характеристику этого предложения. (Сложное бессоюзное предложение, состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие).

- 2 - Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения).

- 3 - Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

Наша задача уяснить условия постановки двоеточия в БСП. И поможет нам в этом таблица «Двоеточие в БСП» Слайд 3

  1. Работа с таблицей. Объяснение учителя. Самостоятельная работа с теоретическим материалом.

Учащиеся оформляют записи в опорный конспект (только схемы). Слайд 4

Итак, назовите условие постановки двоеточия в предложении (эпиграф)?

( Ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом ).

-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.

(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)


Работа с учебником.

а) чтение правила ( стр. 196)





О.З: развитие личности учащегося, его способности, интересы, научить умению анализировать, делать выводы, помочь воспитать психологию общения, межличностные отношения.

Время: 10 мин.

Режим работы: индивидуальный.


V

Первичное осмысление и закрепление:

Работа с предложениями с опорой на полученные знания. Практика.

    1. Самостоятельная работа, с последующей проверкой. Слайд 5

Задание : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.

  2. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.

  3. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

  4. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.



Проверка самостоятельной работы. Слайд 6

1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].

(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)

2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].

(вторая часть поясняет высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].

(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

4. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (это сложносочиненное предложение)

Физминутка. Слайд 7

Руки вверх, руки вниз.

На носочках подтянись.

Руки ставим на бочок.

На носочках скок- скок- скок.

А затем приседаем,

Никогда не устаем.


2..Работа с учебником.

а) упр. 258 : спишите бессоюзные предложения. Определите смысловые отношения между их частями и объясните постановку двоеточия. ( работа в парах).

в) упр. 259: спишите предложения, распределяя их по группам: 1) простое предложение с однородными предложениями; 2)бессоюзное сложное предложение. Объясните постановку двоеточия.



О.З: уметь выделить главное.

Время: 15 мин.

Режим работы: индивидуальный.



VI

Контроль:

Конструирование БСП. Слайд 8

На интерактивной доске:

- Продолжите одно из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

  1. С детских лет постигаем мы истину… (а именно)

  2. Держится мир на доброте… (потому что)

Проверка задания может осуществляться и после урока (по желанию учащихся).


О.З: проверить первичное применение усвоенных знани

Время: 5 мин.

Режим работы: индивидуальный.


VII

Рефлексия:

- Какие задания вызвали у вас наибольший интерес или затруднения?

- Доволен ли ты тем, как прошел урок?

- Сумел ли ты получить новые знания?

О.З: узнать затруднения по данной теме.

Время: 2 мин.

Режим работы: индивидуальный.


VIII

Информация о домашнем задании: Слайд 9

Домашнее задание на выбор: Задание для первого уровня. – Упражнение № 262: спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку в предложениях.

Задание для второго уровня. - Работа с текстом. Спишите. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.

1) Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем: ты – мне, я – тебе. 2) А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем. Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. 3) Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. 4) Не человек, а сирота вселенская.

Задание для третьего уровня. Напишите небольшое мини-сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.


О.З: научить учащихся работать самостоятельно.

Время: 2 мин.

Режим работы: индивидуальный.


IX

Подведение итогов:

1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?

  • Обратите внимание на эпиграф.

  • Почему автор использует бессоюзное предложение?

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

2) -Сегодня мы с вами говорили о таком качестве человека как доброта. Давайте, вспомним синонимы к этому слову (чтение слов с доски).

Помните: с доброты человек начинается!

Безмерное богатство – доброта.
И пусть ее надолго хватит.
Человек настоящий всегда
Щедро добро свое тратит.


Поощрение, выставление оценок.

Время: 2 мин.






































Приложение


Опорный конспект


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


1.Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,

происходящие последовательно друг за другом или одновременно.

[ ] , [ ].

2.Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).

[ ]; [ ].

3.Двоеточие ставится:

1)


2)


3)




Опорный конспект


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


1.Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,

происходящие последовательно друг за другом или одновременно.

[ ] , [ ].

2.Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).

[ ]; [ ].

3.Двоеточие ставится:

1) вторая часть дополняет содержание первой части. [ ] : [ ].


2) вторая часть поясняет высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно. [ ] : [ ].


  1. второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союз потому что. [ ] : [ ].







.







Самостоятельная работа, с последующей проверкой



Задание : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку - составьте схемы.

1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.

2. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

4. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.


Проверка самостоятельной работы



1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение] (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)

2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение] (вторая часть поясняет высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина] (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союз потому что)

4. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (Это сложносочиненное предложение)














Двоеточие в БСП.



  1.   потому что,

 так как

[  ] : [  ].     2 указывает на причину 1.

Я доверяю любящим: они великодушны.




  1. а именно

[  ] : [  ].     2 раскрывает содержание 1.

Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями.







  1. [  ] : [  ].     2 дополняет смысл 1.

     и увидел

   и услышал

и почувствовал

        и т.д.

Он оглянулся: по дороге шел какой-то человек.






















Домашнее задание на выбор: Задание для первого уровня. – Упражнение № 262: спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку в предложениях.

Задание для второго уровня. - Работа с текстом. Спишите. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.

1) Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем: ты – мне, я – тебе. 2) А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем. Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. 3) Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. 4) Не человек, а сирота вселенская.

Задание для третьего уровня. Напишите небольшое мини-сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.


Домашнее задание на выбор: Задание для первого уровня. – Упражнение № 262: спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку в предложениях.

Задание для второго уровня. - Работа с текстом. Спишите. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.

1) Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем: ты – мне, я – тебе. 2) А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем. Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. 3) Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. 4) Не человек, а сирота вселенская.

Задание для третьего уровня. Напишите небольшое мини-сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Альмукашева Айман Мухамеджановна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства