kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение знаний о местоимении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний о местоимении»



Сценарий урока



1. Организационный этап

Проверка готовности обучающихся к уроку.

- Ребята, посмотрите на своё рабочее место. У вас всё готово к уроку?

Девиз: (хором) В школу мы идём учиться,

Чтобы грамотными стать.

Не лениться, а трудиться –

Самим знанья добывать.


II. Самоопределение к деятельности

Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей...
А стемнеет - ОН придёт.
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет долькою лимонной.
Срок прошёл - плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...

- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна.)

- Это стихотворение про … (местоимения)
- Что такое местоимение? (Часть речи.)


III. Мотивация учебной деятельности. Постановка темы и задач урока

- Дополните эти местоимения. (Я, мы, ты, вы, она, они.)

- Что можете о них сказать? ( Это - личные местоимения.)

- Почему их называют личными? ( Указывают на лицо, которое участвует в речи.)

- Как их ещё называют? ( Местоимение – существительное, не называет предмет, а указывают на него.)

- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?

(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы.)

- Какую роль играет местоимение? (Местоимения помогают объединить предложения в связанный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи.)

- Какими членами предложениями может быть личное местоимение при выполнении разбора предложения по членам предложения? (Подлежащим, дополнением.)

- Сформулируйте тему урока и предположите, чему мы будем учиться на уроке?

(На уроке мы будем повторять и обобщать наши знания о местоимении.)

- Да, ребята, сегодня на уроке мы будем систематизировать и обобщать наши знания по теме: «Местоимение», совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи, развивать орфографическую зоркость, мышление, речь.


IV. Актуализация знаний

Слайд №1 (на доске кроссворд)

1) 1 л., мн.ч., в Д.п. 7) 3 л., ед.ч., в Д.п.

2) 1 л., ед.ч., в Д.п. 8) 3 л., ед.ч., в Р.п.

3) 1 л., мн.ч., в Р.п. 9) 3 л., мн.ч., в И.п.

4) 2 л., ед.ч., в И.п. 10) 3 л., мн.ч., в Р.п.

5) 3 л., ед.ч., в И.п. 11) 1 л., ед.ч., в И.п.

6) 3 л., мн.ч., в Т.п.

- Что можете сказать об этих записях? (Это - грамматические признаки местоимений.)

- На доске кроссворд. Определите местоимение по грамматическим признакам.

(Учитель называет лицо, число и падеж местоимений, дети поочерёдно вписывают их в кроссворд.)




м





е



с


т



о



и





м





е





н





и



я


н

а

м



м

н

е

н

а

с


т

ы


о

н


и

м

и


е

м

у




е

г

о


о

н

и




и

х


я













- Что надо сделать, чтобы узнать лицо, число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах? (Надо поставить личное местоимение в начальную форму.)
- Какой вывод можно сделать? (Личные местоимения изменяются, как имена существительные, по падежам, т. е. склоняются.)

Слайд № 1-2 (Тема урока: «Обобщение знаний о местоимении»

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.


V. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа по теме урока

Слайд № 3- стихотворение

- Прочитайте стихотворение.

Навстречу солнцу и весне

И он, и ты, и я

Идём сегодня по стране,

Как дружная семья.

- Найдите местоимения (он, ты, я)

- Сколько предложений? (Одно)
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
- Что скажите о местоимениях я, ты, он?

- Давайте вспомним местоимения 1, 2, 3 лица. (Ответы детей) (Проверка по слайду №4)

Лицо

Число

Число  

 

Единственное

Множественное

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

- Сделайте вывод. (Местоимения 3 л., ед.ч. изменяются по родам, во мн.ч. местоимения по родам не изменяются)

2. Индивидуальная работа.

- Просклоняйте местоимения я, ты, он, они. (Карточка с заданием у каждого ученика) Задание выполняется письменно.

Падежи

Вопросы

я

ты

он

они

И.п.

кто?

 

 

 

 

Р.п.

кого?

 

 

 

 

Д .п.

кому?

 

 

 

 

В.п.

кого?

 

 

 

 

Т.п.

кем?

 

 

 

 

П.п.

о ком?

 

 

 

 


Слайд №5. Проверка выполнения задания по эталону.

Падежи

Вопросы

я

ты

он

они

И. п.

кто?

я

ты

он

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

его

(у) него

их

(у) них

Д. п.

кому?

мне

тебе

ему

(к) нему

им

(к) ним

В.п.

кого?

меня

тебя

его

(за) него

их

(за) них

Т.п.

кем?

мной

тобой

им

(с) ним

ими

(с) ними

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нём

о них



- Какой вывод вы можете сделать? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква н. Предлоги с местоимением, как и с другими словами, пишутся раздельно. У местоимений не бывает приставок.)


VI. Физкультминутка. Слайд № 6

Стихотворения читает подготовленный ученик. Дети, услышав местоимение, должны подпрыгнуть на месте, хлопнув руками над головой.

1. Аист ест большой арбуз –

С виду алый, а на вкус?

Он и сам не разберёт:

То ли сахар, то ли мёд.

2. Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинула на спинку

Зелёную косынку.

3. Ты не бойся – это гусь,

Я сама его боюсь.

4. Ты не прячься, гриб, в траву.

Всё равно тебя найду!

5. Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

И на них де дуйся, брат,

Сам ты в этом виноват!

6. Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор.


VII. Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Работа по группам (карточки с заданиями)

- Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.



1 группа Интересная история

Однажды … шёл по лугу. Ко … подлетела ласточка. … кружилась над головой, задевала … за плечо, жалобно кричала, словно … отнял у … птенца, и … требовала отдать … обратно. … не понимал, что … нужно. Об этом … рассказал деду, а … посмеялся надо … и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет … в траве, а летает около человека и ловит насекомых на лету.




Слайд 7 Проверка Интересная история

Однажды я шёл по лугу. Ко мне подлетела ласточка. Она кружилась над головой, задевала меня за плечо, жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца, и она требовала отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Об этом я рассказал деду, а он посмеялся надо мной и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а летает около человека и ловит насекомых на лету.



2 группа Медвежонок и лягушка

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг … остановился. Перед … сидела большая лягушка. … только недавно проснулась от зимней спячки. Медвежонок потянул к … лапу. Лягушка прыгнула в сторону. Мишка принял это за игру с … и тоже сделал скачок. … опять прыгнула в сторону. И … за ней. Так … добрались до лужи. Лягушка прыгнула в бегущий ручей и исчезла в … . Медвежонок долго ждал … .

Но … больше не появилась.



Слайд № 8 Проверка Медвежонок и лягушка

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела большая лягушка. Она только недавно проснулась от зимней спячки. Медвежонок потянул к ней лапу. Лягушка прыгнула в сторону. Мишка принял это за игру с ней и тоже сделал скачок. Она опять прыгнула в сторону. И он за ней. Так они добрались до лужи. Лягушка прыгнула в бегущий ручей и исчезла в нём. Медвежонок долго ждал её. Но она больше не появилась.



VIII. Включение в систему знаний и повторение

1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 66, упр. №3

- Прочитайте задание к упражнению.

- Назовите басни.

- Что нужно сделать в упражнении? (Списать, вставить местоимения в предложения.)


- Какие местоимения пропущены в первом отрывке? Во втором? В третьем?

- Какие местоимения вставили в предложения?

- Разберите любое местоимение как часть речи. (Один ученик работает у доски)

2. Словарно-орфографическая работа.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 35, упр. №79

- Прочитайте задание к упражнению.

- Что нужно сделать в упражнении?

- О каком сходстве местоимения с именем существительным вы можете сказать?

(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы.)

- Что можете сказать об этих словах? (Это словарные слова.)

- Составьте предложения.

- Назовите словосочетания.



VII. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

- Давайте составим «портрет» местоимения.

Слайд 9

- Заверши определения.

1. Местоимение – это __________________________.

2. Личные местоимения бывают ____ , _____ и _______________.

3. Личные местоимения указывают на ________________________________________.

4. Личные местоимения изменяются по________________________________________

___________________________________________________________________________ .

5. Начальная форма местоимения – это ________________________________________ .

6. Предлоги с личными местоимениями пишутся ___________________ .

7. После предлогов у местоимений 3-го лица пишется __________________ .



Слайд №10

1. Местоимение – это часть речи.

2. Личные местоимения бывают 1, 2 и 3-го лица.

3. Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его.

4. Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.

5. Начальная форма местоимения – это форма именительного падежа.

6. Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.

7. После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква н.



XIII. Рефлексия

- Чем полезен был урок-обобщение?
- Какие задания были интересными?
- За что вы можете похвалить себя?

- Что вас огорчило?

Домашнее задание на выбор:

Рабочая тетрадь стр. 37, упр. № 83

- Какой праздник в марте отмечает весь мир?

- Напишите мини-сочинение «Лучшая мама на свете».



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение знаний о местоимении

Автор: Александрова Нина Владимировна

Дата: 27.02.2018

Номер свидетельства: 460020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) ""Обобщение знаний о местоимении" "
    ["seo_title"] => string(39) "obobshchieniie-znanii-o-miestoimienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "151899"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420783216"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Обобщение знаний о местоимении" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-obobshchieniie-znanii-o-miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "191372"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298237"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Обобщение знаний о местоимении "
    ["seo_title"] => string(37) "obobshchieniie-znanii-o-miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "103689"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402601590"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок – аукцион. Обобщение знаний о частях речи."
    ["seo_title"] => string(54) "urok-auktsion-obobshchieniie-znanii-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "252179"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341314"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_putieshiestviia_po_russkomu_iazyku_v_4_klassie_obobshchieniie_zn"
    ["file_id"] => string(6) "454648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517747488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства