Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»
Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»
Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»
Конспект данного урока поможет учителю в подготовке и проведению урока по теме: «Обобщение знаний о местоимении». На уроке учащиеся будут учиться правильно оформлять свои мысли, работать над пониманием морфемной структуры слова. Составляющие урока способствуют развитию интеллектуальных и коммуникативных общеучебных умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: Сегодня отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо.
Здравствуйте, друзья!
Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытливых и находчивых. А главное, знающих людей. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придётся преодолеть различные препятствия.
Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно пройдёте все испытания, расскажете всё, что обо мне знаете, я буду рада приветствовать вас в моём Дворце.
Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешествия вы будете получать ключик. Команда, набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота. В добрый путь!
Королева Местоимения.
II. I этап «Пещера загадок».
Чтобы преодолеть это препятствие, необходимо отгадать загадки. Отгадки следует написать на лист. Капитан команды пишет ответ на смарт-доске.
Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы).
Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь-я).
Первый слог слова – личное местоимение 1-го лица. Второй слог этого слова – название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Я-корь).
Первый слог – личное местоимение 2-го лица. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – название овоща. (Ты-ква).
Первый слог слова – личное местоимение 1-го лица, второй и третий – синоним к слову «горе». Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда).
Первый слог слова – личное местоимение 1-го лица, второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я-щик).
В каком местоимении два звука, одна буква? (Я).
За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось животное из породы грызунов. (За-я-ц).
Подведение итогов.
III. II этап «Лесные премудрости».
Замените существительное личным местоимением.
1 команда.
Орёл свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне.
2 команда.
Самое маленькое гнездо вьёт королёк. Королёк сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.
3 команда.
Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свили гнёздышко на берёзовой ветке. Птица убрала его мягким пухом.
Задание: сделать полный синтаксический разбор предложения, дать ему характеристику.
Вопросы:
Почему вы заменили имя существительное местоимением?
Какими членом предложения может быть местоимение?
Подведение итогов.
IY. IIIэтап «Поляна сказок».
Каждый ученик получает карточку с заданием:
Прочитайте текст. Из какой сказки эти строки, назовите автора. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.
Карточка для 1 команды
Приплыла к (он) рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Воротился старик ко старухе,
Рассказал (она) великое чудо.
Задания:
Подберите из текста слова к схеме:
(Старик).
Найдите в предложениях однокоренные слова. (Старче, старуха).
Карточка для 2 команды
Не посмел я взять с (она) выкуп,
Отпустил (она) в синее море.
Не умел ты взять выкупа с рыбки,
Хоть бы взял ты с (она) корыто.
Задания:
Найдите слова с суффиксом –к-. (Рыбка).
Подберите и запишите 2 однокоренных слова.
Карточка для 3 команды
На (он) прикрикнула старуха,
На конюшню служить (он) послала.
Старичок к старухе воротился,
Что ж. Пред (он) царские палаты.
Задания:
Разберите слово царские по составу.
Подберите и запишите два однокоренных слова. (Царь, царица).
Вопрос: Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно).
Вывод.
Весёлый привал (физкультминутка).
Y. IYэтап «Гора грамотности».
Задание:
Написать местоимения в нужном падеже. Каждый ученик команды пишет на карточках, коллективный ответ оформляют на экране.
1 команда 2 команда 3 команда
С (ОН) Т.п. У (ОН) Р,п. К (ОНА) Д.п.
У (ОНА) Р.п. НАД (ОНА) Т.п. НАД (ОН) Т.п.
ПЕРЕД (ОН) Т.п. К (ОН) Д.п. О (ОН) П.п.
ЗА (ОНА) Т.п. О (ОНА) П.п. ОТ (ОНА) Р.п.
(Проверка на смарт-доске).
Что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, когда они стоят в косвенных падежах?
Мы подошли к воротам дворца королевы Местоимении.
YI. Подведение итогов.
Учитель: вспомним, что мы узнали о королеве Местоимении. Расскажите, пользуясь планом:
Значение.
Вопросы.
Постоянные признаки.
Как изменяется.
Роль в предложении.
Учитель: Мы многое узнали о королеве Местоимении и подошли к её дворцу.
Команда, получившая большее число ключиков, открывает дворцовые ворота.
(Звучит запись голоса).
Дорогие ребята!
Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну Слов. Поможет вам в этом мой подарок!
До встречи на страницах учебника.
Королева Местоимения.
Учитель напоминает детям, что у королевы Местоимении сегодня день рождения и предлагает дома написать личное письмо-поздравление и поблагодарить её за гостеприимство и за интересное путешествие.
Список использованной литературы
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение, 1991.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Издательство «Просвещение», 1985.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.
Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.