kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»

Конспект данного урока поможет учителю в подготовке и проведению урока по теме: «Обобщение знаний о местоимении». На уроке учащиеся будут учиться правильно оформлять свои мысли, работать над пониманием морфемной структуры слова. Составляющие урока способствуют развитию интеллектуальных и коммуникативных общеучебных умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка











Конспект урока-путешествия по русскому языку

в 4 классе

«Обобщение знаний о местоимении»

























подготовила

учитель начальных классов

Шкут Елена Васильевна




г. Липецк

2015 г.

Задача.

Углубить знания учащихся о местоимении.


Цели.

  • Совершенствовать знания учащихся в правильном употреблении местоимений в речи.

  • Развивать умения учащихся работать в группе.

  • Воспитывать стремление детей к успеху в учёбе.


Форма работы: в малых группах.


Оборудование: карточки, ноутбук, проектор, экран, мультимедиа.





Ход урока.


I. Сообщение задачи урока.


Учитель: Сегодня отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо.


Здравствуйте, друзья!

Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытливых и находчивых. А главное, знающих людей. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придётся преодолеть различные препятствия.

Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно пройдёте все испытания, расскажете всё, что обо мне знаете, я буду рада приветствовать вас в моём Дворце.

Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешествия вы будете получать ключик. Команда, набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота. В добрый путь!

Королева Местоимения.


II. I этап «Пещера загадок».


Чтобы преодолеть это препятствие, необходимо отгадать загадки. Отгадки следует написать на лист. Капитан команды пишет ответ на смарт-доске.

  1. Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы).

  2. Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь-я).

  3. Первый слог слова – личное местоимение 1-го лица. Второй слог этого слова – название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Я-корь).

  4. Первый слог – личное местоимение 2-го лица. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – название овоща. (Ты-ква).

  5. Первый слог слова – личное местоимение 1-го лица, второй и третий – синоним к слову «горе». Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда).

  6. Первый слог слова – личное местоимение 1-го лица, второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я-щик).

  7. В каком местоимении два звука, одна буква? (Я).

  8. За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось животное из породы грызунов. (За-я-ц).

Подведение итогов.


III. II этап «Лесные премудрости».


Замените существительное личным местоимением.

1 команда.

Орёл свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне.

2 команда.

Самое маленькое гнездо вьёт королёк. Королёк сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.

3 команда.

Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свили гнёздышко на берёзовой ветке. Птица убрала его мягким пухом.

Задание: сделать полный синтаксический разбор предложения, дать ему характеристику.

Вопросы:

  • Почему вы заменили имя существительное местоимением?

  • Какими членом предложения может быть местоимение?

Подведение итогов.


IY. IIIэтап «Поляна сказок».


Каждый ученик получает карточку с заданием:

Прочитайте текст. Из какой сказки эти строки, назовите автора. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.





Карточка для 1 команды

Приплыла к (он) рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»


Воротился старик ко старухе,

Рассказал (она) великое чудо.

Задания:

  • Подберите из текста слова к схеме:

(Старик).

  • Найдите в предложениях однокоренные слова. (Старче, старуха).


Карточка для 2 команды

Не посмел я взять с (она) выкуп,

Отпустил (она) в синее море.


Не умел ты взять выкупа с рыбки,

Хоть бы взял ты с (она) корыто.


Задания:

  • Найдите слова с суффиксом –к-. (Рыбка).

  • Подберите и запишите 2 однокоренных слова.


Карточка для 3 команды

На (он) прикрикнула старуха,

На конюшню служить (он) послала.


Старичок к старухе воротился,

Что ж. Пред (он) царские палаты.


Задания:

  • Разберите слово царские по составу.

  • Подберите и запишите два однокоренных слова. (Царь, царица).

Вопрос: Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно).


Вывод.

Весёлый привал (физкультминутка).


Y. IYэтап «Гора грамотности».


Задание:

Написать местоимения в нужном падеже. Каждый ученик команды пишет на карточках, коллективный ответ оформляют на экране.

1 команда 2 команда 3 команда

С (ОН) Т.п. У (ОН) Р,п. К (ОНА) Д.п.

У (ОНА) Р.п. НАД (ОНА) Т.п. НАД (ОН) Т.п.

ПЕРЕД (ОН) Т.п. К (ОН) Д.п. О (ОН) П.п.

ЗА (ОНА) Т.п. О (ОНА) П.п. ОТ (ОНА) Р.п.


(Проверка на смарт-доске).

  • Что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, когда они стоят в косвенных падежах?

Мы подошли к воротам дворца королевы Местоимении.


YI. Подведение итогов.


Учитель: вспомним, что мы узнали о королеве Местоимении. Расскажите, пользуясь планом:

  1. Значение.

  2. Вопросы.

  3. Постоянные признаки.

  4. Как изменяется.

  5. Роль в предложении.


Учитель: Мы многое узнали о королеве Местоимении и подошли к её дворцу.

Команда, получившая большее число ключиков, открывает дворцовые ворота.

(Звучит запись голоса).

Дорогие ребята!

Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну Слов. Поможет вам в этом мой подарок!

До встречи на страницах учебника.

Королева Местоимения.


Учитель напоминает детям, что у королевы Местоимении сегодня день рождения и предлагает дома написать личное письмо-поздравление и поблагодарить её за гостеприимство и за интересное путешествие.


Список использованной литературы


  1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение, 1991.

  2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Издательство «Просвещение», 1985.

  3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.

  4. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шкут Елена Васильевна

Дата: 04.02.2018

Номер свидетельства: 454648


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства