Цель: обобщить знания детей о предложении, о грамматической основе предложений; развивать умение выделять предложения в тексте.
Задачи:
Образовательная: актуализировать, систематизировать и обобщить знания учащихся, приобретённые при изучении раздела «Предложение»
Развивающая: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений.
Воспитательная: повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в группе, уважать мнение товарищей.
Познавательные УУД: актуализировать, систематизировать и обобщить знания учащихся, приобретённые при изучении раздела «Предложение» («Главные и второстепенные члены предложения», «Подлежащее и сказуемое», «Распространённые и нераспространённые предложения»).
Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;
Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания
Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия.
Ход урока.
- Орг. момент.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
- У нас гости. Покажем им как мы умеем работать.
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
2. Актуализация знаний. (звучит музыка). Определение темы урока.
- Кто же это пришёл к нам на урок? (слайд 1)
- Миша и Маша тоже решили сегодня поучиться с нами. Итак, начинаем наш урок.
- Запишите число, классная работа.
- Чтобы догадаться какую букву будем писать на минутке чистописания, надо разгадать ребусы. (слайд 2)
машина(картинка) ш=л, м ёж(картинка) ж=д малина, мёд
- Что общего в написании этих слов? (начинаются с буквы м)
- Что можете рассказать про эту букву?
- Определите последовательность элементов, пропишите. (минутка чистописания)
- Найдите словарное слово. Объясните его написание. Какая ещё орфограмма встретилась в написании этого слова?
- С этими словами составьте предложение. Докажите, что это предложение. (слайд 3)
Миша едет на машине за мёдом.
- Что надо знать, чтобы правильно записать предложение?
- Запишите предложение.
- Кто догадался, какова будет тема нашего урока?
- Какую цель поставим для себя?
- Действительно на последних уроках мы работали с предложениями и узнали о них много нового. Теперь все эти знания нам надо обобщить. (слайд 4)
- А зачем надо знать, что такое предложение, как его составить, записать?
3. Работа над темой урока.
- Перед вами карточки с текстом ( одна на парту). Посмотрите внимательно, что надо сделать? Кто догадался?
Наступила осень Маша пошла в школу на уроках девочка очень старалась Миша хвалил Машу
Работа в парах. (слайд 5)
- Проверим. (пара по очереди читают предложения)
- Есть ли другие мнения?
- Ещё раз проверьте себя, Маша и Миша тоже справились с заданием. (слайд 6) Оцените себя. Кто всё сделал правильно на полях поставьте -!; 1 ошибка -+; больше ошибок - - .
- У кого нет ошибок? 1 ошибка? Больше? Надо ещё потренироваться.
4. Физминутка. (слайд 7)
5. Продолжение работы над темой урока.
- А без чего не может быть ни одного предложения?
- Что такое грамматическая основа?
- Что такое подлежащее? Сказуемое?
- Подчеркните самостоятельно главные члены предложения. Можно помочь друг другу если есть сомнения.
- Маша и Миша тоже справились с заданием, и я уже проверила их работу.
(слайд 7)
- Оцените себя.
- Чем отличаются первое и второе предложения? Как называются такие предложения?
- Устно распространите предложение МАША ПИШЕТ.
- Что ещё не вспомнили о предложении?
- Я предлагаю вам составить «солнышко» (кластер) в котором вы оформите всё, что вы знаете о предложении.
- Давайте вспомним правила работы в группе. (слайд 8)
Работа в группах. (слайд 9)
Каждая группа выходит и представляет свой кластер.
- Маша и Миша составили свой кластер. Вот что у них получилось. (слайд 10)
6. Итог урока. Рефлексия.
- Вспомните какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли ли мы нашей цели?
- Результатом стал наш кластер, который будет у каждого и вы всегда сможете подсмотреть, если что-нибудь забудете.
- У вас на столах жёлтые и зелёные конверты. У кого всё получалось на уроке, было легко и всё понятно – откройте зелёный конверт, кто испытывал затруднения – жёлтый. Прочитайте.
- Мише и Маше понравилось работать с нами и они ещё не раз придут к нам в гости. А сейчас они прощаются с нами. Вы все – молодцы! Спасибо за урок.