Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях. »
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: «Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях».
Цели:
Обучающие:
-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.
2. Развивающие:
- закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;
-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения;
-развитие пунктуационной зоркости.
3. Воспитательные:
-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.
Тип учебного занятия: урок закрепления знаний.
Оборудование: рабочий лист урока, таблица самоанализа знаний, рисунки к фразеологизмам.
Ход урока
I.Организационное начало
II.Актуализация знаний
1) Диктант с буквенными обозначениями.
- Какие предложения называют простыми, а какие – сложными?
Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
Проверка:
С
П
П
С
П
С
- Каков результат? Кому необходимо повторить данный материал?
- Кто был внимателен и заметил, какими были все сложные предложения? (БСП)
III.Сообщение темы и цели урока
Ребята, сегодняшний урок – урок обобщения ранее изученных знаний. Поэтому цель нашего урока – обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.
Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
-Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.
(объяснить смысл высказывания).
IV.Закрепление
1) фронтальный опрос
- Чем соединяются и как отделяются простые предложения в составе БСП?
- Расскажите о знаках препинания в БСП?
2) объяснительный диктант
Будешь книгу читать – будешь всё знать.
Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют.
Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.
Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.
Шофёр нажал на тормоз – машина не остановилась.
3)индивидуальная творческая работа (по вариантам).
- Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.
1 вариант
А) Вчера нам сказали… (дополнение).
Б) Здесь нельзя проехать… (причина).
2 вариант
А) Нас охватило чувство страха… (причина)
Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).
Физминутка (инсценировка фразеологизмов)
Что такое фразеологизм? (воспроизводимая значимая единица речи, состоящая из двух или более слов, целостная по своему значению и устойчивая в своём составе и структуре). Приведите примеры.
Плачет в три ручья, хромает по арифметике, пляшет под чужую дудку, смотрит сквозь пальцы, водить за нос, медведь на ухо наступил, кипит от негодования, прикуси язык, не находить себе места, заметает следы.
4)Выборочный диктант (контроль проводится путем взаимопроверки).
- Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант. (У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)
Тире
Двоеточие
Противопоставление
Причина
Время
Пояснение
Условие
Дополнение
Следствие
Быстрая смена событий
Сравнение
Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
Молвит слово – соловей поёт.
Настанет вечер – загорятся на небе звезды.
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.
Спать долго – жить с долгом.
Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.
Сверкнула молния – грянул гром.
Ответы:
Тире
Двоеточие
Противопоставление – 1
Причина – 5
Время – 4
Пояснение – 6
Условие –7
Дополнение –8
Следствие –2
Быстрая смена событий - 9
Сравнение -3
5) подготовка к ГИА
1) В9.Среди предложений 28-34 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30) А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31) А потом всё, что находится в коридоре воле столика. (32) Наконец мы дождались: позвонил папа. (33) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34) Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.
2) В9.Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности…
3) В9.Среди предложений 17-19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающего поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.
4) В9.Среди предложений 24 -30 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер предложения.
(24)Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и болеют. (25)Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа.
- (26)Видел бы ваш покойный супруг! (27)Он-то ведь до этой своей болезни…нежил и баловал вас, как дитя!
(28)Нежность, однако, не изнежила маму, а баловство не избаловало. (29)Она жила на износ так, будто износа быть не могла: она прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.
- (30)Врач – не только профессия, но и образ жизни, - уверяла она.
V Подведение итогов урока
Оценка
1.Знание теоретического материала
2.Умение определять смысловые отношения в БСП
3.Умение конструировать БСП
4.Умение находить БСП в тексте
О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?
Почему так называются такие предложения?
Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?
Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?
Что показалось наиболее легким?
VI. Домашнее задание.
с.113 упр.253, подготовиться к контрольной работе по теме: «Сложное предложение»