Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гамалеевская средняя общеобразовательная школа № 1 Сорочинского района Оренбургской области
Урок проведен по УМК «Школа России», автор учебника Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, 2 класс. Данный урок четвёртый в разделе «Разделительный мягкий знак». Урок способствует совершенствованию знаний о правописании разделительного мягкого знака, способствует закреплению умения распознавать данную орфограмму в словах и речи. На уроке используется ИКТ и занимательный материал, способствующий развитию познавательных способностей учащихся. Этот урок находится в тесной взаимосвязи с предыдущими темами: «Йотированные гласные буквы е, ё, ю, я.» и «Обозначение мягких согласных на письме мягким знаком»
Организационное начало урока. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Возьмитесь за руки и выскажите друг другу добрые пожелания на урок. | Эмоционально готовятся к уроку. | Регулятивные: Волевая саморегуляция. Коммуникативные6 Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. |
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Что за буква, кто узнает, Звука не обозначает. Может только показать, Как согласную читать. Перед Е,Ё,И,Ю,Я Я в словах стою друзья. Воробьи, семья, жильё – Перед Я,И,Е,Ю,Ё. Он носит вместо шапки Весёлый колпачок. И ростом он всего лишь С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней Идёт в лесу ночном. Не ошибёшься, если Ты скажешь: -Это... Его зовут Разделительный Мягкий Знак. Он просит вас помочь ему разыскать его братьев. Их было шесть. Все они тоже – Разделительные Мягкие Знаки. Они спрятались. Если вы сумеете найти их всех, то научитесь безошибочно определять наличие разделительного мягкого знака в словах. | Это буква мягкий знак. Мягкий знак – показатель мягкости. Это разделительный мягкий знак. Высказывание учащихся. Гном Слайд 3. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование. Познавательные: умение струтуировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование. Познавательные: умение струтуировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Первичное закрепление. |
Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак? Как звучат согласный и гласный, когда появляется разделительный ь? Разделительный мягкий знак – это орфограмма. Как выделяем её на письме? Выдаёт детям карточки: мья нь дь льд пьё сьм чьи вью льш вь льё льц вье Найдите слоги с разделительным ь, выпишите их, соблюдая правильный наклон и соединения между ними. Как определили слоги с разделительным мягким знаком? Слайд 4. Демонстрирует 2-го гномика. Вихрем снежным закружит, Выходить нам не велит. Дверь плотнее закрывай, Зимний ветер не впускай! Вот спешит с нектаром пчелка В этот теремок И летит с жужжаньем в щелку - Узенький леток. Тот, кто любит сладкий мед, Теремок мне назовет. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... Очень любит есть бананы. Это точно … Бабушка из сладких ягод Наварила что-то. И его нам хватит на год К чаю и в компоты. Демонстрирует 3-го гномика Слайд 6. Слайд 7. | Разделительный мягкий знак пишется между согласными и гласными е, ё, ю, я, и. Раздельно. Гласный распадается на 2 звука, слышится звук Й.
Мягкий знак подчёркиваем одно чертой, следующую за ним гласную – двумя чертами. Работа в парах. Разделительный ь стоит между согласной и гласной. Вьюга Ульи Семья Обезьяна Варенье 4-й гномик спрятался в названиях картинок. Работа в группах. Хлопья, деревья, семья, листья, муравьи. Сосулька, кольцо, мальчик, коньки. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. |
Физ. минутка. Послушайте внимательно слова. Если слово с разделительным мягким знаком - похлопайте в ладоши. Если в слове употребляется мягкий знак, обозначающий мягкость согласного – потопайте. Пень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь, огоньки, ручьи, пальто, новоселье, чириканье. |
Первичное закрепление знаний. |
Слайд 8. Демонстрирует 4-го гномика, даёт прочитать записку от 5-го гномика, Проводится игра «Один – много». Учитель называет слово и бросает мяч ученику: Друг, дерево, лист, брат, сук, колос, звено, перо, прут. Слайд 9. После игры на слайде появляются слова во множественном числе, которые дети записывают в тетради. Слайд 10. Демонстрирует 5-го гномика, даёт ученику прочитать записку от 6-го. Слайд 11. Объясняет задание: Вьюга, гостья, друзья, хлопья, перья, Илья. Слайд 12. Демонстрирует 6-го гномика, даёт ученику прочитать записку от 7-го. Объясняет задание: | 5-й гномик спрятался в словах множественного числа. Ловят мяч, называют новое слово, бросают мяч учителю. 6-ой гномик спрятался в делении слов для переноса. Самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Слайд 11. 7-й гномик спрятался в ответах теста. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. |
Итог урока. Рефлексия. |
- Чему вы научились на уроке? - Какие затруднения у вас возникли? - Кому было трудно выполнить задания? - Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания? На сегодняшнем уроке я узнал... На этом уроке я похвалил бы себя за... После урока мне захотелось... Сегодня я сумел... | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность. | Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Дорожная карта урока | Дорожная карта урока |
Упражнение 1. мья нь дь льд пьё сьм чьи вью льш вь льё льц вье | Упражнение 1. мья нь дь льд пьё сьм чьи вью льш вь льё льц вье |
Упражнение 2. | Упражнение 2. |
Упражнение 3. Слайд 7. Работа с картинками | Упражнение 3.Слайд 7 Работа с картинками |
Упражнение 4. Игра с мячом. «Один – много». Списать слова. Слайд 9 | Упражнение 4. Игра с мячом «Один – много». Списать слова. Слайд 9. |
Упражнение 5.Слайд 11. Вьюга, гостья, друзья, хлопья, перья, Илья. | Упражнение 5. Слайд 11 Вьюга, гостья, друзья, хлопья, перья, Илья. |
Упражнение 6. Слайд 13. Тест. | Упражнение 6. Слайд 13. Тест. |