kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Разделительный мягкий знак.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1) сформировать способность к написанию слов с разделительным мягким знаком;

2) тренировать способность написания слов с мягким знаком- показателем мягкости;

3) повторить применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова;

4) Развивать мыслительные операции: аналогию,сравнение, обобщение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Разделительный мягкий знак.»

Тема урока: Разделительный мягкий знак.

«Русский язык», 2 класс

Тип урока: ОНЗ

Цели урока:

1) сформировать способность к написанию слов с разделительным мягким знаком;

2) тренировать способность написания слов с мягким знаком- показателем мягкости;

3) повторить применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова;

4) Развивать мыслительные операции: аналогию,сравнение, обобщение.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин.)

Цель: 1.мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

2.Определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе I.

«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», - сказал И. Гёте, немецкий писатель.

- Так давайте начнем с мудрого изречения:

На доске: «Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает». (читает ученик)

- Ребята, это афоризм, мудрое изречение. Как вы понимаете эти строчки?

- Хотите ли вы, чтобы ваши знания были прочными и надолго?

- Что вам поможет в этом? (Активность, т. е. учеба с удовольствием, с желанием; шаги учебной деятельности; сообразительность, умение решать проблемы…)

- Вот сегодняшний урок - урок загадок и отгадок, вопросов и ответов поможет нам сделать открытие.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.)

Цель: 1.актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

2.повторить знания о мягком знаке-показателе мягкости;

3.организовать самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия.

Организация учебного процесса на этапе II.

1.Откройте тетради и запишите число и классная работа.

2.Чистописание.

- И вот первая загадка!

6 7 10 32 33 30
е ё и ю я ?

-Что могут обозначают эти цифры? (Порядок букв в алфавите)
- Значит, что должно быть на месте вопроса? (Буква ь)

- Пропишем строчные буквы в таком же порядке: её и юя ь её и юя ь её и юя ь

- Что объединяет эти буквы? (Все обозначают мягкость согласного)

- На какие две группы можно их разделить? (Гласные и ь)

- Что вы знаете про мягкий знак? ( не имеет звука, обозначает мягкость согласного)

-Где может стоять в словах? (На конце и в середине слова)

-Посмотрите на схему, что она показывает?

-Что мягкий знак стоит в конце слова.

-Посмотрите на вторую схему. Что она показывает?

-Мягкий знак стоит в середине слова.

-Как называется такой мягкий знак?

-Мягкий знак-показатель мягкости.

-Между какими буквами он стоит во второй схеме?

-Между согласными.

3. Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на все мои вопросы. Но я вам приготовила следующее испытание.

-Я буду вам диктовать слова, а вы будете записывать только те слова, которые подходят под наши схемы. Все записывают в тетради, Саша Б. у доски, объясняя, какое слово ты пишешь и к какой схеме оно подходит. Готовы? Желаю удачи!

-Молоко, медведь, пальто, одежда, тетрадь, ученик, мальчик, морковь.

-Что объединяет эти слова?

-Все слова обозначают предмет, во всех словах есть непроверяемая безударная гласная и ь- показатель мягкости, во всех 2 слога.

-На какие две группы можно разделить эти слова? Назовите эти группы.

-Одушевленные и неодушевленные предметы.

-Слова с ь в середине и на конце слова.

-Значит где пишется ь- показатель мягкости? (в середине и на конце слова)

-Запишем еще одно слово на наши листочки: вьюга. (Дети на листочках фломастером пишут это слово и показывают)

-Покажите, как вы написали?

-Вьюга (вывешиваю один листочек на доске )

-У кого так же написано? Покажите друг другу.

-У кого написано по-другому? Покажите (вюга)-вывесить на доску.

-Что же у нас получилось?

-Слово одно, а записано по –разному.

-А такое может быть? (нет)




  1. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.)

Цель: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения правила о разделительном мягком знаке.

2. Согласовать цель урока.

Организация учебного процесса на этапе III.




-Какие орфограммы мы встретили при выполнении последнего задания?

-Непроверяемая безударная гласная, мягкий знак-показатель мягкости.

-Есть ли такая орфограмма в слове вьюга?

-Нет.

-Но мы записали слово по-разному. Что это значит?(В слове есть какая-то орфограмма)

- Кто знает, что это за орфограмма?

- Какова же цель нашего урока? ( Повторить орфограмму о разделительном мягком знаке, построить алгоритм)

-Давайте разбираться, а тему урока сформулируем позже.




VI. Построение проекта выхода из затруднения(10 мин)

Цель: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания слов с разделительным мягким знаком.

2. Согласовать тему урока.

3. Зафиксировать алгоритм в знаковой и вербальной форме.

Организация учебного процесса на этапе VI.

-Послушайте, как звучит это слово. вьюга

-Все ли согласные в слове сливаются с гласными?

-Нет. Согласная в и гласная ю читаются не слитно.

-Как это показать на письме?

-Поставить между ними мягкий знак.

-Для чего мы его поставим сюда?

-Чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным.

-Как мы называем такой мягкий знак? (Разделительный)

-И тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак)

Какова же цель урока? (Повторить написание слов с разделительным мягким знаком)

- Кто сразу написал слово вьюга правильно, поднимите руки? Молодцы!

Перед какой гласной написали ь? (Перед гласной ю)

- Перед какими еще гласными пишется разделительный мягкий знак?

-Давайте ответим на этот вопрос, выполнив следующее задание.

Работа в парах.

- Рассмотрите картинки (стулья, варенье, бельё, ульи).

-Запишите слова на листочки: один записывает, другой проверяет.

-Ваша задача- сделать вывод, когда же пишется разделительный мягкий знак?

-Выберите того, кто у вас будет отвечать. (Спрашиваю 3 ученика)

ВЫВОД: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я, е, ё, и, ю, если в слове нет слияния согласного с гласным.

(Учитель вывешивает эталон на доску)

Ь е ё ю я и

- Сможем ли мы теперь составить алгоритм действий при написании слов с разделительным ь? С чего начинали?

Медленно произнеси слово


Вслушайся в звучание слова

Все ли гласные сливаются с согласными?




нет

да







не пиши ь напиши ь




Физминутка. (под музыку)

V. Первичное закрепление во внешней речи.(4-5мин)

Цель: зафиксировать способ написания слов с разделительным мягким знаком в громкой речи.

Организация учебного процесса на этапе V.




- Хотите проверить, как работает наш алгоритм? Предлагаю следующие упражнения:

- Вставьте слова с разделительным ь, которые подходят по смыслу. Обьясните по алгоритму, почему необходимо вставить в слово ь? Напишите в тетради.

На деревьях появились молодые листья. (один ученик на доске комментирует, остальные в тетради)

Муравьи дружно строят свой дом-муравейник.

Весной так чудно поют соловьи. (устно объяснить ,пишут по вариантам)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (4-5мин.)

Цель: 1.Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

2. Проверить умение писать слова с разделительным мягким знаком.

Организация учебного процесса на этапе VI.

- Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и потом проверить его. Используйте алгоритм. Желаю успеха!

1 в-нт: В лужах купаются воробьи.

2 в-нт: Котик пришел к ручью напиться.

-Спишите предложения и вставьте подходящие по смыслу слова.

Проверка.

- Кто допустил ошибки при выполнении задания?

- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания Ь, пользоваться алгоритмом).

- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+».

- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».

- Очень веселые получились предложения. Ясные и солнечные как весенние дни. Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Как же мы можем применить новое знание? (Использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах.)

VII. Включение в систему знаний, повторение(4-5мин)

Цель: 1. Тренировать способность находить слова с разделительным мягким знаком и правильно их писать.

2. Закреплять умение различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости.

Организация учебного процесса на этапе VII.

1.Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? «Весной дождь прольет – капли не видать». Объясните написание слов с пропущенными буквами.

- А теперь спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

2.Взаимопроверка. Если все правильно написано, поставьте себе на полях +.

3. Выполните упражнение356,с.77

-Прочитайте задание.

-Постарайтесь правильно расставить слова в два столбика. Желаю успеха.

(два ученика пишут по столбику за доской)

-Проверка. Стоп! Положите ручки. Кто сколько успел написать.

-Прочитайте слова первого столбика. Какую роль выполняет здесь ь?

-Прочитайте слова второго столбика. Какую роль выполняет здесь ь?

-Кто нашел у себя ошибки и исправил, поставьте себе +.

- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».

VIII. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин.)

Цель: 1. Зафиксировать новый алгоритм написания разделительного мягкого знака.

2. Оценить результаты учебной деятельности.

3. Согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе VIII.

- Какую роль выполняет мягкий знак в слове ?

-Где пишется разделительный ь?

- Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания Ь).

- Достигли мы цели?

- С какой пословицы мы начали урок?

(«Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает»).

- Получили ли вы удовольствие от работы? Работали с радостью, старались понять, значит, это надолго. Молодцы!

-Нарисуйте орфографическую горку в тетрадях на полях.

-У кого были затруднения в работе? (Дети поднимают руку)

-Вы стоите у подножия орфографической горки. Поставьте знак ?.

-Вы хорошо усвоили алгоритм написания разделительного мягкого знака, но вам нужна помощь учителя. Вы стоите на склоне горы. Поставьте знак +.

-Вы научились работать по алгоритму , умеете писать слова без ошибок и можете объяснить другу. Вы поднялись на вершину горы. Поставьте знак+.

-Как вы думаете, нужно ли нам потренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком? (Ответы детей)

Домашнее задание: кто поднялся на вершину горы – дома придумает 5 предложений, в каждом должно быть слово с разделительным мягким знаком. Кому было трудно –выполните упражнение в учебнике (с.76, упр.355)

-Урок окончен. Спасибо за работу!

+




+




?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Разделительный мягкий знак.

Автор: Лабазанова Нурият Ахмедовна

Дата: 01.09.2021

Номер свидетельства: 586155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме :"Разделительный мягкий знак". "
    ["seo_title"] => string(93) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-razdielitiel-nyi-miaghkii-znak"
    ["file_id"] => string(6) "223572"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1437862241"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)"
    ["seo_title"] => string(80) "diffierientsirovaniie_samostoiatiel_noi_raboty_na_urokakh_russkogho_iazyka_po_ti"
    ["file_id"] => string(6) "390071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486669756"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по русскому языку по теме "Разделительный мягкий знак""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_po_teme_razdelitelnyi_miagkii_znak"
    ["file_id"] => string(6) "494816"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547209158"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак» 2 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "proverochnaia_rabota_po_teme_razdelitelnyi_miagkii_znak_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "540229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1582043482"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "разделительный мягкий знак "
    ["seo_title"] => string(32) "razdielitiel-nyi-miaghkii-znak-1"
    ["file_id"] => string(6) "143563"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418559422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства