Цель: 1.мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;
2.Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе I.
«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», - сказал И. Гёте, немецкий писатель.
- Так давайте начнем с мудрого изречения:
На доске: «Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает». (читает ученик)
- Ребята, это афоризм, мудрое изречение. Как вы понимаете эти строчки?
- Хотите ли вы, чтобы ваши знания были прочными и надолго?
- Что вам поможет в этом? (Активность, т. е. учеба с удовольствием, с желанием; шаги учебной деятельности; сообразительность, умение решать проблемы…)
- Вот сегодняшний урок - урок загадок и отгадок, вопросов и ответов поможет нам сделать открытие.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.)
Цель: 1.актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
2.повторить знания о мягком знаке-показателе мягкости;
3.организовать самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия.
Организация учебного процесса на этапе II.
1.Откройте тетради и запишите число и классная работа.
2.Чистописание.
- И вот первая загадка!
6 7 10 32 33 30 е ё и ю я ?
-Что могут обозначают эти цифры? (Порядок букв в алфавите) - Значит, что должно быть на месте вопроса? (Буква ь)
- Пропишем строчные буквы в таком же порядке: её и юя ь её и юя ь её и юя ь
- Что объединяет эти буквы? (Все обозначают мягкость согласного)
- На какие две группы можно их разделить? (Гласные и ь)
- Что вы знаете про мягкий знак? ( не имеет звука, обозначает мягкость согласного)
-Где может стоять в словах? (На конце и в середине слова)
-Посмотрите на схему, что она показывает?
-Что мягкий знак стоит в конце слова.
-Посмотрите на вторую схему. Что она показывает?
-Мягкий знак стоит в середине слова.
-Как называется такой мягкий знак?
-Мягкий знак-показатель мягкости.
-Между какими буквами он стоит во второй схеме?
-Между согласными.
3. Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на все мои вопросы. Но я вам приготовила следующее испытание.
-Я буду вам диктовать слова, а вы будете записывать только те слова, которые подходят под наши схемы. Все записывают в тетради, Саша Б. у доски, объясняя, какое слово ты пишешь и к какой схеме оно подходит. Готовы? Желаю удачи!
-Все слова обозначают предмет, во всех словах есть непроверяемая безударная гласная и ь- показатель мягкости, во всех 2 слога.
-На какие две группы можно разделить эти слова? Назовите эти группы.
-Одушевленные и неодушевленные предметы.
-Слова с ь в середине и на конце слова.
-Значит где пишется ь- показатель мягкости? (в середине и на конце слова)
-Запишем еще одно слово на наши листочки: вьюга. (Дети на листочках фломастером пишут это слово и показывают)
-Покажите, как вы написали?
-Вьюга (вывешиваю один листочек на доске )
-У кого так же написано? Покажите друг другу.
-У кого написано по-другому? Покажите (вюга)-вывесить на доску.
-Что же у нас получилось?
-Слово одно, а записано по –разному.
-А такое может быть? (нет)
Постановка учебной задачи. (2-3 мин.)
Цель: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения правила о разделительном мягком знаке.
2. Согласовать цель урока.
Организация учебного процесса на этапе III.
-Какие орфограммы мы встретили при выполнении последнего задания?
-Запишите слова на листочки: один записывает, другой проверяет.
-Ваша задача- сделать вывод, когда же пишется разделительный мягкий знак?
-Выберите того, кто у вас будет отвечать. (Спрашиваю 3 ученика)
ВЫВОД: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я, е, ё, и, ю, если в слове нет слияния согласного с гласным.
(Учитель вывешивает эталон на доску)
Ь е ё ю я и
- Сможем ли мы теперь составить алгоритм действий при написании слов с разделительным ь? С чего начинали?
Медленно произнеси слово
Вслушайся в звучание слова
Все ли гласные сливаются с согласными?
нет
да
не пиши ь напиши ь
Физминутка. (под музыку)
V. Первичное закрепление во внешней речи.(4-5мин)
Цель: зафиксировать способ написания слов с разделительным мягким знаком в громкой речи.
Организация учебного процесса на этапе V.
- Хотите проверить, как работает наш алгоритм? Предлагаю следующие упражнения:
- Вставьте слова с разделительным ь, которые подходят по смыслу. Обьясните по алгоритму, почему необходимо вставить в слово ь? Напишите в тетради.
На деревьях появились молодые листья. (один ученик на доске комментирует, остальные в тетради)
Муравьи дружно строят свой дом-муравейник.
Весной так чудно поют соловьи. (устно объяснить ,пишут по вариантам)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (4-5мин.)
Цель: 1.Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
2. Проверить умение писать слова с разделительным мягким знаком.
Организация учебного процесса на этапе VI.
- Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и потом проверить его. Используйте алгоритм. Желаю успеха!
1 в-нт: В лужах купаются воробьи.
2 в-нт: Котик пришел к ручью напиться.
-Спишите предложения и вставьте подходящие по смыслу слова.
Проверка.
- Кто допустил ошибки при выполнении задания?
- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания Ь, пользоваться алгоритмом).
- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+».
- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».
- Очень веселые получились предложения. Ясные и солнечные как весенние дни. Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Как же мы можем применить новое знание? (Использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах.)
VII. Включение в систему знаний, повторение(4-5мин)
Цель: 1. Тренировать способность находить слова с разделительным мягким знаком и правильно их писать.
2. Закреплять умение различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости.
Организация учебного процесса на этапе VII.
1.Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? «Весной дождь прольет – капли не видать». Объясните написание слов с пропущенными буквами.
- А теперь спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
2.Взаимопроверка. Если все правильно написано, поставьте себе на полях +.
3. Выполните упражнение356,с.77
-Прочитайте задание.
-Постарайтесь правильно расставить слова в два столбика. Желаю успеха.
(два ученика пишут по столбику за доской)
-Проверка. Стоп! Положите ручки. Кто сколько успел написать.
-Прочитайте слова первого столбика. Какую роль выполняет здесь ь?
-Прочитайте слова второго столбика. Какую роль выполняет здесь ь?
-Кто нашел у себя ошибки и исправил, поставьте себе +.
- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».
VIII. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин.)
Цель: 1. Зафиксировать новый алгоритм написания разделительного мягкого знака.
2. Оценить результаты учебной деятельности.
3. Согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе VIII.
- Какую роль выполняет мягкий знак в слове ?
-Где пишется разделительный ь?
- Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания Ь).
- Достигли мы цели?
- С какой пословицы мы начали урок?
(«Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает»).
- Получили ли вы удовольствие от работы? Работали с радостью, старались понять, значит, это надолго. Молодцы!
-Нарисуйте орфографическую горку в тетрадях на полях.
-У кого были затруднения в работе? (Дети поднимают руку)
-Вы стоите у подножия орфографической горки. Поставьте знак ?.
-Вы хорошо усвоили алгоритм написания разделительного мягкого знака, но вам нужна помощь учителя. Вы стоите на склоне горы. Поставьте знак +.
-Вы научились работать по алгоритму , умеете писать слова без ошибок и можете объяснить другу. Вы поднялись на вершину горы. Поставьте знак+.
-Как вы думаете, нужно ли нам потренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком? (Ответы детей)
Домашнее задание: кто поднялся на вершину горы – дома придумает 5 предложений, в каждом должно быть слово с разделительным мягким знаком. Кому было трудно –выполните упражнение в учебнике (с.76, упр.355)