- сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
- учить переносить слова с мягким знаком;
- обогащать словарный запас учащихся.
Метапредметные:
личностные действия
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- участвовать в групповом обсуждении.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в учебе помогать.
- Ребята, а что еще мы возьмем сегодня с собой на урок? (Ответы детей).
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Ребята! Вы любите путешествовать?
В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город – сказку
Под названьем мягкий знак.
2. Минутка каллиграфии.
ь ь ь
III. Актуализация знаний.
1. Орфографическая работа.
А) Отгадав загадку, вы узнаете на каком транспорте мы будем путешествовать.
Чтоб тебя я отвез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда поднявши пыль,
Побежит …(автомобиль).
Запишите отгадку в тетрадь, подчеркните контрольные моменты. Наш автомобиль подъехал к воротам сказочного замка. Чтобы ониоткрылись, нам надо выполнить несколько заданий.
Б) Прочитайте слова, записанные на доске. Запишите в тетрадь слово, записанное без ошибок.
- Одинаковую ли функцию выполняет мягкий знак в этих словах?
- Какое слово лишнее?
- Вы можете сами определить тему нашего урока?
IV. Самоопределение к деятельности.
1. Мы продолжаем наше путешествие. И пока наш автомобиль приближается к сказочному лесу, давайте вспомним, где пишется в словах разделительный мягкий знак. (Опорная схема).
2. Посмотрите, на опушке нас встречают белочки. Они просят помочь им распределить слова в 2 столбика.
- Какие слова нельзя разделить на слоги для переноса?
3. Какие вы молодцы. Мы с вами оказались на игровой площадке. Я предлагаю поиграть в игру «Один – много». На доске записаны слова, вы измените их по образцу, чтобы слово обозначало много предметов.
Друг – друзья Колос - … Звено - …
Лист - … Перо - … Стул - …
Брат - … Дерево - … Прут - …
- Запишите новые слова.
- Что общего в этих словах?
- Когда в словах пишем разделительный мягкий знак?
4. Мы продолжаем путешествие. И нас встречает Карлсон.
- Прочитайте запись на доске. Можно эту запись назвать предложением?
пьет с Карлсон малиновым чай вареньем.
- Поставьте слова в правильном порядке, и вы узнаете, что любит Карлсон.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Фонетический анализ слова варенье.
V. Рефлексия.
1. Мы с вами оказались на сказочной поляне, которая называется «УМНИКИ и УМНИЦЫ». Но мне кажется, что тут чего-то не хватает. Давайте ее украсим. У каждого на парте лежит бумажный цветочек. Запишите на нем 1 слово с разделительным мягким знаком, разделите это слово на слоги для переноса. Кто выполнит задание, украшайте поляну своим цветочком.
2. Игра «Интервью».
- Когда в словах надо писать разделительный мягкий знак?