Разработка данных занятий полностью соответствует требованиям ФГОС. Рассчитано на два урока. Цели и задачи соответствуют содержанию. Выдержаны строго все этапы урока: повторение, изучение нового материала, закрепление. Данные уроки не только развивают ребенка, но и повышают интерес к изучаемому предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме "Морфология и орфография" »
Конспект урока русского языка
5 класс
Тема урока: Обобщение изученного в разделе «Вводный курс. Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи» (Слайд).
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по разделу «Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи»;
Воспитательная: способствовать формированию экологической культуры учащихся, воспитанию любви к природе;
Развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, анализировать и языковой материал, проводить его синтез, и на этой основе делать соответствующие выводы.
Тип урока: урок систематизации и обобщения материала.
Оборудование:
Учебник: Русский язык. Практика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др.; под ред. А.Ю. Купаловой. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 270 с.
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с кроссвордом.
Ход урока.
Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся.
Сообщение темы и цели урока. Оформление записей в тетради и на доске (дата, вид работы – классная работа).
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала
Сообщение темы урока. Формулировка цели занятия.
(Слайд)
Слово учителя: Ребята! За окном осень, непогода, то светит солнце, его сменяет дождь или снег. Природа готовится к зиме. А ведь еще недавно разноцветный наряд листы так радовал глаз. Предлагаю вам отправиться на прогулку в осенний лес, или парк, или в сад! Что вы себе представите, туда мы и отправимся. Сегодня у нас с вами урок, на котором мы будем использовать материал так или иначе связанный с осенью, явлениями осенней природы.
(Слайд)
На экране стихотворение В. Степанова «Воробей». Это небольшое детское стихотворение. Прочитаем его выразительно.
ВОРОБЕЙ
Заглянула осень в сад –
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.
В. Степанов
О чем это стихотворение?
Какое настроение оно создает?
Почему автор назвал стихотворение «Воробей»?
Назовите приметы осени, о которых упоминается в стихотворении?
Грустно, не правда ли? И погода за окном созвучна настроению, которое создается при помощи этого стихотворения.
Но как красиво сказал об осени поэт Александр Сергеевич Пушкин (учитель читает стихотворение).
(Слайд)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
(Слайд)
Итак, отправляемся на прогулку в осенний лес, но не просто так, а чтобы повторить и обобщить изученное в разделе «Вводный курс. Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи».
Этап работы с основным материалом урока.
Повторение изученного.
Что изучается в разделе «Морфология»?
На какие две группы делятся все части речи?
(Слайд)
Перед вами уже знакомое стихотворение В. Степанова «Воробей». Назовите слова самостоятельных частей речи и служебных частей речи.
Скажите, какие части речи относятся к самостоятельным?
Заполним таблицу, она перед вами на столах (самостоятельно). Слова записывайте в таблице в столбик, мы еще вернемся к записям и продолжим с ними работу.
Задание: составьте с одним из наречий предложение и запишите его. Проверка записанного предложения.
В именах существительных, занесённых в таблицу, выделите орфограммы, подберите, где это возможно, проверочные слова (задание выполняется учениками на доске и в тетради).
Как проверить безударную гласную в корне слова?
К какому слову вы не смогли подобрать проверочного, и какую именно букву проверить нельзя? (воробей – воробышек, первую безударную гласную О). Следовательно, перед нами словарное слово (изучено в начальной школе, но записываем его в словарик).
Сделаем вывод: что изучает морфология как раздел науки о языке?
Пользуясь данными таблицы «Самостоятельные части речи», охарактеризуйте каждую часть речи и приведите примеры. Используйте план, представленный на слайде (ученики отвечают поочередно, характеризуя одну из частей речи):
(Слайд)
Часть речи.
Отвечает на вопросы …
Обозначает …
Например, …
А теперь отгадаем кроссворд.
Кроссворды перед вами на столах.
3
5
2
7
1
6
4
По горизонтали:
1.Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? и обозначает признак предмета. 3.… существительное, … прилагательное. 4. Это неопределенная … глагола.
По вертикали:
2.Проверочное слово к существительному «метели». 5. Слова какой части речи употребляются в значении «вместо имени». 6. Назовите часть речи, к которой относятся приведенные глаголы: заглянула, улетели, шуршат, крошится, ломается, вздохнёт, стесняется. 7. Найдите наречие: Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло голые кусты.
(Слайд)
Ответы
По горизонтали:
По вертикали:
1. прилагательное
3. имя
4. форма
2. мёл
5. местоимение
6. глагол
7. уныло
Остановимся более подробно на характеристике и правописании самостоятельных частей речи.
Скажите, о какой части речи идет речь?
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
(Слайд)
Итак, имя существительное.
Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам). Какие постоянные признаки есть у существительных? (род, склонение).
Из стихотворения В. Степанова «Воробей» вы выписали имена существительные, определите их род, склонение, падеж и число, подписав эти признаки сверху, над словом. Первое слово выполнить всем классом, далее самостоятельно (пример оформления: осень – ж.р., 3 скл., им. п., ед. ч.).
Сделайте вывод о постоянных морфологических признаках имен существительных и их изменении по числам и падежам.
Отгадайте загадку:
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное.)
(Слайд)
Обратимся к именам прилагательным.
Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры имен прилагательных, связав их общей темой «Осень в лесу», например, осенний, дождливый и т.д.
Выполните упр. 74 (п. 2) на стр. 28 (на доске и в тетради самостоятельно).
Проверка выполнения упражнения. Сделайте вывод о правописании безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Назовите начальную форму выписанных из упр. 74 прилагательных. Ответьте на вопрос: как изменяются имена прилагательные, от чего зависит их форма? Определить род, число, падеж выписанных прилагательных.
(Слайд)
На слайде вы видите слова. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание окончаний прилагательных:
О зелён…м поле
В хвойн…й тени
В осенн…м лесу
Сделайте вывод о том, что обозначают имена прилагательные и как они изменяются.
А теперь, ребята, следующая загадка:
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про...
(Глагол.)
(Слайд)
Следующая самостоятельная часть речи, на характеристике которой мы остановимся – это глагол.
Ребята, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает?
Как изменяются глаголы?
(Слайд)
Из стихотворения В. Степанова «Воробей» выписать глаголы, распределив их в таблицу в зависимости от времени, в котором они употреблены.
(Слайд)
Неопределённая форма
Прошедшее время
Настоящее время
Будущее время
запеть
Заглянула
улетели
Шуршит, крошится, ломается, стесняется
вздохнет
Ответьте на вопрос: Определите число и род выписанных глаголов в прошедшем времени?
Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по числам и лицам). Определите число и лицо выписанных глаголов.
Ребята, определите спряжение глаголов и объясните правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
В какой форме употреблен глагол «ломается»? Поставьте это глагол в форму 2 л. ед. ч. (ломаешься). Объясните орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л., ед. ч.».
Задание дифференцированно:
составить словарный диктант из 10 слов на орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л., ед. ч.» или 2) выполнить упр. 94 на стр. 35. Выделите орфограмму.
Еще одна важная орфограмма, которую необходимо повторить на уроке – это «Безударная гласная в личном окончании глагола».
От чего зависит выбор гласной в личном окончании глагола? Как орфограмма обозначается на письме (можно обратиться к обозначению орфограммы на стр. 37 учебника)?
(Слайд)
На слайде вы видите словосочетания, запишите их в тетрадь, вставляя правильно личные окончания глаголов и обозначая орфограмму «Безударная гласная в личном окончании глагола»:
(роща) отряха…т
(дорога) промерза…т
(сосед) поспеша…т
(лай) буд…т.
Проверим правильность написанного по стихотворению А.С. Пушкина:
(Слайд)
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Ребята, сделайте вывод о правописании безударных гласных в личных окончаниях глаголов.
Еще одна орфограмма, на которую мы должны обратить особое внимание, говоря о правописании глаголов, это «Орфограмма с -тся, -ься». От чего зависит написание глаголов - тся и - ться?
Ребята, вам предлагается выполнить задание: из упр. 110 на стр. 39 выписать 5 глаголов на данную орфограмму, выделить орфограмму на письме.
Сделайте вывод о правописании глаголов.
На уроке мы повторили такие части речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол и их правописание. Как вы думаете, почему раздел «Морфология» так тесно связан с правописанием? Как знания о частях речи помогают правописанию?
И снова загадка:
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)
(Слайд)
Еще одна самостоятельная часть речи – это наречие
На какие вопросы отвечают наречия? Что они обозначают?
(Слайд)
Осень вызывает у нас разные эмоции и настроения. С наступлением осени мне становится грустно, а вам, ребята? Передайте свое настроение с помощью наречий. Запишите наречия в тетрадь. На какие вопросы отвечают записанные вами слова. Слова какой части речи вы записали?
Найдите наречия в небольшом отрывке из стихотворения А. Плещеева «Осенняя песенка».
(Слайд)
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Сделайте вывод о наречии как части речи – на какие вопросы отвечает и что обозначает наречие.
Вновь загадка:
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)
(Слайд)
Обратимся и к характеристике такой части речи, как местоимение.
На какие вопросы отвечают местоимения? Что означает местоимение, приведите примеры местоимений.
Ребята, найдите местоимения в стихотворении С. Маршака «Цветная осень» и выпишите их.
(Слайд)
Цветная осень
С. Маршак
Цветная осень – вечер года –
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.
Весь этот мир – как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.
Проверим написанное, исправим допущенные ошибки.
(Слайд)
Все ли местоимения вы выписали? Какие местоимения вы дописали?
Мы с вами говорили о самостоятельных частях речи. А в разделе «Морфология» мы изучаем и служебные части речи.
(Слайд)
Что это за слова? Для чего они служат?
Ребята, найдите в стихотворении В. Степанова «Воробей» слова служебных частей речи и выпишите их в строчку, через запятую.
Слова каких частей речи вы выписали (предлоги, союзы)?
О какой части речи эта загадка:
НА дороге пёс сидит,
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Там подземный переход.
ОТ дороги - кот идёт,
У дороги - поворот.
НАД дорогой - облака.
Шёл К дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем С классом НА попутке,
Мы В дороге будем сутки.
Нам С дорогой повезло,
В дождь её не развезло.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли...
(Предлоги.)
Слов какой служебной речи недостает в списке выписанные вами слов? (частицы: не, же).
Ребята, сделайте вывод: что представляют из себя слова служебных частей речи? Для чего они служат?
(Слайд)
Для того чтобы обобщить материал сегодняшнего урока и привести его в систему, предлагаю вам устно заполнить следующую таблицу.
Самостоятельные и служебные части речи
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Что передают в речи?
Основную информацию
Служат для связи слов
Отвечают ли на вопросы?
Отвечают, слова каждой части речи отвечают на свои вопросы
Не отвечают
Что обозначают?
Предметы, признаки, действия
Не обозначают предметов, признаков, действий
Являются ли членами предложений
Являются
Не являются
Ребята, сделайте вывод, что изучается в разделе науки о языке, который называется «Морфология»? На какие две группы делятся все части речи? Какие части речи относятся к самостоятельным? А к служебным? В чем их отличие?
Этап проверки усвоения знаний.
Для того чтобы вы могли проверить себя, насколько хорошо вы усвоили знания, полученные на уроке, проведем тестирование.
Тест
Это часть речи, которая обозначает предмет:
а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) наречие.
2. Часть речи, которая употребляется в значении «вместо имени»:
а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) местоимение.
3. Слова этой части речи изменяются по падежам и числам, имеют род и склонение:
а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) глагол.
4. Часть речи, которая обозначает признак признака:
а) имя существительное, б) местоимение, в) наречие.
5. Холодно, пасмурно, грустно – это
а) имена существительные, б) имена прилагательные, в) наречия.
6. Части речи, которые не имеют значения и служат для связи слов в предложении:
Ребята, проверьте правильность выполнения теста. Зачеркните неправильные ответы и посчитайте, сколько правильных ответов вы дали. Поставьте себе отметку, используя ключ (слайд).
(Слайд)
10-11 – «5»
8-9 – «4»
7-6 – «3»
5 и менее – «2».
Поднимите руки, кто сегодня заработал отметку «5», «4», «3». Кто не справился с материалом урока и получил неудовлетворительную оценку?
Подведение итогов урока.
Ребята, какую цель мы сегодня на уроке достигли?
Проведем блиц-опрос, что определить, какие знания вы сегодня с собой унесете с урока:
Что изучает морфология?
На какие группы делятся все части речи?
Что обозначают самостоятельные части речи?
Почему служебные части речи получили такое название?
Назовите самостоятельные части речи.
Перечислите служебные части речи.
Для чего необходимо изучать морфологию?
Оценивание работы учащихся на уроке: отметка складывается из отметок за письменные работы, выполненные на уроке (словарный диктант, кроссворд, тест), которые оценивались в результате самоконтроля, а также за работу на уроке.
Домашнее задание.
Домашнее задание будет носить творческий характер: предлагается по выбору:
Написать небольшую сказку о частях речи, морфологии, их приключения или путешествиях, а может быть о дружбе или помощи друг другу; главное – отразить в этой сказке отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, их значение, и содержание морфологии как раздела науки о языке;
Составить тест по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 10-12 вопросов с выбором 3 ответов в каждом);
Составить кроссворд по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 10-12 вопросов по горизонтали и вертикали);
Составить словарный диктант по орфограммам, которые изучены в разделе «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 20 слов).
Все задания, кроме словарного диктанта, выполнить на отдельном листе, качественно и аккуратно, т.к. материалы будут использованы на следующем уроке при проверке домашнего задания и контроле знаний и умений.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
["file_id"] => string(6) "113459"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410262669"
}
}