Организационный момент Обозначение темы урока. Постановка целей урока | Слово учителя - Здравствуйте, ребята, садитесь. Начнём урок. Как часто вы слышите эти слова… Прислушаемся к ним ещё раз и рассмотрим их не просто с позиции смысла, а с точки зрения синтаксиса…а именно с позиции той темы, над которой мы работаем на протяжении нескольких уроков. Да, конечно, это односоставные предложения. Цели урока: обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Односоставные предложения»; подготовка к контрольной работе. -Вспомним, какие предложения называют односоставными? - Какие виды односоставных предложений вы знаете? - Расскажите о каждом виде односоставного предложения, используя материал таблицы. | Называют тему урока. Слайд №1  Слайд №2  Работа с таблицей (интерактивная доска: первая графа закрыта «шторкой»). Ученики сначала должны определить вид односоставного предложения по указанной во 2 и 3 графе информации (главный член предложения и форма выражения) Слайд №3  |
Проверка домашней работы На доске сделаны записи: Инверсия. Сравнение (для ученика, который должен записать предложения с данными видами изобразительно-выразительных средств) | -Посмотрим, как мы умеем находить и определять виды односоставных предложений в тексте. (см. Приложение) Проверим домашнюю работу. Сформулируйте задания. - Прочитайте выразительно текст. Как вы его озаглавили? -Назовите односоставные предложения и соответствующие части сложных предложений, укажите их вид, назовите грамматическую основу. | Ученик проговаривает задания. Фронтальная проверка. Работа у доски (проверка дополнительных заданий домашнего упражнения: выписать предложение с инверсией, разобрать по членам предложения; указать предложение, в котором используется сравнение). |
Психологический настрой. Подготовка к восприятию | Послушайте строки известного русского поэта В.Я.Брюсова: Серебро, огни и блёстки,- Целый мир из серебра! -О чём говорится в этих строчках? -Как это связано с текстом домашнего задания? (Тема зимы, красоты зимней природы). -Тема зимы, суровая красота и прелесть зимней природы, изображённая в художественных произведениях, а также в произведениях живописи русских художников-классиков, поможет нам обобщить полученные знания и умения по теме «Односоставные предложения». -Как вы думаете, какую ещё роль на нашем уроке могут выполнять строки Брюсова? | Слайд №4 Чтение строк В.Я.Брюсова.  Вывод о связи текста домашнего задания и строчек Брюсова. Строки Брюсова как эпиграф к уроку. Слайд №5  |
Практикум. Анализ предложений, микротекстов Создание проблемной ситуации. Лингвистический эксперимент. | - Посмотрите, как изобразил зимний лес известный русский художник, которого называют царём русского леса, - И.И.Шишкин. -Словесным воплощением данной картины могут быть строки И.А.Бунина. Чем интересно данное предложение с точки зрения изучаемой нами темы? - Определите вид односоставного предложения. Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. (И.А.Бунин.) А вот ещё одно восприятие зимней природы, воплощённое в словах и красках. (Картина К.Я.Крыжицкого. «Лес зимой») Тихо, беззвучно* в зимнем лесу и на лесных снежных полянах*. (И.Соколов-Микитов) -Как вы думаете, почему это предложение помечено звёздочкой? -Чем интересно помеченное звёздочкой слово? (БЕЗЗВУЧНО)(Выполним разборы). Проверим, правильно ли мы выполнили разборы. Как это можно сделать? Воспользуемся импровизированной библиотекой. Какими словарями мы воспользуемся? Прочитайте микротекст, запишите в тетрадь. Ночь. Морозно. Ветер стих… Сижу в тёплой комнате и прислушиваюсь к каждому шороху. - Какая картина могла бы стать иллюстрацией к данному микротексту? - Укажите односоставные предложения. Продолжите текст 1-2 предложениями, используя односоставные. (Например: Вдруг где-то зашуршало. Показалось…) Следующее задание попробуйте выполнить в парах. Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено. Так морозно, светло и бело! Только* чёрные-чёрные стены… (А.А.Блок.) - Найдите односоставные предложения. -Какой частью речи является слово «ТОЛЬКО»? Изображая зиму, художники, мастера слова использовали не только образ леса. Взгляните на картину «Санный путь» Н.Н.Дубовского. Строчки С.А.Есенина звучат как своеобразный комментарий к картине. Запишите. Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу. (С.А.Есенин.) - Какие виды односоставных предложений используются в этом отрывке? -Как правильно произносится слово «СЛЫШНЫ»? -Определите вид односоставного предложения. Идёшь по тихому зимнему лесу и не налюбуешься. Посмотрите на картину Кондратенко «В зимнем лесу» и скажите, какое противоречие есть между произведением живописи и предложением? Почему это замечательное полотно не совсем удачная иллюстрация к предложению? (На картине изображены люди, а предложение обобщённо-личное, так действие может быть отнесено к любому лицу; высказывание носит обобщённый характер.) Переконструируйте предложение таким образом, чтобы не было противоречия между картиной и предложением. (Идём по тихому зимнему лесу…) Проблемная ситуация. -Что общего между этими предложениями? -Какое из предложений «лишнее»? (Могут быть разные варианты ответов). -Что объединяет два других предложения? -Какой частью речи является слово «ЗИМОЙ» в первом предложении? | Анализ предложения на интерактивной доске Слайд № 6 Работа с интерактивной доской. Вывод, доказательство о том, что предложение безличное.  Слайд №7 Работа на интерактивной доске (синтаксический разбор) Работа у доски (морфемный разбор, словообразовательный разбор)  Работа с импровизированной библиотекой (Морфемный и словообразовательный словарь) Слайд№ 8, 9   Слайд № 10 Анализ предложений.  Конструирование предложений (несколько учеников). Слайд №11 Работа в парах Анализ предложений  Работа с толковым словарём. Слайд № 12  Слайд № 13 Анализ предложений  Обращение к орфоэпическому словарю . Слайд № 14  Слайд № 15 Решение проблемной ситуации  Слайд № 16  Работа с толковым словарём. Слайд № 17  |
Проблемная ситуация | Вспомните, какие слова мы взяли в качестве эпиграфа к уроку? Прочитайте строки А.А.Фета. -Есть что-то общее между словами Брюсова и Фета? Бриллианты в лунном свете, Бриллианты в небесах, Бриллианты на деревьях, Бриллианты на снегах. (А.А.Фет.) -Является ли это предложение односоставным? (Однозначно ответить нельзя, по мнению некоторых учёных, это двусоставное неполное предложение, так как в предложении есть обстоятельства, которые относятся к группе сказуемого.) -Какой стилистический приём (фигуру речи) использует А.А.Фет? | Слайд № 22 Работа с понятием двусоставное неполное предложение. Повторение понятия анафора.   |
Обобщение. Тестирование. | Пусть достойным завершением зимней темы станет тестирование. Я надеюсь, что вы с лёгкостью справитесь с предложенными заданиями. Наша задача – проверить, как усвоена тема, выяснить, над чем ещё нужно поработать, чтобы хорошо написать контрольную работу. Проверьте себя: посчитайте, сколько у каждого у вас будет плюсов, а сколько минусов. | Фронтальное тестирование (цель тестирования – выявление пробелов в знаниях, возможность проверки своих знаний и умений перед контрольной работой) Самопроверка. Рефлексия. Слайд №23 (слайд выполняет эстетическую функцию). Для проведения тестирования включается другая презентация. |