kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2010 года работаю над темой «Использование межпредметных связей на уроках  русского языка и литературы как метод повышения интереса к урокам гуманитарного цикла» (русский язык – литература -  живопись и т.д.). Тема, конечно, не новая, но мне она очень интересна.
 Результатом работы над данной темой самообразования стало создание  справочного материала «Литература и живопись». 
В основе – тематическая, проблемная таблица, состоящая из трёх разделов: 
•    тема, проблема, мотив в литературе;
•    тема, проблема, мотив в живописи (сопоставление, сравнение, аналогия, ассоциация);
•    подборка цитат, высказываний  на предложенную тему, проблему.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» »


Урок русского языка в 8 классе

Тема: Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Примечания

Организационный момент


Обозначение темы урока.

Постановка целей урока

Слово учителя

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Начнём урок.

Как часто вы слышите эти слова… Прислушаемся к ним ещё раз и рассмотрим их не просто с позиции смысла, а с точки зрения синтаксиса…а именно с позиции той темы, над которой мы работаем на протяжении нескольких уроков. Да, конечно, это односоставные предложения.





Цели урока: обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Односоставные предложения»; подготовка к контрольной работе.


-Вспомним, какие предложения называют односоставными?

- Какие виды односоставных предложений вы знаете?

- Расскажите о каждом виде односоставного предложения, используя материал таблицы.














Называют тему урока.

Слайд №1








Слайд №2





Работа с таблицей (интерактивная доска: первая графа закрыта «шторкой»).

Ученики сначала должны определить вид односоставного предложения по указанной во 2 и 3 графе информации (главный член предложения и форма выражения)













Слайд №3





Проверка домашней работы


На доске сделаны записи: Инверсия. Сравнение (для ученика, который должен записать предложения с данными видами изобразительно-выразительных средств)

-Посмотрим, как мы умеем находить и определять виды односоставных предложений в тексте. (см. Приложение)


Проверим домашнюю работу. Сформулируйте задания.

- Прочитайте выразительно текст. Как вы его озаглавили?

-Назовите односоставные предложения и соответствующие части сложных предложений, укажите их вид, назовите грамматическую основу.



Ученик проговаривает задания.


Фронтальная проверка.

Работа у доски (проверка дополнительных заданий домашнего упражнения:

выписать предложение с инверсией, разобрать по членам предложения; указать предложение, в котором используется сравнение).

Психологический настрой. Подготовка к восприятию















Послушайте строки известного русского поэта В.Я.Брюсова:

Серебро, огни и блёстки,-

Целый мир из серебра!

-О чём говорится в этих строчках?

-Как это связано с текстом домашнего задания?

(Тема зимы, красоты зимней природы).









-Тема зимы, суровая красота и прелесть зимней природы, изображённая в художественных произведениях, а также в произведениях живописи русских художников-классиков, поможет нам обобщить полученные знания и умения по теме «Односоставные предложения».

-Как вы думаете, какую ещё роль на нашем уроке могут выполнять строки Брюсова?

Слайд №4

Чтение строк В.Я.Брюсова.




Вывод о связи текста домашнего задания и строчек Брюсова.


Строки Брюсова как эпиграф к уроку. Слайд №5





Практикум.

Анализ предложений, микротекстов



















































































































































Создание проблемной ситуации. Лингвистический эксперимент.



- Посмотрите, как изобразил зимний лес известный русский художник, которого называют царём русского леса, - И.И.Шишкин.

-Словесным воплощением данной картины могут быть строки И.А.Бунина. Чем интересно данное предложение с точки зрения изучаемой нами темы?

- Определите вид односоставного предложения.


Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. (И.А.Бунин.)










А вот ещё одно восприятие зимней природы, воплощённое в словах и красках. (Картина К.Я.Крыжицкого. «Лес зимой»)


Тихо, беззвучно* в зимнем лесу и на лесных снежных полянах*. (И.Соколов-Микитов)

-Как вы думаете, почему это предложение помечено звёздочкой?






-Чем интересно помеченное звёздочкой слово? (БЕЗЗВУЧНО)(Выполним разборы). Проверим, правильно ли мы выполнили разборы. Как это можно сделать? Воспользуемся импровизированной библиотекой. Какими словарями мы воспользуемся?






























Прочитайте микротекст, запишите в тетрадь.

Ночь. Морозно. Ветер стих… Сижу в тёплой комнате и прислушиваюсь к каждому шороху.

- Какая картина могла бы стать иллюстрацией к данному микротексту?

- Укажите односоставные предложения. Продолжите текст 1-2 предложениями, используя односоставные. (Например: Вдруг где-то зашуршало. Показалось…)













Следующее задание попробуйте выполнить в парах.

Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено. Так морозно, светло и бело! Только* чёрные-чёрные стены… (А.А.Блок.)

- Найдите односоставные предложения.








-Какой частью речи является слово «ТОЛЬКО»?

















Изображая зиму, художники, мастера слова использовали не только образ леса. Взгляните на картину «Санный путь» Н.Н.Дубовского. Строчки С.А.Есенина звучат как своеобразный комментарий



к картине. Запишите.

Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу. (С.А.Есенин.)

- Какие виды односоставных предложений используются в этом отрывке?







-Как правильно произносится слово «СЛЫШНЫ»?


















-Определите вид односоставного предложения.

Идёшь по тихому зимнему лесу и не налюбуешься.

Посмотрите на картину Кондратенко «В зимнем лесу» и скажите, какое противоречие есть между произведением живописи и предложением? Почему это замечательное полотно не совсем удачная иллюстрация к предложению? (На картине изображены люди, а предложение обобщённо-личное, так действие может быть отнесено к любому лицу; высказывание носит обобщённый характер.)

Переконструируйте предложение таким образом, чтобы не было противоречия между картиной и предложением. (Идём по тихому зимнему лесу…)



Проблемная ситуация.

-Что общего между этими предложениями?

-Какое из предложений «лишнее»? (Могут быть разные варианты ответов).

-Что объединяет два других предложения?












-Какой частью речи является слово «ЗИМОЙ» в первом предложении?



Анализ предложения на интерактивной доске

Слайд № 6

Работа с интерактивной доской. Вывод, доказательство о том, что предложение безличное.



Слайд №7

Работа на интерактивной доске (синтаксический разбор)

Работа у доски (морфемный разбор, словообразовательный разбор)



Работа с импровизированной библиотекой (Морфемный и словообразовательный словарь) Слайд№ 8, 9








Слайд № 10 Анализ предложений.


Конструирование предложений (несколько учеников).


Слайд №11

Работа в парах

Анализ предложений






Работа с толковым словарём.

Слайд № 12



Слайд № 13

Анализ предложений



Обращение к орфоэпическому словарю .

Слайд № 14



Слайд № 15

Решение проблемной ситуации




Слайд № 16




Работа с толковым словарём.

Слайд № 17



Анализ текстов. Самостоятельная работа




Прочитайте текст. Укажите номера односоставных предложений. (№1, №2, №3)



Самостоятельная работа обучающихся (текст напечатан на карточках) Слайд№18

Работа с названиями картин


Посмотрите на картины известных русских художников.

-Могут ли они быть иллюстрациями предыдущего текста?


















Обратите внимание на названия. Проанализируйте названия с точки зрения синтаксиса: какие перед нами предложения?

Сравнительный анализ названий как предложений.

Слайд № 19, 20



Анализ предложения у доски.

Слайд № 21


Проблемная ситуация


Вспомните, какие слова мы взяли в качестве эпиграфа к уроку? Прочитайте строки А.А.Фета.

-Есть что-то общее между словами Брюсова и Фета?

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах. (А.А.Фет.)

-Является ли это предложение односоставным? (Однозначно ответить нельзя, по мнению некоторых учёных, это двусоставное неполное предложение, так как в предложении есть обстоятельства, которые


относятся к группе сказуемого.)


-Какой стилистический приём (фигуру речи) использует А.А.Фет?


Слайд № 22 Работа с понятием двусоставное неполное предложение. Повторение понятия анафора.





Обобщение. Тестирование.

Пусть достойным завершением зимней темы станет тестирование. Я надеюсь, что вы с лёгкостью справитесь с предложенными заданиями. Наша задача – проверить, как усвоена тема, выяснить, над чем ещё нужно поработать, чтобы хорошо написать контрольную работу.

Проверьте себя: посчитайте, сколько у каждого у вас будет плюсов, а сколько минусов.

Фронтальное тестирование (цель тестирования – выявление пробелов в знаниях, возможность проверки своих знаний и умений перед контрольной работой) Самопроверка. Рефлексия.

Слайд №23 (слайд выполняет эстетическую функцию). Для проведения тестирования включается другая презентация.


Итоги урока





-Как вы оцениваете свою работу?





Рефлексия. Выставление оценок.

Слайд №24





Домашнее задание



Подготовиться к контрольной работе (п. 22-27), справочник



Запись домашнего задания

Слайд №25






Приложение

Домашнее задание

Прочитайте текст. Как его можно озаглавить? Выпишите односоставные предложения, определите их вид. Подчеркните грамматические основы.


Ясный день, замечательный воздух!

Забирайте коньки – и на лёд!

Встретим там новогодний наш отдых,

Чтоб потом вспоминать целый год.


На санях хорошо!

На коньках хорошо!

И с горы хорошо прокатиться!

Но сейчас веселей,

В десять раз веселей

Возле ёлки играть и кружиться!


Серпантина бумажные стружки,

Извиваясь, над нами шуршат,

И, усевшись на самой верхушке,

Дед Мороз поздравляет ребят.


Ватный снег на иголках не тает,

Как сосульки, блестят леденцы.

Огоньков многоцветная стая,

Голосов молодых бубенцы.


(Нина Саконская)



  • Найдите предложение, в котором используется инверсия, выпишите его, разберите предложение по членам.

  • Укажите предложение, в котором автор стихотворения использует сравнение.

  • В каком предложении глаголы в неопределённой форме выполняют функцию второстепенного члена предложения?



Источники

1) Захарова Т.А. Шаблон презентации к урокам русского языка.

2) Подборка картин:

И.И.Шишкин. Зима. http://www.bibliotekar.ru/rusShishkin/13.files/image001.jpg

К.Юон. Русская зима. http://data.photo.sibnet.ru/upload/imggreat/122060376754.jpg

К.Я.Крыжицкий. Лес зимой. http://crazy.werd.ru/uploads/posts/2007-09-15/1189796881_psja_.jpg

М.М.Гермашев М.М. http://www.palitra-ru.ru/uploads/images/Gallery/vgzima/germashev-m-m-lilovyj-sneg.jpg

А.К.Саврасов. Зима. http://www.palitra-ru.ru/uploads/images/Gallery/vgzima/zima-1873-62h53.jpg

Н.Н.Дубовский. Санный путь. http://www.palitra-ru.ru/uploads/images/Gallery/vgzima/sannyj-put1900.jpg

И.А.Вельц. Украинская ночь. http://palitra-ru.ru/uploads/images/Gallery/rhvelc/ukrainskaya-noch-zima-1898.jpg

И.А.Вельц. Иней. http://palitra-ru.ru/uploads/images/Gallery/rhvelc/inej-1906.jpg

Н.Н.Дубовский. Морозное утро. http://palitra-ru.ru/uploads/images/Gallery/rhdybovskoi/moroznoe-utro-1894.jpg

Г.П.Кондратенко.В зимнем лесу. http://palitra-ru.ru/uploads/images/Gallery/rhkondratenko/v-zimnem-lesu-1888.jpg

Г.П.Кондратенко. Зимний пейзаж с хутором у леса. http://palitra-ru.ru/uploads/images/Gallery/rhkondratenko/zimnij-pejzazh-s-hutorom-u-lesa.jpg

3) Шаблон тренажёра и теста.

Захарова Т.А., методист Рязанского института развития образования

Байдакова Т. Б., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 3 г.Амурска Хабаровского края




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Автор: Сарманова Светлана Жетесовна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока Обобщение по теме «Односоставные предложения». "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "213094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431971662"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Синтаксический разбор односоставных предложений. Систематизация и обобщение изученного по теме: " Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(143) "sintaksichieskii-razbor-odnosostavnykh-priedlozhienii-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "188581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426696139"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка (с презентацией) в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "154791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421215594"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Учебное занятие по русскому языку "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108244"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403624803"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспекты  уроков  на темы: "Словосочетание", " Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekty-urokov-na-tiemy-slovosochietaniie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425303070"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства