формировать интерес к знаниям; доброжелательного отношения и взаимопомощи.
Ход урока:
Минута приятных воспоминаний.
Учитель: закройте глаза, вспомните о чем-нибудь хорошем, улыбнитесь. Каждый из вас, улыбнувшись вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное – доброе начало.
2.Учитель: записываем в тетрадях число, классную работу, тему урока. Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить? Какие вопросы обсуждать?
У нас в гостях Наречие, которое расскажет о себе.
3. Историческая справка о Наречии.
– Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, в котором имело больше значений, чем в современном русском языке.
Оно означало язык. Слово. Решение. Вопрос. Дело, спор. Способ. Вещи. Предметы. Глагол и наконец, Наречие. Корень речь как бы связывает его с глаголом, так как глагол тоже имел значение «речь»
глаголить означало «говорить, вести речь». Древние римляне называли эту часть «приглаголием». Русские грамматики назвали её точно так же, изменив лишь приставку. Видя главное содержание в том, что оно должно быть при глаголе (приглаголие) или накладывается на глагол, стали называть эту часть речи наречием.
Наречие – небольшое царство в стране Морфологии. Жители этой страны части речи живут между собой дружно, они помогают друг другу преодолевать препятствия.
Учитель: Итак, ребята что вы узнали о Наречии?
Учитель: Мы убедились в том, что Наречие, действительно дружит с глаголом и обозначает признак действия.
– Что еще может обозначать наречие?
– На какие вопросы может отвечать наречие?
У всех наречий свой характер, они имеют разную форму. У наречия очень много разных секретов, с которыми мы уже познакомились. А сегодня проверим, насколько мы их хорошо научились разгадывать.
– Вспомним, когда на конце наречий пишется суффикс -о-, а когда–а-?
– Как можно проверить -о- или -а-? Вот попробуйте проверить таким способом орфограммы в следующих словах:
– Задание № 1.
– Я диктую слова, вовремя диктовки вы заполняете слева направо перфокарту-табличку, представляет собой квадрат 5х5. В каждую клеточку квадрата вы вписываете буквы -о- или -а-. По окончании работы соедините линией одинаковые буквы в результате чего получится определенный рисунок.
Учитель: Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком-ответом, то задание выполнено верно, и вы можете поставить оценку в оценочный лист.
Учитель: Наречие неординарная часть речи, его легко перепутать с прилагательными, существительными, числительными, местоимениями, поэтому необходимо знать 4 самых лучших качеств.
Неизменяемая часть речи.
Отвечает на вопросы обстоятельства
Примыкает к глаголу
Не имеет зависимых слов.
Лингвистическая разминка
Выделить слова в сравнительной степени, определить их принадлежность к определенной части речи, роль в предложении.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
Н. А. Заболоцкий.
Задание № 2.
Лингвистическая игра.
А сейчас мы с вами поиграем в игру не простую, а лингвистическую.
Х
- наречие
именная часть.
Увидеть (в)дали огонек, виднелся (в)дали моря, (в)начале не умел плавать, (в)начале учебного года, (во)время предупредил, (во)время урока, двигаться (на)встречу ветру, пойти (на)встречу с писателем, (на)верху парусника, полез (на)верх, преобразиться (в)миг, (в)миг опасности, (с)начало весны, (с)начала выучи правило, было холодно (в)первые дни, докладывал (в)первые.
Подсчитайте количество крестиков: 8 оценка «5» если 2 ошибки «4» 3,4 ошибки – 3.
Задание № 3.
Найдите фразеологизмы и подберите к ним синонимы.
Сказка «Стрекоза и Муравей»
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зернами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась. Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
– У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их, совсем нет.
– Поделись-ка, дружочек! А Муравей в ответ:
– Ты соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай.
Задание № 4.
Пословицы «рассыпались».
Тише едешь (дальше будешь)
В гостях хорошо (а дома лучше)
Готовь сани летом (а телегу зимой)
Найти наречие. Определить роль наречия в предложении.
Релаксация.
А теперь отдохнем, после большой работы.
Улыбнитесь друг другу, ребята! Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени и повторяйте за мной.
Я в школе на уроке. Я учусь. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова моя мыслит ясно. Я хочу учиться. Я хочу работать. Начинаю работать. Начинаю работать.
А) войти (не) заметно; Б) говорить (не) убедительно; В) (не) хорошо, а плохо; Г) вовсе (не) громко; Д) смотреть (не) дружелюбно.
3. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А)
Б)
В)
Г)
Н... когда/
Е
И
И
Е
Н...где/
И
Е
И
И
Н.. /.куда
И
Е
Е
И
Н...чу/ть
И
И
И
Е
Н... ско/лько
Е
Е
И
И
4. Какую букву нужно вставить?
А)
Б)
В)
Г)
Превосход...о
Н
Н
н
н
Мужестве... о
Нн
Нн
н
Нн
Вниматель…о
Нн
Н
н
Н
Интерес… о
Н
Н
Нн
Нн
5. Какую букву нужно вставить?
А)
Б)
В)
Г)
Свеж...
О
Е
О
О
Певуч...
Е
О
Е
Е
Угрожающ...
О
О
Е
Е
Ещ...
Е
О
Е
О
6. Укажите, какие наречия пишутся через дефис:
7. Укажите, какие наречия пишутся без Ь в конце:
8. В каких предложениях выделенное слово - наречие?
А) (по)меньше;
Б) (по)французски;
В) (во)первых;
Г) (по)лучше;
Д) (по)старому;
Е)(по)просту.
А)вскач...;
Б) настеж...;
В)замуж...;
Г) навзнич...;
Д) уж...;
Е) наотмаш
А. (По) весеннему шумит лес.
Б. (По) зимнему лесу двигались подводы.
В. (По) летнему лесу приятно идти.
Г. Настроение было (по)осеннему грустное
Взаимопроверка. Ключи на слайде.
Выставляем оценки в оценочный лист. Все оценки суммируете. Если вы набрали баллы от 23 до 25 – оценка «5», от 18 до 22 – оценка «4», от 14 до 17 – оценка «3», до 14 – оценка «2».
Итоги урока.
О чем говорили на уроке?
Поделитесь своими впечатлениями о уроке:
продолжить данные предложения:
Было интересно…
Теперь я знаю…
Мне запомнилось…
Я выполнял задания…
Хотелось бы…
Урок хотелось бы закончить, пожеланиями друг другу, используя наречие
Не болеть (никогда), выглядеть (великолепно), улыбаться (чаще), быть преданному своему делу (всегда), живите (счастливо).
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Домашнее задание. Упражнение 273.
Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие на уроке и желаю дальнейших успехов. Спасибо за урок.