Учитель: Ребята, запишите словосочетания, сделаем морфемный разбор наречий и посмотрим, как они образуются, какими способами и от какой части речи.
Вытереть насухо( сухой)
Сказал красиво( красивый)
Написал неаккуратно( аккуратно).
Вывод: Наречия чаще всего образуются от прилагательных приставочно-суффиксальным и суффиксальным способами, а приставочным от наречий. Наречие - неизменяемая часть речи.
.
Учитель: Наречия надо не только правильно писать, но и правильно произносить.
Орфоэпическая разминка.
Прочитайте правильно:
Пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго, наелся досыта, напугать до смерти, взглянуть мельком.
Учитель: Ребята, отгадайте загадку-шутку.
Загадка-шутка: как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня,
завтра,послезавтра
Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Работа с текстом.(у каждого ученика на столе)
Сядьте удобнее и послушайте внимательно одну притчу.
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, по-пустому наушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай, по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
(М.Е.Салтыков-Щедрин миниатюра «Где живёт Совесть?»)
Как бы вы её назвали? Какова основная мысль притчи? Авторское название «Где живёт Совесть?» - это и есть основная мысль: по мнению автора, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые её утрачивают. Вы можете согласиться или нет.
Почему с большой буквы? Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.
Обратите внимание на обилие наречий.
Для чего авторы используют в своих текстах наречия? Попробуйте прочитать текст про себя, мысленно опуская наречия. Что изменилось? (Текст стал бессмысленным. Наречия украшают речь, делают её выразительной, образной, красочной. Наречия обозначают признак действия . Описывать действия очень непросто, нужно сохранить точность, четкость, последовательность в описании. И наречия нам в этом помогают.)