Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация знаний по теме : "Глагол" в 5 классе»
Тема: Обобщение и систематизация знаний о глаголе.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: Урок-путешествие
Цель урока:
Создать условия для саморазвития обучающихся.
Задачи урока:
Обучающие:
Организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации материала, изученного в 5 классе.
Стимулирование интереса у школьников к самостоятельной творческой деятельности.
Совершенствование речевых умений.
Развивающие:
Развитие способностей и умений обучающихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Развитие у обучающихся потребности в творческом самовыражении через различные виды работы.
Воспитывающие:
Формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний.
Здравствуйте, ребята!
- Вы любите путешествовать? Я тоже. И сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в страну выученных уроков. Как вы думаете, что это за страна?
- Да, верно, страны выученных уроков нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. У кого-то эта страна уже достаточно большая. В ней есть острова знаний, вершины успехов. А у кого-то пока она еще очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 11 лет вашей школьной жизни. Сегодня мы совершим путешествие на один из островов ваших знаний, а как он называется, вы мне сейчас и подскажите. Внимание на экран.
«Четвёртое лишнее»
роза
дача
мяч
играться
спеть
зеленый
теплый
синий
ты
этот
беречь
себя
сорок
завести
пятьдесят
восемьсот
Что помогло определить “четвертое лишнее”?
Играться, спеть, беречь, завести. Они отвечают на вопрос что делать? что сделать? Эти слова обозначают действие предмета.
Действительно, наш остров - Глагол. Итак, открывайте свои путевые листы, записываем тему урока. (Запись темы в тетрадях).
3. Постановка задач урока (совместное целеполагание)
- Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на уроке?
- А еще мы запланируем одержать сегодня маленькую победу и почувствовать радость от успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед! Звучит музыка
4. Работа по теме урока.
1) определение роли глагола в речи.
Глагол – часть речи интересная, всем людям известная. Вот, что о нем пишет Людмила Татьяничева
Он энергичен, многолик. Глагол, Он действовать привык. Необходим он – Вот в чем соль… Я говорю, ему Глаголь!
Анализ текста:
- Скажите, ребята, а зачем нам нужно знать глаголы ?
-Какие качества глагола подчеркивает автор?
-Нам встретилось такое выражение как «вот в чем соль», чем оно является?
-Каково значение данного фразеологизма?
-В каком значении употреблено слово «глаголь»? (Глагол глаголь)
2) проверка теоретических знаний учащихся.
К какой группе частей речи относится глагол?
Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?
Что такое инфинитив?
Что такое возвратные глаголы?
Могут ли глаголы изменяться по родам? Если да, то в каких случаях?
Чем чаще всего являются глаголы в предложении?
3) выполнение тренировочных упражнений
В путешествии нас порой могут подстерегать различные опасности и трудности. Как вы думаете, какие? (Рифы, мели, пираты) Давайте проверим, насколько мы с вами умелые. Перед нами подводные рифы.
А) Вставьте, где необходимо, Ь и объясните свой выбор:
Дом строит_ся давно и будет строит_ся еще не меньше полугода.
Он хорошо учит_ся, потому что ему нравит_ся учит_ся.
Мама на меня не сердит_ся, да ей и не за что на меня сердит_ся.
Впереди показался остров Глаголов, жителями которого являются времена, вид, спряжение, инфинитив. Давайте поближе с ними познакомимся. Бросаем якорь.
Выбор заданий для группы (Рыбалка)
Пополнение продовольственных запасов - залог успеха плаванья. Сейчас капитанам придется выбрать ту рыбу, которая ему понравится. (рыбки с заданиями разных цветов на доске)
Команды начинают работу. Хочу лишь напомнить, что успех всей команды зависит от личного вклада каждого.
Если вы будете нуждаться в помощи, просигнальте красной карточкой.
№1
Расскажите об общем значении глагола, используя рисунки, схемы
№2
1.Расскажите о видах глагола. Что такое видовая пара?
№3
1.Расскажите о спряжении глагола.
2.Разъясните ребятам, как определить спряжение глагола на примере слов
«се(ю/я)т, кл(е/и)т».
№4
1.Расскажите о временах глагола в форме рисунков, схем, загадки, рекламы, фото, стихотворения.
Дополнительное групповое задание. Придумайте рассказ по картинке, используя глаголы 1 из наклонений.
III. Подведение итогов.
1. Рефлексия.
Итак, все в сборе. Мы садимся в уютные каютыи обязательно оцениваем события дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес. Путь был долгим и тяжелым, вы, наверно, немного устали. Давайте попробуем «погрузиться в себя», для этого закройте глазки и мысленно порассуждайте сами с собой (будьте объективными)
- какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия?
- что показалось наиболее интересным? Наиболее трудным? Чему вы научились?
2. Оценка.
- Сосчитайте свои баллы, запишите итоговое количество.
«5»- «4»- «3»-
- Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой.
- Значит, наше путешествие в страну выученных уроков оказалось не напрасным.
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе, повторив теоретический материал
Упр. 665 (второй абзац)
*упр. 666
Рабочий лист учащегося _______________________________