конспект урока "Обобщение и систематизация знаний о глаголе" 4 класс
Конспект урока "Обобщение и систематизация знаний о глаголе" 4 класс
Данный урок является уроком закрепления знаний по теме глагол: времена глагола, спряжение глагола. родовые окончания глагола, написание не с глаголами. Ребятам предлагается исследовательская работа по карте, работа со словарями, с разрезными карточками. Используются различные виды работ : исследовательская, наглядно - поисковая, проблемный метод.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Обобщение и систематизация знаний о глаголе" 4 класс »
Конспект
открытого урока
по русскому языку
по теме: « Глагол.
Обобщение знаний»
Составила
учитель начальных классов
Гетманова Ольга Ивановна.
2014 год
Цели:
Обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи;
Отрабатывать навыки определения времени глагола, числа, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени;
Развивать устную и письменную речь;
Воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц.
Вступительное слово учителя.
Доброе утро дорогие ребята. (деление класс на группы при помощи цветов:подснежники,тюльпаны, крокусы под музыку Вивальди « Времена года.Весна»).
Сегодня мне хочется начать наш урок русского языку с высказывания Рене Декарта (Рене́ Дека́рт — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики).
Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применить.(слайд1)
Каковы же будут цели и задачи нашего урока согласно этому высказыванию?
Постановка целей и задач урока:
- Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке. Верно мы будем обобщать, систематизировать и применять на практике уже полученные знания.
А в какой области?
Постановка темы урока:
Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте, пожалуйста, стихотворение (слайд 2)
Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто- пречисто весь двор подметаю.
Дорожки песком я в саду посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Как вы думаете, о чем идет речь в этом стихотворении? (о глаголе).
Обоснуйте свой выбор. Какую роль выполняют глаголы в этом стихотворении?
Сформулируйте тему урока. (Обобщение знаний о глаголе).
4.Запись в тетради даты и темы урока.
Глагол является одной из самых старейших и распространенных частей речи русского языка. Первые упоминания о глаголе уже звучали в 18-19 веках.
Обратите внимание на 3 цитаты выдающихся людей и постарайтесь сформулировать понятие о глаголе.
1. А.Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей. Стихотворение « Пророк»
2. Герой рассказа И.С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро »(рассказ «Детство»)
3. У А.Толстого читаем: « Мужики разглагольствовали….»(повесть «Эмигранты).
А где мы еще можем получить определение глагола (в толковых словарях Ожегова и Даля).
Определение по Далю: глагол-слово, речь, выражение; словесная речь человека, разумный говор,язык.
Определение по Ожегову: глаг’ол, - а, м. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия
5.Словарная работа
Что такое словарные слова (написание данных слов нельзя проверить, а нужно запомнить). А если не помним написание можно обратиться к словарю. Выберем словарного эксперта при помощи считалки.
Раз-два, раз-два.
Во дворе растет трава
Вот ромашка, вот тюльпанчик.
А вот крошка одуванчик.
Ну, а ты дружок пион
Выходи из круга вон.
Учитель загадывает детям загадки (отгадки на слайде).
-Предмет, который едет. Стоит, заправляется, сигналит. (Автомобиль)
-Предмет, который ругает, хвалит, поощряет, заставляет. (Директор)
- Предмет, который едет, разговаривает, покупает, передает. (Пассажир)
-Предмет, который летит, шумит, взлетает. ( Самолет)
- Предмет, который растет, размножается, цветет. (Картофель).
6.Работа с текстом
А для чего в нашей речи нужны глаголы?
Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить следующее задание:
Вставьте подходящие по смыслу глаголы в данных отрывках текстов.
1 отрывок из рассказа В.Бианки « Страшная ночь».
А над макушками высоких трав уже _______ полная луна. Быстрые тени бесшумно ______ в воздухе: это ______ за ночными бабочками верткие летучие мыши.
Тихие шорохи и шелесты _______ со всех сторон в траве. Кто-то ______ там, ______ в кустах,
_______ в колючках.
2 отрывок из книги Михаила Зощенко.
Один мальчик _______ в лесу и _______ гнездышко. А в гнездышке _______ малюсенькие голенькие птенчики. И они ______.
Они, наверное,_______, когда их мамаша ______ и _______ их червячками и мушками.
3 отрывок из повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
В эту ночь Элли ______ в дупле, на мягкой постельке из мха и листьев. Сон ее _______ тревожен:
ей ______, что она ______ связанная и что Людоед ______ над ней руку с огромным ножом.
Девочка ______ и _______.
4 отрывок из повести Юрия Олеши « Три Толстяка».
Он ______ и ______ голову по-бычьи. Мускулы у него _______ под кожей, точно кролики, проглоченные удавом. Прислужники ______ гири и _______ их на подмостки. Доски чуть не _______. Пыль и опилки _______ столбом. Гул ______ по всему рынку.
5 отрывок из повести В. Катаева « Цветик – семицветик ».
______ девочка Женя. Однажды ______ её мама в магазин за баранками. ______ Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы. Две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.______ Женя связку баранок и ______ домой. ______, по сторонам ______, вывески _______, ворон ______.
7.Работа с орфографическими правилами по глаголу.
А сейчас я предлагаю вам поработать с контурными картами по глаголу и избавиться от белых пятен на этих картах, а карточки - подсказки вам в этом помогут.
Впишите в контурную карту те орфографические правила по глаголу, с которыми вы уже знакомы.
- правописание не с глаголами.
- гласная в окончании глагола прошедшего времени.
- ь после шипящих на конце глаголов
- тся и ться в глаголах.
- буквы е, и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.
Каждая группа обосновывает свои ответы по карте.
Учитель: я предлагаю вам проверить, насколько прочны ваши знания по глаголу,
а поможет мне в этом минутка чистописания.
8.Минутка чистописания
Перед вами 3 глагола: списал, едет, привезут,отъехать.
а) первая буква в нашей минутке чистописания живет в глаголе будущего времени и обозначает звонкий, мягкий, парный согласный звук. (З)
б) вторая буква в глаголе неопределенной формы и обозначает сразу два звука (Е).
в) третья буква является одним из признаков глагола прошедшего времени. (Л)
зел - составьте 6 всевозможных сочетаний с этими буквами
зел, лез, езл, елз, зле, лзе.
А какое из этих сочетаний является глаголом? Что вы можете рассказать об этом глаголе?
8.Физминутка (матрешки 4 видов разные по размеру, расположить в порядке возрастания, на обратной стороне слово игра)
Игра с мячом. Мяч бросается в руки к игрокам с проговариванием глагола. Вернуть надо мяч в руки ведущего с глаголом противоположного значения.
Бежать-стоять
Въехать – уехать
Нападает-защищает
Кричать – молчать
Терять – находить
Веселиться-грустить
Начинает-кончает
9.Работа по карточкам в группах (проверка при помощи цветов: красный - не согласен, желтый - сомневаюсь, зеленый - согласен).
Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке.
1группа: Раскрой скобки.
Сформулируй правило о написании не с глаголами.
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.
Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.
2группа: Выбери нужное окончание.
Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов
прошедшего времени.
У двери стоял (о, а, и) маленький ребенок.
В шкафу стоял (о, а, и) хрустальная посуда.
Среди грядок стоял ( о, а, и) соломенное чучело.
На полке стоял (о, а, и) разные книги.
3 группа: Сформулируй правило о правописании глаголов с
шипящей на конце.
Тише едеш(?) – дальше будеш(?).
Нужно береч(?) платье снову, а честь смолоду.
Спряч(?) вещи в шкаф.
4 группа: Вставь пропущенную гласную.
Сформулируй правило о правописании безударного
окончания глаголов.
Декабрь год конча..т, а зиму начина…т.
Собака помн…т, кто ее корм…т.
5 группа: Сформулируй правило о написании ться, тся
в глаголах.
Дети пошли купат(?)ся на озеро.
Они веселят(?)ся и громко кричат.
10.Составление опорной схемы на доске после ответа учащегося от каждой группы.
Не с глаголами Окончание у глаголов Написание ться, тся
пишется отдельно. прошедшего времени у глаголов зависит
зависит от рода и от вопроса.
числа существительного.
Правописание глаголов.
У глаголов на Безударное окончание
конце после шипящей глаголов 1спр. с гл. «е», -ут, -ют
пишется ь. 2спр. с гл. « и», -ат, - ят
11.Подведение итога урока с использованием элементов релаксации.
Показ слайдов на весеннюю тематику со звучание живой музыки.
-Какие чувства вызвало у вас услышанное и увиденное. Выразите свое отношение при помощи глаголов.
12. Итог урока
Оценить работу при помощи цветов: гвоздика-символ победы, кактус - есть еще над чем работать.