kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Обобщение и систематизация знаний о глаголе" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является уроком закрепления знаний по теме глагол: времена глагола, спряжение глагола. родовые окончания глагола, написание не с глаголами. Ребятам предлагается исследовательская работа по карте, работа со словарями, с разрезными карточками. Используются различные виды работ : исследовательская, наглядно - поисковая, проблемный метод.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Обобщение и систематизация знаний о глаголе" 4 класс »

Конспект

открытого урока

по русскому языку

по теме: « Глагол.

Обобщение знаний»





















Составила

учитель начальных классов

Гетманова Ольга Ивановна.





2014 год









Цели:



  • Обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи;





  • Отрабатывать навыки определения времени глагола, числа, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени;







  • Развивать устную и письменную речь;







  • Воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц.





  1. Вступительное слово учителя.


Доброе утро дорогие ребята. (деление класс на группы при помощи цветов:подснежники,тюльпаны, крокусы под музыку Вивальди « Времена года.Весна»).

Сегодня мне хочется начать наш урок русского языку с высказывания Рене Декарта (Рене́ Дека́рт — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики).

Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применить.(слайд1)

Каковы же будут цели и задачи нашего урока согласно этому высказыванию?


  1. Постановка целей и задач урока:

- Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке. Верно мы будем обобщать, систематизировать и применять на практике уже полученные знания.

А в какой области?



  1. Постановка темы урока:

Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте, пожалуйста, стихотворение (слайд 2)


Я страшное дело, какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю,

И чисто- пречисто весь двор подметаю.

Дорожки песком я в саду посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

Как вы думаете, о чем идет речь в этом стихотворении? (о глаголе).

Обоснуйте свой выбор. Какую роль выполняют глаголы в этом стихотворении?

Сформулируйте тему урока. (Обобщение знаний о глаголе).

4.Запись в тетради даты и темы урока.

Глагол является одной из самых старейших и распространенных частей речи русского языка. Первые упоминания о глаголе уже звучали в 18-19 веках.

Обратите внимание на 3 цитаты выдающихся людей и постарайтесь сформулировать понятие о глаголе.



1. А.Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей. Стихотворение « Пророк»

2. Герой рассказа И.С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро »(рассказ «Детство»)

3. У А.Толстого читаем: « Мужики разглагольствовали….»(повесть «Эмигранты).

А где мы еще можем получить определение глагола (в толковых словарях Ожегова и Даля).

Определение по Далю: глагол-слово, речь, выражение; словесная речь человека, разумный говор,язык.

Определение по Ожегову: глаг’ол, - а, м.
В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия

5.Словарная работа

Что такое словарные слова (написание данных слов нельзя проверить, а нужно запомнить). А если не помним написание можно обратиться к словарю. Выберем словарного эксперта при помощи считалки.

Раз-два, раз-два.

Во дворе растет трава

Вот ромашка, вот тюльпанчик.

А вот крошка одуванчик.

Ну, а ты дружок пион

Выходи из круга вон.

Учитель загадывает детям загадки (отгадки на слайде).

-Предмет, который едет. Стоит, заправляется, сигналит. (Автомобиль)

-Предмет, который ругает, хвалит, поощряет, заставляет. (Директор)

- Предмет, который едет, разговаривает, покупает, передает. (Пассажир)

-Предмет, который летит, шумит, взлетает. ( Самолет)

- Предмет, который растет, размножается, цветет. (Картофель).



6.Работа с текстом

А для чего в нашей речи нужны глаголы?

Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить следующее задание:

Вставьте подходящие по смыслу глаголы в данных отрывках текстов.

1 отрывок из рассказа В.Бианки « Страшная ночь».

А над макушками высоких трав уже _______ полная луна. Быстрые тени бесшумно ______ в воздухе: это ______ за ночными бабочками верткие летучие мыши.

Тихие шорохи и шелесты _______ со всех сторон в траве. Кто-то ______ там, ______ в кустах,

_______ в колючках.

2 отрывок из книги Михаила Зощенко.

Один мальчик _______ в лесу и _______ гнездышко. А в гнездышке _______ малюсенькие голенькие птенчики. И они ______.

Они, наверное,_______, когда их мамаша ______ и _______ их червячками и мушками.

3 отрывок из повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».

В эту ночь Элли ______ в дупле, на мягкой постельке из мха и листьев. Сон ее _______ тревожен:

ей ______, что она ______ связанная и что Людоед ______ над ней руку с огромным ножом.

Девочка ______ и _______.

4 отрывок из повести Юрия Олеши « Три Толстяка».

Он ______ и ______ голову по-бычьи. Мускулы у него _______ под кожей, точно кролики, проглоченные удавом. Прислужники ______ гири и _______ их на подмостки. Доски чуть не _______. Пыль и опилки _______ столбом. Гул ______ по всему рынку.





5 отрывок из повести В. Катаева « Цветик – семицветик ».

______ девочка Женя. Однажды ______ её мама в магазин за баранками. ______ Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы. Две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.______ Женя связку баранок и ______ домой. ______, по сторонам ______, вывески _______, ворон ______.

7.Работа с орфографическими правилами по глаголу.

А сейчас я предлагаю вам поработать с контурными картами по глаголу и избавиться от белых пятен на этих картах, а карточки - подсказки вам в этом помогут.

Впишите в контурную карту те орфографические правила по глаголу, с которыми вы уже знакомы.

- правописание не с глаголами.

- гласная в окончании глагола прошедшего времени.

- ь после шипящих на конце глаголов

- тся и ться в глаголах.

- буквы е, и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

Каждая группа обосновывает свои ответы по карте.

Учитель: я предлагаю вам проверить, насколько прочны ваши знания по глаголу,

а поможет мне в этом минутка чистописания.

8.Минутка чистописания

Перед вами 3 глагола: списал, едет, привезут,отъехать.

а) первая буква в нашей минутке чистописания живет в глаголе будущего времени и обозначает звонкий, мягкий, парный согласный звук. (З)

б) вторая буква в глаголе неопределенной формы и обозначает сразу два звука (Е).

в) третья буква является одним из признаков глагола прошедшего времени. (Л)

зел - составьте 6 всевозможных сочетаний с этими буквами

зел, лез, езл, елз, зле, лзе.

А какое из этих сочетаний является глаголом? Что вы можете рассказать об этом глаголе?



8.Физминутка (матрешки 4 видов разные по размеру, расположить в порядке возрастания, на обратной стороне слово игра)

Игра с мячом. Мяч бросается в руки к игрокам с проговариванием глагола. Вернуть надо мяч в руки ведущего с глаголом противоположного значения.

Бежать-стоять

Въехать – уехать

Нападает-защищает

Кричать – молчать

Терять – находить

Веселиться-грустить

Начинает-кончает





9.Работа по карточкам в группах (проверка при помощи цветов: красный - не согласен, желтый - сомневаюсь, зеленый - согласен).



Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке.

1группа: Раскрой скобки.

Сформулируй правило о написании не с глаголами.

(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.

Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.

2группа: Выбери нужное окончание.

Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов

прошедшего времени.

У двери стоял (о, а, и) маленький ребенок.

В шкафу стоял (о, а, и) хрустальная посуда.

Среди грядок стоял ( о, а, и) соломенное чучело.

На полке стоял (о, а, и) разные книги.

3 группа: Сформулируй правило о правописании глаголов с

шипящей на конце.

Тише едеш(?) – дальше будеш(?).

Нужно береч(?) платье снову, а честь смолоду.

Спряч(?) вещи в шкаф.

4 группа: Вставь пропущенную гласную.

Сформулируй правило о правописании безударного

окончания глаголов.

Декабрь год конча..т, а зиму начина…т.

Собака помн…т, кто ее корм…т.

5 группа: Сформулируй правило о написании ться, тся

в глаголах.

Дети пошли купат(?)ся на озеро.

Они веселят(?)ся и громко кричат.







10.Составление опорной схемы на доске после ответа учащегося от каждой группы.



Не с глаголами Окончание у глаголов Написание ться, тся

пишется отдельно. прошедшего времени у глаголов зависит

зависит от рода и от вопроса.

числа существительного.

Правописание глаголов.

У глаголов на Безударное окончание

конце после шипящей глаголов 1спр. с гл. «е», -ут, -ют

пишется ь. 2спр. с гл. « и», -ат, - ят

11.Подведение итога урока с использованием элементов релаксации.

Показ слайдов на весеннюю тематику со звучание живой музыки.

-Какие чувства вызвало у вас услышанное и увиденное. Выразите свое отношение при помощи глаголов.

12. Итог урока

Оценить работу при помощи цветов: гвоздика-символ победы, кактус - есть еще над чем работать.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Обобщение и систематизация знаний о глаголе" 4 класс

Автор: Гетманова Ольга Ивановна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок-обобщение части речи"
    ["seo_title"] => string(33) "urok_obobshchieniie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "387101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486057540"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урок-обобщение по теме "Зарубежная Европа" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-urok-obobshchieniie-po-tiemie-zarubiezhnaia-ievropa-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140862"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418033732"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "План-конспект урока русского языка в 6 классе "Морфологический разбор глагола""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_6_klassie_morfologhichieskii_razbor_ghla"
    ["file_id"] => string(6) "421000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496906541"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "146404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства