Цели: 1) образовательные: систематизация и обобщение изученного; формирование умений нахождения прилагательных в тексте:
2) развивающие: совершенствование навыков образования, правописанияиупотребления в речи имён прилагательных4 развивать мыслительные способности учащихся;
3) воспитательные: воспитание эстетических и патриотических чувств
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"»
МКОУ «СОШ а. Псаучье-Дахе имени Героя России О. М. Карданова»
Поурочный план по русскому языку в 6 классе
Обобщающий урок по теме:
«Имя прилагательное».
Составила:
учитель русского языка и литературы
Ашибокова Аринат Хамталиевна
Тема. Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное»
Цели: 1) образовательные: закрепление, систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном; формирование умений нахождения прилагательных в тексте»;
2)развивающие: совершенствование навыков образования, правописания и употребления в речи имён прилагательных, навыков лингвистического разбора, монологической речи, работы с тестами; развивать мыслительные способности учащихся;
3) воспитательные: воспитание эстетических и патриотических чувств.
Методы и приёмы: упражнения на развитие избирательной памяти; работа со схемами-таблицами, составление рассказа по опорным словам.
Оборудование: карточки, учебник по русскому языку для 6 класса авторов: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др., мультимедийный проектор.
Ход урока
I.Организационный момент
Проверить готовность класса и учащихся к уроку.
II.Актуализация знаний.
1.Два ученика у доски работают с карточками.
Карточка №1
Синтаксический разбор предложения.
В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды.(Опреде лить вид предложения по цели высказывания, по интонации, по структуре: повествовательное; невосклицательное; простое, распространённое, двусоставное).
Определить разряд прилагательных по значению; разобрать по составу слова: высоком, зимние; определить способ образования.
Карточка №2.
1)Синтаксический разбор предложения. Поставить недостающий знак препинания.
Весна моё любимое время года
2) Образовать все формы степеней сравнения прилагательного любимое.
3) Произвести фонетический разбор слова моё.
2. Фронтальный опрос- повторение.
1) Какой раздел науки о языке мы изучаем?
2)Что изучает морфология? Изучение какой части речи мы только что закончили?
3) К каким частям речи относится имя прилагательное – самостоятельным или служебным? Почему?
Перечислить признаки прилагательного: семантические, грамматические и синтаксические.
Определить синтаксическую роль прилагательных в следующем предложении.
Зимние дни короткие.
3. Проверить правильность выполнения заданий в карточках у учеников, работающих у доски.
III.Самоопределение к деятельности.
--- Итак, ребята, чем мы будем заниматься с вами сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить, систематизировать изученное об имени прилагательном).
IV. Работа по теме урока.
Речевые функции прилагательных.
Творческий диктант. Распространить предложения прилагательными- определениями.
Наступила ночь. Нахмурились под шапками снега сосны и ели. Затих ветер. Небо очистилось от туч. Звёзды мигают на небе.
---Чем отличается первый текст от второго?
(Второй текст более красочный, яркий, выразительный.)
- А как в литературе называются прилагательные-определения? (эпитетами)
2. Прилагательные часто употребляются для характеристики персонажей литературных произведений. По следующим признакам определите, о ком из литературных героев идёт речь:
- Каково значение притяжательных прилагательных? Как они образуются?
Распределить словосочетания в три группы в зависимости от значения прилагательных. Слайд №1. Сделать морфемный разбор трёх прилагательных – по одному из каждой группы.
Степени сравнения прилагательных.
- Какие прилагательные образуют степени сравнения? (качественные)
– Как образуется сравнительная степень прилагательных – простая и составная формы?
- Как образуется превосходная степень – простая и составная формы?
- Какова синтаксическая роль прилагательных в сравнительной и превосходной степени?
- Образовать степени сравнения , сравнительную и превосходную, от прилагательных из предыдущего задания и занести их в таблицу. Слайд №2.
Работа с учебником. Упражнение 390.Ввыразительное чтение текста, определение темы ;
– Понравилась ли картина, нарисованная М. Ю. Лермонтовым?
-- Как бы вы озаглавили данный текст? ( «Чудесный вид из окна», «Величественная красота горного пейзажа» и др.)
-- Благодаря чему Лермонтову удалось передать своеобразную, неповторимую красоту горного края?
-- Найдите предложение, в котором, на ваш взгляд, выражена основная мысль текста. ( «Весело жить в такой земле!»)
2.Словарная работа:
Подошва горы – низ её, начало возвышения.
Палисадник – садик вдоль дома.
Амфитеатр – у древних греков и римлян: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышались друг над другом полукругом.
3.Определить в тексте разряды прилагательных по значению.
VII. Решение тестов. Слайд №4.
VIII.Подведение итогов урока
- Как связаны морфология имён прилагательных и орфография?
- Какие темы вам показались наиболее интересными?
-С какими трудностями столкнулись при изучении темы «Имя прилагательное»?
Домашнее задание: написать сочинение, используя данные опорные слова: небольшой уголок, родной природы, ярко-синее небо, Двуглавый Эльбрус, под снежной шапкой, тёмные скалы, вечнозелёные ели, бурные реки, целебные источники, милый сердцу край.
Слайд №1
Крупные яблоки, чёрствый батон, каменный дом, лисий хвост, тёплый
шарф, шерстяное платье, зимние холода, сильный мороз, мамин
платок, ветреная погода, январский день, заячья лапа, заячья шапка,
мужественный поступок, деревянная избушка, сельский житель, медвежья берлога.
Слайд №2
Степени сравнения прилагательных
Образовать степени сравнения, сравнительную и превосходную, и занести их в таблицу.
Сравнительная
Превосходная
Простая
Составная
Слайд № 3
1).Меня звали бродягой, (не)годным мальчишкой. 2). К самому озеру подходил (не)высокий холм. 3).Свинц…вое небо прост…ралось над головой. 4). Мне под…рили плюш…вого медвеж…нка. 5).Тума(н,нн)ая ночь опустилась над аулом. 6). За лесом открывается песча(н,нн)ая равнина. 7).Алексей вдохнул знакомый запах авиац…о(н,нн)ого бензина. 8). Город спал безмятежно в эту ветре(н,нн)ую ночь. 9).капитан прищурил свои оловя(н,нн)ые глазки. 10). Декабр…ский вечер тих и свеж… . 11).На небе появились (золотисто)(свежие облака. 12). Партизанка мужестве(н,нн)а.
Слайд №4.
Тесты
Укажите, в каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно
А.Он был (не)вежлив.
Б. (Не)настный день закончился.
В. Встреча оказалась далеко (не)радостной.
Г. Мальчик оказался (не)робким, а смелым.
2.Укажите, в каких случаях НЕ с прилагательными пишется раздельно.
А. Рассказ был вовсе (не)интересный.
Б. Девочка была (не)красива.
В. (Не)глубокая канава тянулась вдоль дороги.
Г. Смородина была (не) сладка, а горька.
3. укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква.
А. Плюш…вый, парч…вый, камыш…вый
Б. Ситц…вый, ландыш…вый, вещ…вой
В. Хорош…го, чуж…го, свинц…вого.
4. Укажите ряд, в котором на месте пропуска пишется НН
А. Лимо…ый, утре…ий, обществе…ый
Б. Оловя…ый, пчел…ый, кожа…ый
В. Вещь це…а, стари…ый, лебеди…ый
5. Укажите, в каких словах пишется суффикс –СК-
А.Француз…ий
Б. Уз…кий
В. Черкес…ий
Г. Рыбац…ий
6. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно
А. Ярко(красный) , юго(западный), железно(дорожный)
Б. Пяти(литровый), бело(зубый), древне(русский)
В. Бледно(розовый), зелено(глазый), тёмно(синий)
7. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис
А. Сельско(хозяйственный), северо(западный), сине(зелёный)
Б. Тёмно(зелёный), серебристо(белый), юго(восточный)
В. Лево(сторонний), двадцати(метровый), научно(фантастический)