kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: повторение и обобщение материала

Дидактическая задача: повторить и обобщить знания

Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»

Цели урока:

 

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП;

совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.

 

2. РАЗВИВАЮЩАЯ: 

 

Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»»


Урок русского языка в 9 классе


Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»



Учитель русского языка и литературы

Ракымберлиева Ш.Б.























Обобщающий урок в 9 классе по теме

«Бессоюзное сложное предложение»


Тип урока: повторение и обобщение материала

Дидактическая задача: повторить и обобщить знания

Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»

Цели урока:


  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:


обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП;

совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.


2. РАЗВИВАЮЩАЯ:


Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.

ХОД УРОКА


1.Оргмомент. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете о БСП и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен.

2.Проверка домашнего задания.

3.Постановка цели урока.

Сегодня мы совершим путешествие в Объединенное Королевство Синтаксиса и Пунктуации. Скажите, а с какой целью совершаются путешествия? (Ответы учащихся.)

Цель урока — повторить и обобщить знания по теме «БСП».

Правильно, молодцы, вот мы и определили цели нашего урока-путешествия.

1-й этап. Повторение. Работа с орфограммами и схемами предложений. (Слайды № 4, 5, 6). А. На экране вы видите текст. Прочтите его внимательно и назовите несколько орфограмм, которые встретились в этом тексте (устно).

Наступила ра...яя весна, и уже (кое)где появились первые проталины. Толстые сосульки свисали с крыш? и обтаивали на со...нце. Когда капли падали с них, по всем улицам ра...носилась песня весны.

(Безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, правописание существительных мн. числа, род. падежа, приставки на з-, с-, правописание наречий, Н, НН в прилагательных.)

Наступила ранняя весна, и уже кое-где появились первые проталины. Толстые сосульки свисали с крыш и обтаивали на солнце. Когда капли падали с них, по всем улицам разносилась песня весны.

Б. Определите виды предложений по их строению и составьте схемы, объясняя их (письменно).

  1. [=–], и [=–].

  2. [–= и =].

  3. (Когда –= ), [=–],=

2-й этап

А. Знакомство с новым материалом. Запятая. (Слайд № 8)

– Подъезжаем к станции... и видим на плакате надпись:

Солнце жжет глаза слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жара.

– Да, придется остановиться и утолить жажду знаний. Для удобства запишите предложение в тетрадь.

– Какое по строению перед нами предложение? (БСП.)

– Что является средством связи между простыми предложениями? (Интонация.)

– Каковы смысловые отношения между простыми предложениями? (Одновременность происходящих событий или перечисление фактов, событий.)

– А какая интонация? (Перечислительная.) Что это нам напоминает?

– Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить на границе между предложениями? (Запятая выступит в роли пограничного столба.)

Правильно, наша станция так и называется «Запятая».

Продолжим работу. Спишите с экрана предложения, поставьте знаки препинания и прочитайте с соответствующей интонацией. (Слайд № 9)

Задремали звезды золотые задрожало зеркало затона брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. Да, в Белинском наши лучшие идеалы в Белинском же история нашего общественного развития в нем же и тяжкий, горький, неизгладимый упрек нашему обществу.

До свидания, станция «Запятая». Как поется в песне: «Я ей помашу рукой». (Дети машут руками.) Ваши ручки немного отдохнут и спинки тоже.

3-й этап. А на горизонте уже новая станция, ее название: «Точка с запятой». Останавливаемся? Перед вами предложения с уже расставленными знаками препинания. Перепишите в тетрадь.

Б. Продолжение знакомства с новым материалом. Точка с запятой.

Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с нее невысокие, тоже распаханные холмы. Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумрудов (И.Тургенев).

– Каковы смысловые отношения между частями БСП? (Перечисление одновременно или последовательно происходящих событий и явлений.)

– Прочитайте их, соблюдая нужную интонацию.

– Чем отличается интонация этих предложений от предыдущих? (Точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижение голоса, почти как на точке. Предложения такие читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.)

– А что еще можно увидеть в простых предложениях в составе БСП? (Уже имеющиеся запятые.)

– Что же является важным при выборе запятой и точки с запятой? (Смысловые отношения и распространенность простых предложений.)



4-ый этап. А. Знакомство с новым материалом. Двоеточие.

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Какое по строению перед нами предложение? (БСП.)

– Каковы смысловые отношения между частями БСП? (Причины и следствия.)

До свидания, станция «Двоеточие». Как поется в песне: «Я ей тоже помашу рукой».


5-й этап. А. Знакомство с новым материалом.Тире.

Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной –

Ни власть, ни жизнь меня не веселят. ( второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно поставить союз «потому что», следовательно, нужно поставить двоеточие.)

Станция «Конечная».Тест

6-й этап. Рефлексия (Слайды №14)

 Мы сегодня с вами сделали еще один из шагов к вершине знаний, которые можно представить в виде горы (вспомните начало урока).

А. Простое предложение, ССП, СПП, БСП и осталось чуть-чуть, но как поет Владимир Высоцкий: «Мы рубим ступени, ни шагу назад и от напряженья колени дрожат, и сердце готово к вершине бежать из груди. Весь мир на ладони – ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди», вам до вершины осталось немного, именно на вершине вас ждут – это Король Синтаксис и Королева Пунктуация.

Б. Что узнали нового? Интересного?

6-й этап. Домашнее задание (Слайд № 16) Написать Сочинение-эссе «О бессоюзном сложном предложении.

Итоги урока

Что мы сегодня вспомнили на уроке?

Ребята, какова была цель нашего урока? (обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в БСП)

Наш урок завершается. Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?


Выставление оценок.


































Знаки препинания в БСП


1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно.

[ ] , [ ].

2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть дополнительные знаки препинания).

[ ] ; [ ].

3. Двоеточие ставится:


1) [ ] : [ пояснение ] (а именно) (раскрывает содержание первой части)


2) [ ] : [причина ] ( потому что, так как, ибо)


3) [ ] : [дополнение] (что…, и увидел, и услышал, и почувствовал…)


4. Тире ставится:


1) [ ] — [быстрая смена событий или неожиданный результат]. ( и )


2) [ ] — [ противопоставление ]. (а, но)


3) [ ] — [результат, вывод]. (так что, поэтому)


4) [время] — [ ]. (когда)


5) [условие] — [ ]. (если)




9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Автор: Ракымберлиева Шолпан Базарбаевна

Дата: 19.03.2016

Номер свидетельства: 307467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»"
    ["seo_title"] => string(78) "obobshchieniie_izuchiennogho_po_tiemie_biessoiuznoie_slozhnoie_priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "456247"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518259482"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Бессоюзные сложные предложения.Обобщающий урок."
    ["seo_title"] => string(57) "bessoiuznye_slozhnye_predlozheniia_obobshchaiushchii_urok"
    ["file_id"] => string(6) "630735"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1683046385"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-tirie-miezhdu-chastiami-biessoiuznogho-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450979564"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Текст «Театр» "
    ["seo_title"] => string(65) "dvoietochiie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-tiekst-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "188114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426612332"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Простые и сложные предложения" "
    ["seo_title"] => string(38) "prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "178913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424891971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства