Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»»
Урок русского языка в 9 классе
Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Учитель русского языка и литературы
Ракымберлиева Ш.Б.
Обобщающий урок в 9 классе по теме
«Бессоюзное сложное предложение»
Тип урока: повторение и обобщение материала
Дидактическая задача: повторить и обобщить знания
Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП;
совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент. Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете о БСП и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен.
2.Проверка домашнего задания.
3.Постановка цели урока.
Сегодня мы совершим путешествие в Объединенное Королевство Синтаксиса и Пунктуации. Скажите, а с какой целью совершаются путешествия? (Ответы учащихся.)
Цель урока — повторить и обобщить знания по теме «БСП».
Правильно, молодцы, вот мы и определили цели нашего урока-путешествия.
1-й этап. Повторение. Работа с орфограммами и схемами предложений. (Слайды № 4, 5, 6). А. На экране вы видите текст. Прочтите его внимательно и назовите несколько орфограмм, которые встретились в этом тексте (устно).
Наступила ра...яя весна, и уже (кое)где появились первые проталины. Толстые сосульки свисали с крыш? и обтаивали на со...нце. Когда капли падали с них, по всем улицам ра...носилась песня весны.
(Безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, правописание существительных мн. числа, род. падежа, приставки на з-, с-, правописание наречий, Н, НН в прилагательных.)
Наступила ранняя весна, и уже кое-где появились первые проталины. Толстые сосульки свисали с крыш и обтаивали на солнце. Когда капли падали с них, по всем улицам разносилась песня весны.
Б. Определите виды предложений по их строению и составьте схемы, объясняя их (письменно).
[=–], и [=–].
[–= и =].
(Когда –= ), [=–],=
2-й этап
А. Знакомство с новым материалом. Запятая. (Слайд № 8)
– Подъезжаем к станции... и видим на плакате надпись:
Солнце жжет глаза слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жара.
– Да, придется остановиться и утолить жажду знаний. Для удобства запишите предложение в тетрадь.
– Какое по строению перед нами предложение? (БСП.)
– Что является средством связи между простыми предложениями? (Интонация.)
– Каковы смысловые отношения между простыми предложениями? (Одновременность происходящих событий или перечисление фактов, событий.)
– А какая интонация? (Перечислительная.) Что это нам напоминает?
– Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить на границе между предложениями? (Запятая выступит в роли пограничного столба.)
Правильно, наша станция так и называется «Запятая».
Продолжим работу. Спишите с экрана предложения, поставьте знаки препинания и прочитайте с соответствующей интонацией. (Слайд № 9)
Задремали звезды золотые задрожало зеркало затона брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. Да, в Белинском наши лучшие идеалы в Белинском же история нашего общественного развития в нем же и тяжкий, горький, неизгладимый упрек нашему обществу.
До свидания, станция «Запятая». Как поется в песне: «Я ей помашу рукой». (Дети машут руками.) Ваши ручки немного отдохнут и спинки тоже.
3-й этап. А на горизонте уже новая станция, ее название: «Точка с запятой». Останавливаемся? Перед вами предложения с уже расставленными знаками препинания. Перепишите в тетрадь.
Б. Продолжение знакомства с новым материалом. Точка с запятой.
Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с нее невысокие, тоже распаханные холмы. Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумрудов (И.Тургенев).
– Каковы смысловые отношения между частями БСП? (Перечисление одновременно или последовательно происходящих событий и явлений.)
– Прочитайте их, соблюдая нужную интонацию.
– Чем отличается интонация этих предложений от предыдущих? (Точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижение голоса, почти как на точке. Предложения такие читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.)
– А что еще можно увидеть в простых предложениях в составе БСП? (Уже имеющиеся запятые.)
– Что же является важным при выборе запятой и точки с запятой? (Смысловые отношения и распространенность простых предложений.)
4-ый этап. А. Знакомство с новым материалом. Двоеточие.
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
Какое по строению перед нами предложение? (БСП.)
– Каковы смысловые отношения между частями БСП? (Причины и следствия.)
До свидания, станция «Двоеточие». Как поется в песне: «Я ей тоже помашу рукой».
5-й этап. А. Знакомство с новым материалом.Тире.
Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной –
Ни власть, ни жизнь меня не веселят. ( второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно поставить союз «потому что», следовательно, нужно поставить двоеточие.)
Станция «Конечная».Тест
6-й этап. Рефлексия (Слайды №14)
Мы сегодня с вами сделали еще один из шагов к вершине знаний, которые можно представить в виде горы (вспомните начало урока).
А. Простое предложение, ССП, СПП, БСП и осталось чуть-чуть, но как поет Владимир Высоцкий: «Мы рубим ступени, ни шагу назад и от напряженья колени дрожат, и сердце готово к вершине бежать из груди. Весь мир на ладони – ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди», вам до вершины осталось немного, именно на вершине вас ждут – это Король Синтаксис и Королева Пунктуация.
Б. Что узнали нового? Интересного?
6-й этап. Домашнее задание (Слайд № 16)Написать Сочинение-эссе «О бессоюзном сложном предложении.
Итоги урока
— Что мы сегодня вспомнили на уроке?
— Ребята, какова была цель нашего урока? (обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в БСП)
— Наш урок завершается. Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?
Выставление оценок.
Знаки препинания в БСП
1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть дополнительные знаки препинания).
[ ] ; [ ].
3. Двоеточие ставится:
1) [ ] : [ пояснение ] (а именно) (раскрывает содержание первой части)
2) [ ] : [причина ] ( потому что, так как, ибо)
3) [ ] : [дополнение] (что…, и увидел, и услышал, и почувствовал…)
4. Тире ставится:
1) [ ] — [быстрая смена событий или неожиданный результат]. ( и )