Формы организации урока: индивидуальная, групповая и коллективная
Методы:словесные, практические, частично - поисковый
«Не делай никогда того,
чего не знаешь,
но научись всему,
что нужно знать.
Пифагор.
Сл.1
Ход урока:
1.Вводно – мотивационный этап.
Сегодня мы продолжим изучение типов СПП и познакомимся с новым видом придаточных. Но вначале повторим то, что нам уже стало известно.
СЛ.2, 3-ответы
2.Актуализация опорных знаний.
Заполните пробелы в карточке.
1.Грамматическая основа предложения- это ………… и …………. .
2. По наличию главных членов предложения простые предложения бывают: …………… и ………………….. .
3.Соединение простых предложений, одно из которых главное, другое – придаточное, - это ……………… .
4.Предложение по структуре и смыслу подчиняется главному называется ………. .
5.Предложение, в котором от главного предложения к придаточному задают вопросы: какой? какая? какие? называется СПП с придаточным ……………..
6. В СПП с придаточным места от главной части к придаточной задаются вопросы: ………………………………………………………………………… .
Самопроверка по ключу :
Подлежащее и сказуемое
Односоставные и двусставные
СПП
Придаточное
Определительным
Где? Куда? Откуда?
Сл.43.Работа по теме урока
1.Легенда «Шесть слепых и слон»
Слепым было дано задание определить, на что похоже незнакомое им животное – слон. Один из слепых, который завладел ногой слона, заявил, что слон похож на столб. Второй, у которого в руках оказался хвост животного, сказал, что слон похож на веревку. Трое остальных, которые притрагивались к уху, хоботу и клыку слона, с одинаковой категоричностью отстаивали мнение о том, что он похож соответственно на парус, шланг и копье.
Задание ученикам: выписать слова, обозначающие то, с чем сравнивается слон. (столб, веревка, стена, парус, шланг, копье)
Вопросы к тексту: (Слайд 5)
1)Правильно ли слепые получили представление о слоне?
2)Что необходимо для того, чтобы оно стало правильным? (Для правильного знания необходимо изучить объект в его целостности, т. е. со всех сторон)
3)Сколько объектов необходимо для сравнения?
4)Подумайте, какие приемы сравнения выделяет русский язык?
2.Рассказ учащегося о приемах сравнения (Слайд 6)
Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другими, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения и отвечают на вопрос как? Рассмотрим их.
2)Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа . Творительный сравнения употребляется преимущественно в поэтической речи и отсутствует в научном и деловом стилях:
Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег.
3) Сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного:Правда дороже золота.
4)Сравнительным оборотом. С помощью этой синтаксической конструкции сравниваются предметы, действия, признаки: Краткоречие,точно жемчуг, блещет содержанием. Состоит сравнительный оборот из слова или словосочетания со сравнительным союзом как, точно, словно, будто, как будто, что Сравнительный оборот осложняет простое предложение, на письме выделяется с обеих сторон запятыми.
Роль сравнительных оборотов в речи
Позволяют шире представить признаки предметов, явлений
Украшают речь, делают её образной, выразительной, меткой.
ТЕМА (СЛ.7)
3.Сопоставление предложений (Слайд 8)
Существует еще один способ сравнения – сравнение с помощью СПП.
Цель, тема.
Сопоставьте 2 предложения.( Работа у доски 1 пр-е Таня, 2- Настя выделяют грамматич. основу, вопросы)
Сердцем старайся сберечь,
Как звёздное небо России,
Обычную русскую речь.
Б. Саянов
2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Г. Паустовский)
А) Что объединяет предложения? (сравнительные отношения)
Б) Чем они выражены? (сравнительный оборот, придаточное сравнительное)
В) Как отличить сравнительный оборот от придаточного сравнительного предложения?
ФИЗМИНУТКА (Сл.9)
4.Организация исследовательской деятельности
Давайте попробуем сами определить отличительные признаки новых придаточных, не обращаясь к учебнику.
Действуем по плану:
Найти главное и придаточное предложение. Определяем значение придаточного.
Задать вопрос от главной части к придаточной.
Определить, к чему относится придаточное: ко всему главному или к какому-то одному слову, местоположение придаточного
Определить средство связи.
Объясните смысл записанных предложений.
Предложения для анализа: ((Сл.10))
(работают 3 группы)
1.Лучше замерзнуть на ходу, чем сгнить, сидя на месте.
2.Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят.
3.Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом.Вывод по исслед-ю (Сл.11)
Данные записываем в карточку, дополняем информацию об СПП. После исследования сравниваем инф-ю с учебником.
5.Лингвистическая игра «Третье лишнее». Почему оно лишнее?
(Слайд 12, 13-ответы)
(задания для групп)
1.А.В долине неба синей – синей паслись, как овцы, облака.
В.Чем проще слово, тем оно точнее.
С.Льдины плыли и плыли, словно со всего моря стягивались в этот узкий пролив.
2.А.Благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью.
В.Коль умеешь слушать правду, научись и говорить ее.
С.Чем человек умнее и добрее, тем более он замечает добра в людях.
2.А.В важных делах жизни надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.
В.Дурные книжки могут так же испортить нас, как портят дурные товарищи.
С.Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.
6.Обобщение материала
Ответьте на вопросы: (Слайд 14)
1.На какие вопросы отвечают придаточные сравнения?
2.Какими союзами они присоединяются к главному предложению?
3.К чему относятся данные предложения?
4.Их позиция по отношению к главному?
5.Какова роль придаточных сравнения в речи?
Проверьте себя: (Слайд 15)
1.Вопросы придаточных сравнения: Как? Подобно чему? Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?
2.Средства связи: союзы чем, как, будто, словно, точно, как бы, чем – тем, подобно тому как.
3.Придаточные сравнения относятся ко всему главному предложению.
4.Придаточные сравнения занимают любые позиции с предпочтением позиции после главного предложения.