Обобщающие слова при однородных членах предложения
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Цель урока: учить находить обобщающие слова при однородных членах предложения, формирование умения правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений, развивать умение высказывать свое предположение в группе на основе работы с материалом урока, самостоятельность, активность, познавательную деятельность, воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах предложения»
Гимназия №51
Класс: 8 «Г»
Учитель:Уракова А. К.
2014-2015 учебный год
Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Цель урока: учить находить обобщающие слова при однородных членах предложения, формирование умения правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений, развивать умение высказывать свое предположение в группе на основе работы с материалом урока, самостоятельность, активность, познавательную деятельность, воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам страны.
Тип урока: усвоение знаний
Формы работы: групповая
Наглядность: слайды, карточки.
Знать: 1. какие члены предложения называются однородными;
2. какое слово при однородных членах называется обобщающим;
3. какие знаки препинания ставятся при обобщающем слове.
Уметь: 1. находитьобобщающее слово и однородные члены предложения;
2. расставлять знаки препинания;
3. составлять схемы предложений.
Ход урока
І. Организация класса к уроку.
ІІ. Повторение сведений об однородных членахпредложения.
На слайде предложение:
По обеим сторонам дороги виднелись березы, сосны, дубы.
Какие члены предложения называются однородными?
Прочитайте предложение, найдите однородные члены предложения.
На какой вопрос они отвечают?
С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
Какую синтаксическую роль выполняют в предложений?
ІІІ. Объяснение.
Березы, сосны, дубы – однородные члены предложения.
Как можно назвать все эти слова одним словом? (деревья).
Слово деревья вмещает в себя и березы, и сосны, и дубы. Слово деревья является
общим для всех остальных слов. Такое слово называется обобщающим. В роли обобщающих слов могут выступать слова все, всё, всюду, везде, никто, ничто. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены предложения.
А сейчас мы рассмотрим, какие знаки препинания ставятся при обобщающем слове.
По обеим сторонам дороги росли деревья: березы, сосны, дубы.
: , , .
По обеим сторонам дороги росли деревья: березы, сосны, дубы – деревья.
Задание: составить предложения; обобщающее слово стоит:
І. перед однородные членами
ІІ. после однородных членов предложения.
Упражнение 4 (задание под первой звездочкой)
В каждое предложение нужно вставить обобщающее слова при однородных членах, расставить знаки препинания.
І группа: 1 и 2 предложения.
Поставить обобщающее слово перед однородными членами предложения.
ІІ группа: 3 и 4 предложения.
Поставить обобщающее слово после однородных членов предложения.
ІІІ группа: 5 предложение.
Поставить обобщающее слово перед однородными членами.
6 предложение.
Поставить обобщающее слово после однородных членов предложения.
Ү. Работа с текстом (на слайде)
1. Вступительное слово.
Лексическую тему нашего урока мы попробуем связать с великой датой. В этом году мы будем отмечать 70-летие Великой Победы нашего народа над фашистской Германией.
Вы уже знаете, какой след оставила война в сердцах миллионов людей. Она сломала людские жизни, искалечила души, уничтожила надежды, лишила миллионы жизней. (звучит музыка)
1 ученик. 22 июня 1941 года войска фашистской Германии перешли наши границы. Началась Великая Отечественная война. В каждой семье были и живут сегодня те, кто были очевидцами той страшной трагедии.
2 ученик. Но вот пролетают за вехой вехи
И мир уже в 21-ом веке,
Но будут помнить потомки свято
Подвиг солдата века двадцатого!
Пусть память хранить помогут эти
70 шагов к Победе!
2.Чтение текста.
В середине июля 1941 года немецкие солдаты прорвали оборону фронта и двинулись к Сталинграду. Наше командование предприняло всё, чтобы задержать врага. Между Волгой и Доном был создан Сталинградский фронт.
Из города эвакуировали жителей женщин стариков детей больных. На каждом заводе создали батальоны добровольцев. Они изготовляли орудия танки автоматы снаряды.
23 августа 1942 года тысячи самолетов с черными крестами обрушились на Сталинград. Они сбрасывали на жилые дома на задания на кварталы сотни бомб. Фашистам удалось прорваться на окраину города. Но там их встретили зенитчики курсанты чекисты защитники города.
О чем этот текст? Определите тип текста.
Как можно озаглавить текст?
Задание: найти в тексте предложение, где обобщающее слово стоит:
1 группа: после однородных членов предложения, составить схему.
2 группа: перед однородными членами предложения, составить схему.
3 группа: найти предложение с однородными членами предложения, составить схему.
ҮІ. Вместо точек вставить однородные члены предложения, расставить знаки препинания.
Нашему путешествию не помешало ничто... .
Осенью в разноцветный наряд одеваються деревья... .
Из – за тумана не было видно ничего... .
ҮІІ. Обобщение.
Какие члены предложения называются однородными?
Какое слово при однородных членах предложения называется обобщающим?
Где может стоять обобщаюшее слово?
Какие знаки препинания ставятся в предложениях, где есть обобщающее слово?