- познакомить учащихся с правильной постановкой знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.
- совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом, обращением, однородными членами предложения ;
- совершенствовать умение правильно писать, объяснять написание слов с безударной гласной в корне, непроверяемой гласной в корне;
- развивать культуру речи учащихся.
- предоставлять возможность для самореализации учащихся на уроке.
1. Наглядный
2. Исследовательский
3. Творческий
1. Индивидуальная
2. Парная
1. Карточки
2. Доска
3. Дидактический материал
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала. | -Словарный диктант (запись слов с орфографическим разбором). Равнина, метафора, берёза, пороша, олицетворение, вьюга, эпитет, снега, пурга. | Запись слов с орфографическим разбором( 2 учеников работают у доски). Проверка. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | - На сколько смысловых групп можно распределить данные слова? (на три группы) - Найдите обобщающее слово для каждой группы. (средства выразительности речи, пейзаж, явления природы). -Озвучьте эти слова. - Так как называются слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членов? (на доску учителем вывешиваются 3 карточки) Средства выразительности речи Эпитет Метафора Олицетворение
Явления природы Пороша Вьюга пурга
Пейзаж Равнина Берёза Снега
-Сформулируйте тему урока. - Определите учебную задачу нашего урока. | Распределяют слова и осуществляют самопроверку. Дают ответ. Подбирают обобщающие слова для каждой группы, записывают в тетрадь. Дают ответ. Дают ответ. Формулируют тему урока (Обобщающие слова при однородных членах предложения)
Формулируют цель (Научиться находить обобщающие слова при однородных членах предложения) | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
4. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут). Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися. | - А сейчас вы выступите в роли исследователей. Составьте и запишите предложение со словами одной из карточек. Расставьте знаки препинания.
- Проверьте свои предположения и обратитесь к правилу. - Какой знак ставится после обобщающего слова? - Исправьте свои ошибки и составьте схему предложения. | Учащиеся работают в тетради, 3 человека работают у доски.
Проверка. Учащиеся у доски доказывают постановку знаков препинания. Чтение правила.
Дают ответ.
Исправляют ошибки, составляют схему. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
5. Первичное закрепление (4-5 минут) Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. | -А сейчас мы будем работать в парах. Игра «Головоломка».Карточки лежат у вас на партах. -Послушайте внимательно задание. Задание: подобрать к первой части предложения вторую. В каждом предложении найти обобщающее слово. Карточка Все было покрыто снегом: Ветер расшалился: Я вижу родную картину: Разные оттенки красок использует зима: заиграл ветками, раскидал снега по дорожкам, запел в печных трубах. серебристые, золотистые, голубоватые. бескрайние леса, дремучие леса. деревья, крыши домов, ограды. |
| Учащиеся работают в парах, подбирают к первой части вторую часть, находят обобщающее слово. Проверка. Озвучивают свои предложения и называют обобщающие слова. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель этапа: Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут) | -А сейчас давайте выполним следующее задание. На столах у вас лежат карточки. Внимательно прочитайте задание и выполните его. Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова. Обозначьте их графически. Карточка 1. Сколько забав пр..готовила зима л..дяные г..рки к..тание на коньках игру в сне..ки. 2. Везде были пуш..стые сугробы слева и справа вп..реди и п..зади. 3. Все казалось мне р..дным заснеженная церковь, стаи гал..к на плетне, зак..ванная в лёд реч..ка. |
| Учащиеся индивидуально выполняют работу в тетрадях.
Проверка. На доску вывешиваются схемы предложений. Орфографию можно проверить с помощью наглядной таблицы: 1 | и, е, о, а; | 2 | и, е, о; | 3 | о, о, о, -; |
| Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция,(Р) |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия. (7-8 минут) | Задание. Продолжите текст, подбирая к обобщающим словам однородные члены предложения. Карточка Всё вокруг преобразила зима: Какие чудеса творит она: Приглядись внимательно и увидишь на снегу следы разных птиц: Спасибо, зима, за то, что учишь видеть всё прекрасное в природе: |
| Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка. Дети зачитывают свои варианты и называют обобщающие слова и однородные члены. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция (Р) |
8. Рефлексия деятельности. Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | -Обратите внимание на ключевые слова урока (однородные члены предложения, обобщающее слово, знаки препинания) и продолжите предложения: Сегодня на уроке я научился… Я могу похвалить себя за… | Учащиеся проговаривают свои предложения. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
9. Домашнее задание | -Слова, какой тематической группы встречались в предложениях урока? Задание: Написать текст о зиме (семь предложений), используя в нём обобщающие слова при однородных членах предложения.
| Учащиеся дают ответ | |
|