kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока  «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Цели урока:

Образовательные:

- дать понятие об обобщающем слове  и его роли в предложении;

- формировать умение находить обобщающее слово;

- познакомить учащихся с правильной постановкой знаков препинания в предложении  с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Развивающие:

- совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом, обращением, однородными членами предложения ;

- совершенствовать умение правильно писать, объяснять написание слов с безударной гласной в корне, непроверяемой гласной в корне;

- развивать умение работать над творческой зарисовкой по заданному началу;

- развивать культуру речи учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету и родному языку;

- воспитать ответственность за групповое решение;

Задачи урока:

-создание педагогических условий для освоения материала;

- предоставлять возможность для самореализации учащихся на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах предложения »

Тема урока «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Цели урока:

Образовательные:

- дать понятие об обобщающем слове и его роли в предложении;

- формировать умение находить обобщающее слово;

- познакомить учащихся с правильной постановкой знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Развивающие:

- совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом, обращением, однородными членами предложения ;

- совершенствовать умение правильно писать, объяснять написание слов с безударной гласной в корне, непроверяемой гласной в корне;

- развивать умение работать над творческой зарисовкой по заданному началу;

- развивать культуру речи учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету и родному языку;

- воспитать ответственность за групповое решение;

Задачи урока:

-создание педагогических условий для освоения материала;

- предоставлять возможность для самореализации учащихся на уроке.

Методы:

1. Наглядный

2. Исследовательский

3. Творческий

Форма организации учебной деятельности:

1. Индивидуальная

2. Парная

Оборудование:

1. Карточки

2. Доска

3. Дидактический материал

Этапы урока:

-организационный момент

- актуализация знаний

- постановка учебной задачи,

- открытие нового знания,

- первичное закрепление,

- самостоятельная работа с самопроверкой

-включение нового знания в систему знаний и повторение

-рефлексия

-домашнее задание

Форма проведения урока: урок-исследование

Ход урока



Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!


 Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

 Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

  Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала.

-Словарный диктант (запись слов с орфографическим разбором).

Равнина, метафора, берёза, пороша, олицетворение, вьюга, эпитет, снега, пурга.


Запись слов с орфографическим разбором( 2 учеников работают у доски).


Проверка.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)



 

3.      Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- На сколько смысловых групп можно распределить данные слова?

(на три группы)

- Найдите обобщающее слово для каждой группы.

(средства выразительности речи, пейзаж, явления природы).

-Озвучьте эти слова.

- Так как называются слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членов?

(на доску учителем вывешиваются 3 карточки)

Средства выразительности речи

Эпитет

Метафора

Олицетворение









Явления природы

Пороша

Вьюга

пурга







Пейзаж

Равнина

Берёза

Снега









-Сформулируйте тему урока.

- Определите учебную задачу нашего урока.


Распределяют слова и осуществляют самопроверку.


Дают ответ.


Подбирают обобщающие слова для каждой группы, записывают в тетрадь.



Дают ответ.








Дают ответ.






















Формулируют тему урока (Обобщающие слова при однородных членах предложения)



Формулируют цель (Научиться находить обобщающие слова при однородных членах предложения)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)


 

4.      «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут).

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися.

- А сейчас вы выступите в роли исследователей. Составьте и запишите предложение со словами одной из карточек. Расставьте знаки препинания.



- Проверьте свои предположения и обратитесь к правилу.

- Какой знак ставится после обобщающего слова?

- Исправьте свои ошибки и составьте схему предложения.

Учащиеся работают в тетради, 3 человека работают у доски.







Проверка. Учащиеся у доски доказывают постановку знаков препинания.

Чтение правила.





Дают ответ.





Исправляют ошибки, составляют схему.


Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)


 

5.      Первичное закрепление

(4-5 минут)

 Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.


-А сейчас мы будем работать в парах. Игра «Головоломка».Карточки лежат у вас на партах.

-Послушайте внимательно задание. Задание: подобрать к первой части предложения вторую. В каждом предложении найти обобщающее слово.

Карточка

Все было покрыто снегом:

Ветер расшалился:

Я вижу родную картину:

Разные оттенки красок использует зима:

заиграл ветками, раскидал снега по дорожкам, запел в печных трубах.

серебристые, золотистые, голубоватые.

бескрайние леса, дремучие леса.

деревья, крыши домов, ограды.



Учащиеся работают в парах, подбирают к первой части вторую часть, находят обобщающее слово.

Проверка. Озвучивают свои предложения и называют обобщающие слова.


Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)


6.      Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель этапа: Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

 

-А сейчас давайте выполним следующее задание. На столах у вас лежат карточки. Внимательно прочитайте задание и выполните его.

Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова. Обозначьте их графически.

Карточка

1. Сколько забав пр..готовила зима л..дяные г..рки к..тание на коньках игру в сне..ки.

2. Везде были пуш..стые сугробы слева и справа вп..реди и п..зади.

3. Все казалось мне р..дным заснеженная церковь, стаи гал..к на плетне, зак..ванная в лёд реч..ка.




Учащиеся индивидуально выполняют работу в тетрадях.



Проверка. На доску вывешиваются схемы предложений. Орфографию можно проверить с помощью наглядной таблицы:

1

и, е, о, а;

2

и, е, о;

3

о, о, о, -;






Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция,(Р)

7.      Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

Цель: отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

(7-8 минут)

 

Задание. Продолжите текст, подбирая к обобщающим словам однородные члены предложения.

Карточка

Всё вокруг преобразила зима:


Какие чудеса творит она:


Приглядись внимательно и увидишь на снегу следы разных птиц:


Спасибо, зима, за то, что учишь видеть всё прекрасное в природе:






Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Проверка. Дети зачитывают свои варианты и называют обобщающие слова и однородные члены.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция (Р)

8.      Рефлексия деятельности.

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

-Обратите внимание на ключевые слова урока (однородные члены предложения, обобщающее слово, знаки препинания) и продолжите предложения:

Сегодня на уроке я научился…

Я могу похвалить себя за…


Учащиеся проговаривают свои предложения.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

9.      Домашнее задание

-Слова, какой тематической группы встречались в предложениях урока?

Задание: Написать текст о зиме (семь предложений), используя в нём обобщающие слова при однородных членах предложения.




Учащиеся дают ответ


 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Обобщающие слова при однородных членах предложения

Автор: Федотова Татьяна Витальевна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) ". Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания  при них."
    ["seo_title"] => string(98) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh-1"
    ["file_id"] => string(6) "248482"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446732926"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них "
    ["seo_title"] => string(96) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "158228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421696232"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Предложения с однородными членами предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения."
    ["seo_title"] => string(123) "priedlozhieniia-s-odnorodnymi-chlienami-priedlozhieniia-obobshchaiushchieie-slovo-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "290985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455038730"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Осложненные предложения и знаки препинания в них. Однородные члены предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения. "
    ["seo_title"] => string(161) "oslozhniennyie-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-v-nikh-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "110189"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405672649"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок русского языка в 8 классе. Обобщающие слова при однородных членах предложения. "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426324084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства