Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения"»
Аникина Ольга Васильевна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» го Саранск
Учитель русского языка и литературы
Обобщающий урок-практикум с компьютерной поддержкой
«Однородные члены предложения»
(8 класс)
Сегодня урок-практикум по теме «Однородные члены предложения». Мы закрепим знания по данной теме, отработаем умения расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. Повторим орфографию и некоторые сведения по развитию речи. Итогом работы будет выполнение компьютерного теста по пройденной теме. Запишите число и тему урока.
I. Фронтальный опрос.
Вам было задано повторить теоретические сведения по теме, а примеры нужно привести из ранее изученных произведений по литературе.
Какие члены предложения называются однородными? Назовите их признаки.
Какими союзами могут быть связаны однородные члены предложения?
Как можно различить однородные и неоднородные определения?
Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.
Нарисуйте схему.
II. Комплексный анализ текста. (Слайд 1)
Беседа по содержанию.
В Спасском-Лутовинове всегда было много гостей. Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина Фет и Некрасов. Славу усадьбы поддерживал и сам Тургенев, любивший эти места дороги с плавными изгибами по холмам тихие пруды сады и острова леса парк.4 Липы и рябина дубы и клены яблони елки и ясени все перемешано в этом парке. Зелень вода в прудах птичий гомон деревенские песни охота это и был мир, родивший Тургенева. Не всё в парке помн..т писателя, потому? что деревья ум…рают, как и люди. Но многое здесь такое же, как и при Тургеневе липовые а…еи косматые ели солнечные поляны покрытые шалфеем и одуванчиками парк поле крики грачей на тополях в усадьбе.7 И все?таки воспринимаешь это как открытие. Убеждаеш…ся в том, что даже самое значительное питается обычными земными соками.
(По В. Пескову.)
Выразительно прочитайте текст. Как можно озаглавить его?
Определите тему и идею текста.
Определите тип текста и стиль речи. Докажите.
Работа над орфографией и пунктуацией.
Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.
Найдите предложения с однородными членами предложения в тексте. Расставьте знаки препинания и объясните их.
Выпишите предложения, предназначенные для пунктуационного разбора. Выполните его. На доске нарисуйте схему.
Перестройте это предложение так, чтобы обобщающее слово стояло в конце предложения.
Выполните синтаксический разбор предложения (ученик у доски).
По данной схеме составьте свое предложение. Найдите в тексте и выпишите неоднородные определения вместе с определяемым словом. Почему они неоднородные?
Определите роль повторяющихся союзов в тексте.
Выпишите из любого предложения с однородными членами словосочетания на разные способы подчинительной связи, с сочинительной связи.
Объясните остальные пунктограммы в тексте
Контроль знаний.
Завершим урок контролем знаний. Одна группа выполняет тест на компьютере, вторая заполняет словарную статью.
Тест
Укажи предложения с однородными членами.
1) Среди зелени вьётся хорошо заметная но не укатанная колея.
2) Снег уже выпал но зима ещё не вступила в свои права.
3) Ученики не только внимательно выслушали задание но постарались тщательно выполнить его.
4) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес…
Укажи предложения, в которых верно расставлены знаки препинания.
1) Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки.
2) Поднялось солнце и залило волнами света и тепла, и водную гладь, и потопленный лес, и Кузьму.
3) Боры и дубравы, березняки с живописными озёрами всё больше привлекают горожан.
4) Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клён зеленели приветливо и свежо.
Найди предложение с грамматической ошибкой.
1) Огонь горел щедро, дымно, в полную силу.
2) Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами.
3) В «Ревизоре», поставленном на сцене драматического театра, хорошо играли как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля.
4) Дремали не только леса, но и лесные озёра.
Найди предложения с неоднородными определениями.
1) Мы переходили речку через длинный каменный мост.
2) Во мне эта песня будила странное большое и жуткое чувство.
3) Над прибрежными травами низко вились несметные бледно-зелёные мотыльки.
4) Глаза её ещё больше увеличились и сделались глубокими влажным и сияющими.
Найди правильный вариант расстановки знаков препинания.
Всё вокруг __ серенькое небо, обветшалые дома, чахлые деревца__ выглядело как-то жалко и сиротливо.
1) тире и тире 4) двоеточие и запятая
2) двоеточие и тире 5) нет знаков
3) двоеточие
Найдите предложение, соответствующее данной схеме : О, О, О, О – …
1) И всё это огромная и пышная вершина клёна, светло-зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, синева неба поражало своей густотой, свежестью и новизной.
2) Родина складывается из конкретных и зримых вещей изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот.
3) Горы, кроны деревьев, сверкающий ручей всё поплыло, закачалось в седом, холодном свете.
Какие из следующих утверждений верны?
1) Однородные члены – это члены предложения, которые отвечают на одни и те же вопросы.
2) В однородный ряд могут входить и одиночные слова, и словосочетания, и фразеологизмы.
3) Синтаксически однородные члены могут являться разными членами предложения.
4) Однородные члены предложения образуют подчинительные словосочетания.
В этом предложении однородные члены связаны составным союзом.
1) Народ создал свою школу. Она – в песнях, и сказках, былинах и легендах, обрядах и преданиях.
2) Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек, так и для раскладывания их.
3) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
4) Над моею головой тревожно бились листья клена, но не сверкали от лучей солнца, а бледно рисовались на темно-синем фоне.
Однородные члены предложения отвечают _________________________, связаны _________________________ и образуют ___________________ словосочетания. В однородный ряд могут входить как одиночные слова, так и __________________, и __________________. Синтаксически однородные члены являются ___________________________.
Однородные члены предложения связываются ___________________, ___________________ и ___________________ союзами.
При однородных членах предложения может быть _________________ слово. Если оно стоит впереди однородных членов, то ставится ______, если после однородных членов, то ____. Если же обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится ____, а после ____.
Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.
Дремали не только леса но и лесные озера и ленивые лесные реки с пресной водой.
Осень пришла врасплох и завладела землей садами и реками лесами и воздухом полями и птицами.
Везде на полянах и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.7
Задачи для любознательных (для выполнивших тест). (Слайд 2)