-На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
-Что обозначают эти слова? (признак предмета)
-Как называется эта часть речи? (имя прилагательное)
Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?
Имя прилагательное.
: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?
Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой.
Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательное
среди других частей речи, учиться правильно применять эту часть речи.
А для этого, что ученикам нужно делать?
ЗНАТЬ:
-что такое имя прилагательное;
-его грамматические признаки;
-правописание имен прилагательных.
УМЕТЬ:
-находить имена прилагательные;
-определять грамматические признаки;
-правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами
Мы с вами отправимся в путешествие на корабле в полет к звездам знаний. На уроке мы с вами будем выполнять задания, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. Наш корабль нас доставит на планеты галактики.
Мы с вами отправимся в путешествие на космическом корабле в полет к далёким звездам знаний. На уроке мы с вами будем выполнять интересные задания, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. Наш корабль нас доставит на разные планеты учебной галактики.
Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?
Укажите слова, которые указывают более точное описание текста.
К какой части речи они относятся? Для чего используются в речи прилагательные?
Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.
Мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.
Когда же чаще всего мы используем прилагательные?
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.
Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту:
С.Есенин
А кругом р са ж мчужная
Отливала блестки алые,
И над оз ром серебряным
К мыши, склонясь, ш пталися.
- Назовите орфограммы, пропущенные в словах (безударные гласные в корнях слов). Подберите проверочные слова.
: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
Потому что поэт использовал прилагательные. Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?
: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.
Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?
Использование эпитетов.
А теперь применим свои знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)
А здесь, слова какой части речи помогли узнать предметы? Почему? (Прилагательные)
2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
1 ряд – трава 3 ряд – море
2 ряд – снег
Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетание:
И.п. озеро серебряное
Изменилось ли прилагательное?
(Да, точно так же, как существительное.)
Значит, прилагательное изменяется по падежам.
А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)
Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательное.
Давайте внимательно посмотрим на существительное. Какие морфологические признаки можно определить у существительного? (род, число)
- Определите род и число существительных.
- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)
Прослушайте сказку как появилось имя прил.
В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным. Оно было доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что-нибудь сочиняло или мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы, придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. Буква И взялась помочь. Она собрала все буквы алфавита, и стали они думать, как назвать помощника. — Ну, раз он будет прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его — Имя Прилагательное. Так и появилось Имя Прилагательное и стало стоять в том же роде, числе и падеже, что и Имя Существительное.
- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (нет)
Сделаем вывод: прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам. Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.
Итак, Вы сделали третье открытие.
Но у нас впереди еще одна неисследованная область – синтаксическая роль
Внимательно посмотрите на предложения.
Распустился красивый цветок.
Цветок красив.
-Спишите.
-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.
Вывод: имя прилагательное в предложения являются определением или сказуемым.
Массаж рук. Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Хочешь эдак, хочешь так – Не обидятся никак
Образец: 1 команда.
1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.
2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.