kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить весь пройденный материал по теме "Имя прилагательное"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"»

План-конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС

по теме: «Имя прилагательное как часть речи».

Тип урока: обобщающее повторение

 Цели и задачи:

1.Закрепить изученное об имени прилагательном;

2.Показать роль прилагательных в речи;

3.Развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты (задачи для учащихся):

1. Научатся отличать имя прилагательное от других частей речи;

2.Узнают морфологические признаки имени прилагательного;

3.Научатся объяснять языковые явления.

Ход урока:

1.Организационный момент (мобилизация)

-Давайте поприветствуем друг друга!

Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым, и доброе утро длится до вечера!

- Ребята, приятно ли вам слышать слова «Доброе утро»? А о себе - хорошие слова?

- Подарите сами себе комплименты. Какая? (Какой) я?

(внимательный, трудолюбивый, добрый, весёлый, дружелюбный)

-Подарите комплимент своему (своей) соседу (соседке) по парте

(красивый, добродушный, надёжный, верный, усидчивый)

-На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

-Что обозначают эти слова? (признак предмета)

-Как называется эта часть речи? (имя прилагательное)

Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?

  Имя прилагательное.

: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?

 Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой.

 Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательное

среди других частей речи,  учиться правильно применять эту часть речи.

 А для этого, что ученикам нужно делать?

ЗНАТЬ:

-что такое имя прилагательное;

-его грамматические признаки;

-правописание имен прилагательных.

УМЕТЬ:

-находить имена прилагательные;

-определять грамматические признаки;

-правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами

Мы с вами отправимся в путешествие на корабле в полет к звездам знаний. На уроке мы с вами будем выполнять задания, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. Наш корабль нас доставит на планеты галактики.

Мы с вами отправимся в путешествие на космическом корабле в полет к далёким звездам знаний. На уроке мы с вами будем выполнять интересные задания, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. Наш корабль нас доставит на разные планеты учебной галактики.



Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Укажите слова, которые указывают более точное описание текста.

К какой части речи они относятся? Для чего используются в речи прилагательные?

Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным,  выразительным.

Мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту:

С.Есенин

А кругом р са ж мчужная

Отливала блестки алые,

И над оз ром серебряным

К мыши, склонясь, ш пталися.

- Назовите орфограммы, пропущенные в словах (безударные гласные в корнях слов). Подберите проверочные слова.

-Запишите синонимы к прил. алый

(Багряный, багровый, пунцовый, красный, кумачовый.

: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

Потому что поэт использовал прилагательные. Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным?  Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?

: Потому что  озеро  похоже  на серебро, блестело, было очень красивым.

Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

Использование эпитетов.

А теперь применим свои знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

  • Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

  • Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

  • Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

  • Хитрая,  рыжая, пушистая. (Лиса)

  • Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

  • Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

  • Умные,  активные,  дружелюбные. (это вы, ребята.)

А здесь, слова какой части речи помогли узнать предметы? Почему? (Прилагательные)

2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

                           1 ряд – трава                                 3 ряд – море

                           2 ряд – снег                                  

Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетание:

И.п. озеро серебряное

Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное.)

Значит, прилагательное изменяется по падежам.

А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)

Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательное.

Давайте внимательно посмотрим на существительное. Какие морфологические признаки можно определить у существительного? (род, число)

- Определите род и число существительных.

- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)

Прослушайте сказку как появилось имя прил.

В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным. Оно было доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что-нибудь сочиняло или мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы, придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. Буква И взялась помочь. Она собрала все буквы алфавита, и стали они думать, как назвать помощника. — Ну, раз он будет прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его — Имя Прилагательное. Так и появилось Имя Прилагательное и стало стоять в том же роде, числе и падеже, что и Имя Существительное.

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (нет)

Сделаем вывод: прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам. Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Итак, Вы сделали третье открытие.

Но у нас впереди еще одна неисследованная область – синтаксическая роль 

Внимательно посмотрите на предложения.

Распустился красивый цветок.

Цветок красив. 

-Спишите.

-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.

Вывод: имя прилагательное в предложения являются определением или сказуемым.

Массаж рук.
Вот помощники мои, 
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак

Образец: 1 команда.

1.(…)  утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Образец: 2 команда.

1.Наступило  (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь  (…)деревья  пробивались (…) лучи.

2.Наступило жаркое, знойное  лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.

Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий,  солнечный.

Образец3 команда.

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.

  1. Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)

Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием.

Рефлексия:

: Молодцы, ребята!  Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте  повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.

-

Имя прилагательное



обозначает

изменяется

   отвечает на вопросы

                                                                     

является в предложении

                                                                                             

                         

сегодня я узнал, я понял, что теперь я могу научился

было интересно… было трудно я выполнял задания






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"

Автор: Сакаева Ирина Михайловна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450844

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Разработка открытого урока на тему "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"" "
    ["seo_title"] => string(118) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "222409"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436269997"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок русского языка в 6 классе. Повторение по теме «Имя прилагательное». "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-povtorieniie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "192563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427472176"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(55) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "225029"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439360503"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок с использованием  интерактивных методов обучения по  теме «Имя прилагательное»"
    ["seo_title"] => string(92) "urok-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "253741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447658942"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Обобщающий урок по теме:  "Имя  прилагательное""
    ["seo_title"] => string(49) "obobshchaiushchiiurokpotiemieimiaprilaghatielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "288439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454619003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства