Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: «Состав слова» »
Айтакынова Гаухар Алдабергеновна
преподаватель русского языка и литературы общеобразовательной школы № 115 имени Д.Бабаева города Алматы
Тема урока Обобщающий урок по теме: «Состав слова»
Цель урока
1. Повторение и обобщение знаний о значимых частях слова; упражнение в разборе слова по составу.
2. Развитие мышления, речи, кругозора.
3. Воспитание аккуратности, чувства товарищества.
Задачи урока:
Отработка умения разбирать слова по составу и отработка орфографической зоркости (умение находить в корне или приставке букву, требующей проверки)
Тип урока: урок – повторение
Метод урока: игровой
Форма работы: групповая. Класс делится на группы для совместного решения определенных задач. Каждая группа получает пакет с заданиями.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями
2. Опорные схемы- «домики» состава слова
3. Сигнальные карточки для проведения рефлексии
Ход урока
Организационный момент
На доске записан эпиграф:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Сообщение цели и задач урока.
Сегодня итогом изучения раздела «Состав слова»
будет то, сумеете ли вы собрать из частей слово,
имеющее непосредственное отношение к теме урока,
но эти части спрятаны под замком, ключ от которого
зашифрован в заданиях урока.
На выполнение каждого задания дается определенное время. Сначала выполняете задание на своей карточке, записываете ответ, затем обсуждаете в группе и высказываете общее мнение от группы. Будьте внимательны и аккуратны при выполнении заданий: исправления в карточке делать нельзя.
Психологический аспект
Учитель просит учащихся взяться за руки,
посмотреть друг другу в глаза, сказать: «Мы сможем всё»
- Сегодня замечательный и необычный день. Давайте повернёмся друг другу и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.
Послушайте одну историю:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.
- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
Сегодня вы будете пополнять копилку своих знаний, и делать новые открытия.
1-й этап. (Этап проверки домашнего задания)
Проверка теоретических знаний.
Решите кроссворд «Части слова».
Под какой цифрой зашифрована часть слова, не входящая в основу?
Вопросы
1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение
всех однокоренных слов.
2.Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
4. Часть изменяемого слова без окончания.
5. Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова. В ней заключено
грамматическое значение слова.
(Проверка задания – 1 ученик на доске записывает ответы) ответ
2-й этап
Конкурс « Словесное дерево»
Составление флипчартов (каждой команде дается плакат в котором нужно будет составить дерево мудрости)
Учитель: А сейчас я расскажу вам небольшую сказку. Жили -были корни -сад-, - ход- , - рос-. Один догадливый человек решил посадить их . Выросли необыкновенные словесные деревья: росли на них слова, и у всех этих слов была общая часть, та, что человек посадил сначала. Я предлагаю вам всем вместе тоже вырастить словесное дерево с этими корнями. (Участники групп выполняют задание.) Учитель: Посмотрите, какое словесное дерево мы вырастили. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово-корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада. Вот еще посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. (Е.Измайлов)
Учитель: Как написан корень во всех однокоренных словах? (Одинаково.)
3-й этап
«В мире приставок»
Представляемся всегда мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи очень много нас!
ЗА , У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно перечесть!
Твёрдо помните, друзья, -
В языке без нас нельзя!
Задание
Задание 1 группы
Спиши. Выдели приставки, подчеркни предлоги.
Уехали отец с матерью в город. Машенька посадила брата на травку и побежала на улицу играть с подружками. Прилетели гуси-лебеди, схватили брата и унесли. Прибежала Машенька домой, а брата нет. Побежала она в чистое поле. Увидела Машенька, как над полем пролетели гуси-лебеди.
Фотодиктант “Калейдоскоп”. Конечно, в сказках события необычные, яркие, запоминающиеся. Сейчас мы проведём фотодиктант. Как в калейдоскопе будут меняться слайды с изображением людей определённой профессии. Каждый из вас по “цепочке” выйдет к доске, запишет слово и объяснит правописание слова с суффиксами. Не забывайте графически выделять в слове изученную орфограмму. Слова дляфотодиктанта: разведчик, гардеробщик, переводчик, каменщик, грузчик, пильщик, лётчик, бетонщик.
5. Разбор слова по составу
Прекрасных профессий не счесть, И каждой профессии – слава и честь! Профессий всех не сосчитать! А вы можете их назвать? Поезд водит (машинист). Пашет в поле (тракторист). Самолётом правит (лётчик). Клеит книги (переплётчик). В школе учит нас (учитель). Строит здания (строитель).
Песни нам поёт (певец). Торговлей занят (продавец). На станке ткёт ткани (ткач). От болезней лечит (врач). В машине возит груз (шофёр). Хлеб убирает (комбайнёр). В доме свет провёл (монтёр). В шахте трудится (шахтёр). В жаркой кузнице (кузнец). А кто знает – молодец!
6. Определи «Домики».
Распределите слова по «домикам» в соответствии с их составом. (Опорные схемы – «домики» на доске)
Каждый ученик цветным значком отмечает на доске свое отношение к уроку:
-урок очень понравился
-урок понравился
-урок не понравился
8. Домашнее задание:
подготовить сообщение «Какая часть слова важнее?»
1 гр. «Корень – самая важная часть слова»
2 гр. «Приставка - самая важная часть слова»
3 гр. «Суффикс - самая важная часть слова»
Вывод: Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди
Приложение 1 ( задание 1)
1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение
всех однокоренных слов.
2.Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
4. Часть изменяемого слова без окончания.
5. Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова. В ней заключено
грамматическое значение слова.
Задание 2 Словесное дерево
Задание 3 « В мире приставок»
Задание 1 группы
Спиши. Выдели приставки, подчеркни предлоги.
Уехали отец с матерью в город. Машенька посадила брата на травку и побежала на улицу играть с подружками. Прилетели гуси-лебеди, схватили брата и унесли. Прибежала Машенька домой, а брата нет. Побежала она в чистое поле. Увидела Машенька, как над полем пролетели гуси-лебеди.