kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Не с глаголами. Технологическая карта урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является уроком систематизации и обобщения изученного. На уроке актуализируются знания об известных учащимся правилах правописания не с глаголами, отрабатываются умения правильно писать частицу не с глаголами, развивается орфографическая зоркость, логическое и образное мышление, речь. Урок сопровождается презентацией. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Не с глаголами. Технологическая карта урока.»

Учитель: Алферова Л.И.

Класс: 5

Тема: «Не с глаголами»

Предмет: русский язык

Тип урока: систематизация и обобщение изученного

Цель: актуализировать знания об известных учащимся правилах правописания не с глаголами.

Задачи: 1закрепить умение определять спряжение глаголов, знать правописание личных окончаний глаголов, умение находить и выделять личные окончания;

2 отработать умение правильно писать частицу не с глаголами;

3 развивать орфографическую зоркость, логическое и образное мышление, речь.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать написание не с глаголами, знать глаголы-исключения.

  2. Уметь правильно писать не с глаголами, глаголы-исключения.

  3. Уметь находить в тексте глаголы с не, глаголы на –тся и –ться, графически обозначать орфограмму.

Метапредметные:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, отстаивать свою точку зрения; умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок; вносить свое предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные:

Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Ресурсы урока:

Для учителя: компьютер, презентация (слайды к уроку), учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской


Для учащихся: учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, экран, карточки.



Технологическая карта урока



п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствует детей, предлагает вспомнить тему предыдущего урока. Сосредотачивает внимание на том, что предстоит продолжить работу по теме «Глагол».

Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют свою готовность к уроку.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные: работают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

2. Актуализация необходимых знаний

Организует повторение ранее изученного материала.

  • Рассказать алгоритм определения спряжения глаголов (монологический ответ)

  • Записать на доске глаголы-исключения (индивидуальная работа)

  • Устная разминка

Определить спряжение глаголов: слушать, делить, дышать, верить, бороться, стелить, работать, строить, гнать, сеять, увидеть и др.

  • Слушаем лингвистическую сказку (слайд 3)

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может.

  • Что мы узнали из этой сказки о правописании не с глаголами?

  • Сформулируйте и запишите тему

урока в тетради.

  • Спишите четверостишие в тетрадь (слайд 4)

(Не) выучил, (не) делай.

(Не) знаешь, (не) спеши.

С глаголами отдельно

Частицу Не пиши!

  • Назовите как можно больше глаголов, которые с не пишутся слитно.



Строят монологическое высказывание. Слушают и вспоминают алгоритм определения спряжения, повторяют глаголы-исключения. Участвуют в устной разминке, определяя спряжение глаголов. Вступают в диалог, дают рецензию на ответ товарищей, задают вопросы.







Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что для полных ответов недостаточно знаний. Формулируют и записывают тему.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, анализируя, делают выводы.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3.Выявление места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию.

  • Прочитайте записанные на экране слова (слайд 5 )

Не?сделать не?домогать

Не?ходить не?навидеть

Не?поверить не?годовать

Не?писать не?доумевать

НЕ?удержать не?доставать


  • Что общего в этих словах?

  • Чем они отличаются?

  • Объясните, от чего зависит слитное и раздельное написание не с глаголами?

  • Запишите глаголы, не употребляющиеся без не.


Дополняет ответы, сопровождает деятельность детей по освоению орфограммы.


Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

4. Целеполагание

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.


  • Что нам нужно знать о написании не с глаголами? Какое умение будем отрабатывать?



Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, составляют алгоритм действий. Работают с учебником, заучивают орфограмму

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

5.Творческая практическая деятельность















6.Физкультминутка


  • Объясните значение данных слов: (слайд 6)

Нездоровится – испытывать нездоровье

Неможется – испытывать нездоровье

Недомогать – болеть

Ненавидеть – испытывать отвращение

Негодовать – возмущаться

Недоумевать – не понимать чего-нибудь

Неистовствовать - бушевать

Недоставать – не хватать чего-либо

Невзлюбить – чувствовать неприязнь

Неволить – принуждать, заставлять


  • Дополните в тетради список глаголов, пишущихся слитно с не.

  • С любым из глаголов составьте и запишите предложение

Приглашается подготовленный ученик

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы, рассказывают правило. Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения, составляют предложения.












Выполняют упражнения





Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы.









Личностные: осознают необходимость заботы о своем здоровье.


7. Первичное закрепление с комментированием




























8.Практическая творческая деятельность

Обратимся к презентации.

  • Прочитайте пословицы, объясните правописание глаголов (слайд 7)

  • (Не) будет хлеба – (не) будет и обеда.

  • Лежа хлеба (не) добуд..шь.

  • Хвастать (не) косить, спина (не) болит.

  • Лентяю все (не) можется да (не) здоровится.

  • Не стыдно (не) знать, стыдно (не) учит..ся.

  • Семь дел в одни руки (не) берут.

  • Определите тему этих пословиц.

  • Запишите в тетрадь понравившуюся пословицу, задумайтесь над ее значением.













Записываем пословицы, объясняем правописание глаголов, обозначаем орфограммы. (К доске приглашаются ученики) (слайд 8)


  • Без пословицы (не) проживеш..

  • Лодырю все (не) здоровится.

  • Семеро одного (не) ждут.


Остальные пословицы запишите самостоятельно.


  • Кто (не) работает, тот (не) ест.

  • В чужом доме (не) указывают.

  • В решете воду (не) удерж..шь.

  • Волков боят..ся – в лес (не)ходить.


  • Объясните значение 1(-ой) пословицы.

  • Индивид. работа у доски:

Определить спряжение, сделать морфемный разбор глагола удержишь

  • Индивид. работа (слайд 9) Прочитать стихотворение, объяснить орфограмму.




Отрабатывая орфограмму, повторяют теорию; выполняют практические задания, пользуясь алгоритмом, комментируя полученный результат.

























В сотрудничестве с учителем и одноклассниками записывают пословицы, объясняют их написание.








Продолжают самостоятельно закреплять орфограмму. Проводят самопроверку, участвуют в проверке индивидуальной работы. Размышляют над значением пословицы.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.




















Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.


Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.


Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической точки зрения.

9.Самостоятельная работа с последующей проверкой

Пишем графический диктант. Записываем в строчку цифры от одного до десяти, раздельное написание не с глаголом обозначаем буквой р, слитное – буквой с.


  • Диктовка: 1.не кричать

2.не грубить

3.недомогать

4.не ссориться

5.негодовать.

6.не ворчать

7.невзлюбить

8.неволить

9.не ломать

10.не лениться

  • Взаимопроверка работ (слайд 10)

Самостоятельно закрепляют орфограмму. Проводят взаимопроверку и оценивают правильность выполнения работы.



Познавательные: закрепляют умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, оценивают работу своих одноклассников.


Коммуникативные: осуществляют совместную работу в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

10.Включение в систему знаний и повторение

Подведем итоги. Проверим наши знания.

  • Выборочная проверка графического диктанта.

  • Беседа:

- Над какой орфограммой сегодня работали?

- Выучите и расскажите записанное четверостишие о правописании глаголов с Не.

- Назовите глаголы, пишущиеся с Не слитно.


Проверяют степень усвоения материала, оценивают себя и товарищей. Приходят к выводу, что необходимо запомнить глаголы, пишущиеся с Не слитно.

.Познавательные: закрепляют умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности, анализируя материал, приходят к умозаключениям, делают выводы.

Регулятивные: оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


11. Домашнее задание

Параграф 19 (слайд11)

Упражнение № 92 (по заданию)

Слушают объяснение, записывают задание, задают вопросы.

Личностные: осознают необходимость закрепления знаний.

12.Рефлексия. Итог урока, выставление отметок.












  • Оцените нашу (свою) работу на уроке любой пословицей

(слайд 12)


(Кто не работает, тот не ест.

Лежа хлеба не добудешь.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.) и др.


  • Чья работа на уроке вам понравилась больше всего?

Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние.

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Не с глаголами. Технологическая карта урока.

Автор: Алферова Людмила Ивановна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 312042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Как определить спряжение глагола, если окончание ударное" (4 класс, ОС "Школа 2100") "
    ["seo_title"] => string(151) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-kak-opriedielit-spriazhieniie-ghlaghola-iesli-okonchaniie-udarnoie-4-klass-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "196876"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428135928"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Технологическая карта урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОГО СУФФИКСА В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ." "
    ["seo_title"] => string(106) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pravopisaniie-biezudarnogo-suffiksa-v-glagolakh-proshiedshiego-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "222309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436149900"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Технологическая карта урока по теме: "Корни с чередованием Е-И". "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-korni-s-chieriedovaniiem-ie-i"
    ["file_id"] => string(6) "223127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437304044"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока русского языка  по теме:"Повелительное наклонение  глагола" "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-povielitiel-noie-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "238868"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444666048"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице""
    ["seo_title"] => string(128) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-ghlagholov-v-nieopriedieliennoi-formie-i-v-3-m-litsie"
    ["file_id"] => string(6) "269431"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450815777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства