№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствует детей, предлагает вспомнить тему предыдущего урока. Сосредотачивает внимание на том, что предстоит продолжить работу по теме «Глагол». | Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют свою готовность к уроку. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия. Коммуникативные: работают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера. |
2. Актуализация необходимых знаний | Организует повторение ранее изученного материала. Определить спряжение глаголов: слушать, делить, дышать, верить, бороться, стелить, работать, строить, гнать, сеять, увидеть и др. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может. урока в тетради. (Не) выучил, (не) делай. (Не) знаешь, (не) спеши. С глаголами отдельно Частицу Не пиши! | Строят монологическое высказывание. Слушают и вспоминают алгоритм определения спряжения, повторяют глаголы-исключения. Участвуют в устной разминке, определяя спряжение глаголов. Вступают в диалог, дают рецензию на ответ товарищей, задают вопросы. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что для полных ответов недостаточно знаний. Формулируют и записывают тему. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, анализируя, делают выводы. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
3.Выявление места и причины затруднения | Создает проблемную ситуацию. Не?сделать не?домогать Не?ходить не?навидеть Не?поверить не?годовать Не?писать не?доумевать НЕ?удержать не?доставать Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Объясните, от чего зависит слитное и раздельное написание не с глаголами? Запишите глаголы, не употребляющиеся без не. Дополняет ответы, сопровождает деятельность детей по освоению орфограммы. | Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний |
4. Целеполагание | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, составляют алгоритм действий. Работают с учебником, заучивают орфограмму | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
5.Творческая практическая деятельность 6.Физкультминутка | Нездоровится – испытывать нездоровье Неможется – испытывать нездоровье Недомогать – болеть Ненавидеть – испытывать отвращение Негодовать – возмущаться Недоумевать – не понимать чего-нибудь Неистовствовать - бушевать Недоставать – не хватать чего-либо Невзлюбить – чувствовать неприязнь Неволить – принуждать, заставлять Дополните в тетради список глаголов, пишущихся слитно с не. С любым из глаголов составьте и запишите предложение Приглашается подготовленный ученик | Смотрят презентацию, отвечают на вопросы, рассказывают правило. Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения, составляют предложения. Выполняют упражнения | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы. Личностные: осознают необходимость заботы о своем здоровье. |
7. Первичное закрепление с комментированием 8.Практическая творческая деятельность | Обратимся к презентации. (Не) будет хлеба – (не) будет и обеда. Лежа хлеба (не) добуд..шь. Хвастать (не) косить, спина (не) болит. Лентяю все (не) можется да (не) здоровится. Не стыдно (не) знать, стыдно (не) учит..ся. Семь дел в одни руки (не) берут. Определите тему этих пословиц. Запишите в тетрадь понравившуюся пословицу, задумайтесь над ее значением. Записываем пословицы, объясняем правописание глаголов, обозначаем орфограммы. (К доске приглашаются ученики) (слайд 8) Остальные пословицы запишите самостоятельно. Кто (не) работает, тот (не) ест. В чужом доме (не) указывают. В решете воду (не) удерж..шь. Волков боят..ся – в лес (не)ходить. Определить спряжение, сделать морфемный разбор глагола удержишь | Отрабатывая орфограмму, повторяют теорию; выполняют практические задания, пользуясь алгоритмом, комментируя полученный результат. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками записывают пословицы, объясняют их написание. Продолжают самостоятельно закреплять орфограмму. Проводят самопроверку, участвуют в проверке индивидуальной работы. Размышляют над значением пословицы. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки. Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической точки зрения. |
9.Самостоятельная работа с последующей проверкой | Пишем графический диктант. Записываем в строчку цифры от одного до десяти, раздельное написание не с глаголом обозначаем буквой р, слитное – буквой с. 2.не грубить 3.недомогать 4.не ссориться 5.негодовать. 6.не ворчать 7.невзлюбить 8.неволить 9.не ломать 10.не лениться | Самостоятельно закрепляют орфограмму. Проводят взаимопроверку и оценивают правильность выполнения работы. | Познавательные: закрепляют умения использовать полученные знания в практической деятельности. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, оценивают работу своих одноклассников. Коммуникативные: осуществляют совместную работу в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
10.Включение в систему знаний и повторение | Подведем итоги. Проверим наши знания. - Над какой орфограммой сегодня работали? - Выучите и расскажите записанное четверостишие о правописании глаголов с Не. - Назовите глаголы, пишущиеся с Не слитно. | Проверяют степень усвоения материала, оценивают себя и товарищей. Приходят к выводу, что необходимо запомнить глаголы, пишущиеся с Не слитно. | .Познавательные: закрепляют умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности, анализируя материал, приходят к умозаключениям, делают выводы. Регулятивные: оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
11. Домашнее задание | Параграф 19 (слайд11) Упражнение № 92 (по заданию) | Слушают объяснение, записывают задание, задают вопросы. | Личностные: осознают необходимость закрепления знаний. |
12.Рефлексия. Итог урока, выставление отметок. | (слайд 12) (Кто не работает, тот не ест. Лежа хлеба не добудешь. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.) и др. | Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние. | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания. |