Примерный план-конспект урока по теме "Непарные звонкие и глухие согласные", который каждый учитель сможет подогнать под себя, свой опыт, творческий потенциал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Непарные звонкие и глухие согласные»
Тема урока. Непарные звонкие и глухие согласные
Цель: ознакомление с непарными звонкими и глухими согласными звуками.
Задачи: дать первоначальное представление о непарных звонких и глухих согласных звуках; формировать практическое умение различать непарные звонкие и глухие согласные; отрабатывать каллиграфию письма, развивать мелкую моторику рук, расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне, воспитывать гордость за наш народ.
Учебно-методическое обеспечение: учебник (ч. 1), Антипова М. Б., Верниковская А. В., Грабчикова Е. С., мяч, сигнальные карточки твердый\мягкий, сигнальные карточки звонок\ наушники, карточки-тест, рисунки к отгадкам загадок, использование визуализации (сказка-комикс).
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики.
Проверка домашнего задания
- Сейчас мы с вами проверим как вы выполнили домашнее задание.
- У меня на доске записаны предложения, которые вам нужно было списать. В словах подчеркнуть буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки. Я буду показывать правильные ответы, если у вас в тетради выполнено так же и ответ правильный, вы хлопаете в ладоши. Если же не так, то исправляете карандашом.
- Оцените себя. На полях поставьте букву
«Л», если задание было легким, и вы быстро справились.
«Т» очень трудно.
«С» были со мнения и допустили ошибки в выполнении.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Всех напоил лесной родник!
Актуализация знаний и умений учащихся
Дидактическая игра «Слови и назови»
- Предлагаю вам сыграть со мной в игру. Я буду называть парный согласный звук, а вы должны назвать мне его глухую или звонкую пару.
Учитель бросает мяч учащемуся и называет согласный звук, ученик возвращает мяч назад и называет парный согласный звук. (твердый и мягкий)
Б - п д - т в - ф з – с г - к ж – ш
Б’ – п’ д’ – т ‘ в’ – ф’ з’ – с’ г’ – к’
Словарная работа «Заколдованные слова»
- Следующее задание называется «Заколдованные слова». Вам необходимо «расколдовать» их, убрав лишний слог.
- Что это за слова? Что в них особенного? (словарные)
- Почему эти слова называются словарными? (написание нельзя править с помощью правил, их написание можно проверить при помощи словаря, их нужно запомнить)
- Выпишем лишние слоги.
Чистописание
Бе фа на ми ро за
- Подчеркните парные согласные в списанных слогах.
- Какие согласные остались?
- Если у согласных есть пара, то они называется парными. Как вы думаете, как будут называться согласные, у которых нет пары. (непарными)
- Мы предположили первое ключевое слово темы нашего урока.
Физкультминутка (на глаза)
Изучение новой темы
Определение темы урока, постановка задач по опорным словам. На доске отгадки в картинках.
- Чтобы еще больше приблизиться к теме нашего сегодняшнего урок, я предлагаю вам отгадать загадки.
Запишите отгадки.
В первый столбик:
Желтый, сочный очень он,
Пользы так же много в нём.
В чай себе его клади
И простуду прогони. (лимон)
В берлоге он своей живет,
Кушает там лапой мед,
Заревет, всех распугает,
Зимой он в крепкий сон впадает. (медведь)
Во второй столбик:
На пруду стоит двунога
И лягушек ловит много.
Страшно с ней шутить, не так ли?
Острый клюв у белой… (цапли)
С молоком, лимоном, медом, С тортом, или бутербродом, Иди скорей друзей встречай Наливай всем вкусный… (чай)
- Подчеркните первые буквы слов.
- Разберем первый столбик.
- Произнесите первые звуки в словах столбика.
- Охарактеризуем их. Если звук звонкий покажем колокольчик. Если глухой - наушники.
- Как вы думаете почему у меня слова записаны в два столбика? Чем отличаются?
(В первом звонкие, во вторам - глухие)
- Какая будет тема нашего урока? (на доске вывешены опорные слова непарные звонкие и глухие согласные)
Работа с учебником
- Перед теме как перейти к изучению новой темы послушайте одну историю. (Видео фрагмент комикс)
Как – то раз в одном королевстве, где все буквы жили в дружбе и согласии, произошло радостное событие. Король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные с согласными. Всем было весело! Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары. Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Ч, Щ. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнёром. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.
- Что значит непарные звуки? (звуки, у которых нет звонкой или глухой пары)
- Произнесем буквы, которые обозначают непарные звонкие и глухие согласные.
Первый ряд (л, м)
В торой ряд (н, р)
Третий ряд (й, х)
Все вместе (ц, ч, щ)
- Давайте расположим каждую букву, которая обозначает непарный звонкий и глухой звук, в свой домик.
- У вас на партах лежат листочки.
- каждой букве соответствует своя линейка.
- Запишем, какие из них являются звонкими. (л, м, н, р, й)
- Запишем какие являются глухими (х, ц, ч, щ)
- Кто справился с заданием правильно и не допустил ошибок поднимите зеленый круг, кто допустил ошибки красный.
- Молодец! Ты выполнил задание сам, без моей помощи и помощи класса!
Чтение правила (с. 96).
Физкультминутка (видео)
Закрепление изученного
Упражнение 153, с. 96.
- Что за место изображено на картинке?
- Вы узнаете его?
- Как называется памятник?
- В каком городе расположена Площадь Победы?
- Кому возведен этот памятник?
- Как наш народ чтит\увековечивает память о погибших воинах?
- Чтобы увековечить память о героической победе в Великой Отечественной войне, на пространстве минской площади Победы были установлены колонны, в которых содержатся капсулы с землей из городов, имеющих статус героев, таких городов 12. На всех гранях размещены скульптуры с сюжетами на военную тематику.После окончания Великой Отечественной войны, 3 июля (день освобождения Минска), у подножия постамента был зажжен вечный огонь. Торжественный ритуал выполнил герой СССР, генерал-полковник Алексей Семенович Бурдейный.
- Спишите последнее предложение.
- В выделенных словах подчеркните буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
Здесь, в центре столицы, горитВечный огонь в память о погибших воинах.
- Памятники, посвященные героям войны есть в каждом маленьком и большом городе. Наш город не исключение. Здесь находится один из ярчайших памятников в истории. У каждого на парте лежать слова, из которых необходимо составить предложение. Если вы сделаете все верно, то вы узнаете о каком памятнике идет речь.
Буйничское поле - памятник защитникам Могилёва.
Мемориал находится под открытым небом.
Там можно увидеть образцы боевой техники.
Обобщение и систематизация изученного
Т ест на закрепление знаний.
- У вас на партах лежат листочки. Переверните их.
- Вам необходимо распределить слова по первому звуку в два столбика с помощью стрелок. Если первый звук в слове непарный звонкий, то относите в левый столбик, если непарный глухой в правый столбик.
- Сейчас сделаем взаимопроверку. Обменяйтесь карточками. Сверьте с образцом.
- Встаньте, держась и поднимая руки вверх, чья пара выполнила все без ошибок.
Сообщение домашнего задания
Учебник с. 95 упражнение 151, правило (с. 96)
- Необходимо списать первое и последнее предложение. В выделенных словах подчеркнуть парные глухие согласные звуки.
- Все ли понятно?
- Есть ли вопросы по выполнению задания?
Подведение итогов урока. Рефлексия
- Какая была тема урока?
- Что узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Что повторили?
- Назовите непарные звонкие согласные.
- Назовите непарные глухие согласные.
- Поднимите зелёный круг, если урок оказался интересным и познавательным, вы активно работали, и все было понятно. Красный круг, если урок оказался скучным и непонятным, вы отдыхали, допускали много ошибок.